Подготовка учителя к уроку.286-289; 403-422
К конкретному уроку учитель готовится всю жизнь и каждый раз накануне урока. Формой подготовки является поурочный план. В высокопрофессиональной педагогической подготовке каждый поурочный план — это тщательно продуманный сценарий, в котором каждому участнику предстоит воплотить в практику свою функцию, сыграть свою роль, главную или второстепенную, как в пространстве урока, так и во времени.
Не подлежит сомнению, что начинающий, а тем более идущий на первый в своей жизни урок учитель должен «прописать» подробнейшим образом каждый момент предстоящего образовательно-педагогического процесса на уроке. Такая подготовка дает возможность «прожить», прочувствовать урок накануне. Опытный учитель может позволить себе «свернуть» сценарий, оставив лишь информационную суть, выстроенную в методическом замысле. Подготовка, продумывание предстоящих уроков и каждого предстоящего урока — это способ бытия профессионала как с привлечением активного сознания в специально выделенное для этого время, так и в текущем бытии, когда анализ подсознания время от времени выводит решения или «включает» анализ активного сознания. Подготовка к уроку в практике творческих учителей завершается в момент появления в классе, когда учитель переступает его порог, «входит в урок».
Поурочное планирование тесно связано с планированием работы на год, на полгода, на четверть. Учителю необходимо тщательно анализировать содержание программы, учебного материала, для того чтобы выиграть время за счет соответствующего оптимального отбора материала, обеспечивающего выполнение программы и в то же время полные и прочные знания учащихся.
Цели урока.Качественно можно работать, если четко осознаешь цели, к которым стремишься. Для каждого конкретного урока в качестве целей должны определяться не качества личности, как результат воспитания, а формирующие состояния, в которых эти качества из урока урок формируются. Например, цель – не внимательность как качество личности, а внимательность учащихся на уроке как формирующее это и другие качества состояние. Формирующее состояние на уроке: активная, организованная, аккуратная, сосредоточенная, внимательная работа учеников.
Процессуально-педагогические цели урока.Любой учитель может достичь полного сосредоточения класса, но лишь не многие способны удерживать её в течение всего урока. Хорошее настроение учащихся – цель деятельности любого учителя. Нравственно ценные переживания человеческого достоинства учащихся – одна из важнейших пед. целей учителя, достижение – возможность успешного участия в уч. де-ти. Мнение класса об учителе – один из сильнейших факторов усложения\упрошения пед. де-ти.
Особенности поведения учащихся на первых уроках. Порой внимательность и активность учащихся на первых уроках могут быть ложными по причинам последующих ошибок начинающего учителя или внешности практиканта и последующей потери интереса к ней. Начинающему учителю следует удвоить внимание к своим первым «удачным» урокам, руководствуясь самоанализом и критичностью.
Эмоциональная настройка на урок. Методкика пед. процесса предполагает эмоц. настроенность на предстоящий урок. Учитель не может качественно провести урок, если не проделает над собой психологическую работу. Накануне урока или за 2-3 минуты до урока учитель может испытать болушую радость\огорчение. Сильные эмоции блокируют все остальные чувства. В этом случае учитель должен сам осознавать своё нерабочее эмоциональное состояние. Должно произойти быстрая эмоциональная надстройка на предстоящий урок. Учитель должен помнить, что его переживания – это его, и только его, личные проблемы.
Эффектное появление в классе учителя – приводит к настройке учащихся на серьёзную работу. Типичной ошибкой начинающего учителя является то, что он считает, что ученик должен немедленно подготовиться к уроку сразу после звонка. Это иллюзия – ученик никому ничего не должен! Также важно не допустить ещё одной типичной ошибки практиканта. Он должен осознавать, всю будничность любого урока для ученика, будь то первый, то последний. Не должна возникать иллюзия важности этого события для учащихся.
Овладение вниманием с первых минут. При появлении учителя в классе важно удержать в течение всего урока, возникшее полное внимание класса и каждого ученика, с помощью быстрого перехода к работе.
Занятость каждого ученика в учебном познании. Внимание класса обусловлено всеобщей занятостью. В ходе изложения нового материала нужно непрерывно наблюдать за каждым учеником. Вернуть внимание отвлекшихся учеников моно с помощью кратких и точных обращений. Сначала дается задание всему классу, а затем индив. задания отдельным ученикам, не наоборот! Выполнившего работу у доски ученика нужно сразу посадить на места и включить его в общую работу класса, либо перевести внимание класса к анализу его работы.
Плотность урока - это мах. кол-во выполненной учеником работы во времени и пространстве урока. Зависит от опыта учителя и от опыта класса привыкшего\не привыкшего работать на уроках по данному предмету. Для обеспечения мах. плотности урока в незнакомом классе необходимо: побывать на всех уроках этого класса, определить мах. плотность урока в классе, применить полученные сведенья для своих уроков. Недопустимо меньшее кол-во работы, чем обычно выполняется в классе по данному предмету, возможна адекватная либо большая плотность урока.
Динамика, ритм, тем урока. Динамика урока – это движение и ход развития образовательного процесса на уроке под влиянием различных факторов. Критерий динамики – ритм урока. Ритм урока – это последовательное чередование форм дея-ти учеников, происходящее с определенной частотой. Ритм обуславливается темпом. Темп урока – это интенсивность развития обр. процесса на уроке. Темп – основной инструмент увеличения полезного времени урока. Образовательный процесс находится в движении и развитии, если каждый ученик класса, включен в активную деятельность познания в течение всего времени процесса. Чувство меры времени и ритма урока – фактор и средство удержания внимания учеников. Если внимание учеников ослабевает нужно сменить форму работы.
Активность класса – непрерывающееся в течении всего времени урока совершение предметных действий познания в учебной де-ти. Надо уметь различать действительную и имитируемую предметную активность ученика. Важно посети все уроки класса и не только заприметить учеников, склонных изображать активную де-ть на уроке, но и понять, почему так происходит. Перед уроком надо обдумать, как работать с ними. Важно интенсивно запоминать имена и фамилии всех учеников класса. Важно также научиться работать с активными учениками. Активность отдельных учеников не должна помещать налаженной и разменной деятельности на уроке. В каждом класса есть свои недисциплинированные ученики, однако вопрос дисциплины сразу отпадает, если учителю удается включить ученика в активную работу на уроке.
Дифференцированная подготовка учителя к уроку. Говоря о недисциплинированных учениках, чаще всего выявляется то, что ученик отвык учиться и не может учиться без помощи. Требуется его посильной участие в учебной де-ти, что подразумевает задания пониженной трудности. Однако пониженная трудность заданий для отдельного ученика не должна быть явной для всего класса, можно задеть самолюбие ученика, что приведет к его уклонению от выполнения работы – «щадящая педагогика». Главная цель – постепенно втягивать ученика в работу на уроке, благодаря его успехам.
Работа с активными учащимися. Очень часто в классе бывают ученики, которые глубоко сведущи в какой-то конкретной области познания, превосходя в ней эрудицией не только одноклассников, но и порой самого учителя. Важно, чтоб такие ученики не оказались в оппозиции к учителю. На первых порах можно «нейтрализовать» таких учеников индивидуальными заданиями. Однако в будущем нужно активно осваивать навык активного и динамичного взаимодействия с классом, в особенност с такими учениками. Надо всё время идти на опережение.
Фронтальное взаимодействие на уроке. Фронтальная работа имеет внешнее выражение в быстром, динамичном и кратковременном индивидуальном контакте учителя в небольшой срок с большим числом учащихся, в процессе которого последние должны по возможности лаконично отреагировать на обращение учителя (хотя, конечно, темп и ритм задаются произвольно). Это могут быть ответы на вопросы, суждения учителя, устный счет, фонетические упражнения и т. п.
Как правильно завершить урок. Чувство времени – проф. Качества, приобретаемое с опытом. Грубейшая антипедагогическая ошибка – задержка учителем класса на уроке после звонка! Не хватило времени – твои проблемы, значит, к уроку подготовился плохо.
Домашнее задание – обязательный компонент в структуре метода классно-урочного обучения и воспитания. Отсутствие д\з может позволить себе только профессионал, т.к. д\з – вторичное закрепление знаний, полученных на уроке. Для разъяснения и записи д\з у учителя должно быть предусмотрено спец. Время на уроке. Важно помнить об учениках со слабой памятью и задавать для «сильных» учеников усложненные варианты, для «слабых» - упрощенные.