Собственной деятельности
Было бы неплохо каждому учителю и будущему учителю для начала ответить себе на вопрос:
- что для меня наиболее значимо и приоритетно
в моей деятельности?
- какими чертами и качествами я обладаю в нужной мере
и в чем я вижу свои профессиональные
и личные проблемы.
Синдром сгорания учителя: причины и пути преодоления
Явно выраженная неудовлетворенность своим трудом, накопление психологической усталости, часто возникающие стрессы.
Проявления:
• неудовлетворенность профессией, желание ее сменить на другую, более спокойную;
• снижение уровня контроля над ситуацией (человек себя чувствует жертвой или заложником обстоятельств, что выражается в настроении «от меня ничего не зависит, я ничего не могу поделать»);
• хроническое переутомление;
• отсутствие радости жизни.
Для выявления причин были проведены специальные исследования. В Австралии, например, проанализировали условия работы и жизни учителей по целому ряду параметров — как социальным (уровень жизни, заработной платы и т.д.), так и узкопрофессиональным. Выяснилось, что независимо от того, мало или много получает учитель, работает ли он в частной или государственной школе, он все равно испытывает указанные негативные чувства.
Тогда стали собирать данные дополнительные: насколько удачен жизненный путь педагога, благополучно ли в его семье, счастлив ли он в личной жизни, каковы особенности его характера. Однако прямой связи между «синдромом сгорания учителя» и особенностями его биографии обнаружено не было. У него счастливая семья — он все равно мучается в школе, несчастливая — мучается вдвойне.
Настрой педагогов, у которых наблюдался тревожный симптом, отличался следующими психическими явлениями:
• низкий уровень самооценки, самоуважения;
• восприятие себя как жертвы;
• низкие темпы профессионального роста, нежелание повышать свою квалификацию;
• постоянная усталость, частые стрессовые состо
яния.
В конце концов ученые пришли к простому выводу:
весь этот негативный фон в работе учителя связан с так называемой
«позицией на пьедестале»
Имеется в виду, что учитель должен постоянно расходовать огромную энергию, чтобы заставить ребенка тронуться с места, включиться в процесс, чтобы осуществить в случае непослушания карательные функции, связанные с выставлением негативных оценок, высказыванием порицаний, предъявлением требований, применением наказаний. Сам же педагог должен быть при этом образцом, идеалом, всегда правильно реагирующим, никогда не ошибающимся. Эта позиция и вызывает у него переутомление, постоян- *" ный психологический дискомфорт. Основной карательный механизм в современной школе — отметка (балл, как ярлык, как приговор), а учитель решает при этом : наказать или помиловать. Ученик страдает от непонимания, от постоянного ощущения своей зависимости от учителя и его субъективного мнения. После определения диагноза ученые пришли к простому решению: ликвидировать причину можно через передачу карательных функций безличному инструменту — тесту.
Проектирование педагогического объекта