Собственной деятельности

Было бы неплохо каждому учителю и будущему учителю для начала ответить себе на вопрос:

- что для меня наиболее значимо и приоритетно

в моей деятельности?

- какими чертами и качествами я обладаю в нужной мере

и в чем я вижу свои профессиональные

и личные проблемы.


Собственной деятельности - student2.ru


Синдром сгорания учителя: причины и пути преодоления

Явно выраженная неудовлетворенность сво­им трудом, накопление психологической уста­лости, часто возникающие стрессы.

Проявления:

• неудовлетворенность профессией, желание ее сменить на другую, более спокойную;

• снижение уровня контроля над ситуацией (че­ловек себя чувствует жертвой или заложником об­стоятельств, что выражается в настроении «от меня ничего не зависит, я ничего не могу поделать»);

• хроническое переутомление;

• отсутствие радости жизни.

Для выявления причин были проведены специаль­ные исследования. В Австралии, например, проана­лизировали условия работы и жизни учителей по це­лому ряду параметров — как социальным (уровень жизни, заработной платы и т.д.), так и узкопрофесси­ональным. Выяснилось, что независимо от того, мало или много получает учитель, работает ли он в част­ной или государственной школе, он все равно испы­тывает указанные негативные чувства.

Тогда стали собирать данные дополнительные: насколько удачен жизненный путь педагога, благопо­лучно ли в его семье, счастлив ли он в личной жизни, каковы особенности его характера. Однако прямой связи между «синдромом сгорания учителя» и осо­бенностями его биографии обнаружено не было. У него счастливая семья — он все равно мучается в школе, несчастливая — мучается вдвойне.

Настрой педагогов, у которых наблюдался тре­вожный симптом, отличался следующими психичес­кими явлениями:

• низкий уровень самооценки, самоуважения;

• восприятие себя как жертвы;

• низкие темпы профессионального роста, неже­лание повышать свою квалификацию;

• постоянная усталость, частые стрессовые состо­
яния.

В конце концов ученые пришли к простому вы­воду:

весь этот негативный фон в работе учителя связан с так называемой

«позицией на пьедестале»

Имеется в виду, что учитель должен постоянно расходовать огромную энергию, чтобы заставить ре­бенка тронуться с места, включиться в процесс, что­бы осуществить в случае непослушания карательные функции, связанные с выставлением негативных оце­нок, высказыванием порицаний, предъявлением тре­бований, применением наказаний. Сам же педагог должен быть при этом образцом, идеалом, всегда пра­вильно реагирующим, никогда не ошибающимся. Эта позиция и вызывает у него переутомление, постоян- *" ный психологический дискомфорт. Основной кара­тельный механизм в современной школе — отметка (балл, как ярлык, как приговор), а учитель решает при этом : наказать или помиловать. Ученик страда­ет от непонимания, от постоянного ощущения своей зависимости от учителя и его субъективного мнения. После определения диагноза ученые пришли к про­стому решению: ликвидировать причину можно че­рез передачу карательных функций безличному ин­струменту — тесту.


Собственной деятельности - student2.ru


Собственной деятельности - student2.ru


Собственной деятельности - student2.ru


Собственной деятельности - student2.ru


Проектирование педагогического объекта

Наши рекомендации