Педагогическая профессия и ее особенности

Структура системы образования Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь «Об образовании» (последняя редакция от 19 марта 2002 г.).

Образование –процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новому поколению, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии; на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.

Национальная система образования включает:

- участников образовательного процесса, -образовательные стандарты,

- учебные планы и учебные программы;

-учреждения образования. -системы образования; -государственные органы управления образованием Основное уровни образования:

Дошкольное; общее базовое; общее среднее; проф. -техническое; среднее специальное; высшее, послевузовское.

Виды :-дошкольное –общеобразовательное –профессиональное -дополнительное

К учреждениям образования относятся:

- дошкольные учреждения. Осуществляют дошкольное воспитание, цель которого - развитие естественного желания детей учиться, стремления познавать окружающий мир; содействие духовному и физическому развитию ребенка.;

- учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения - школы различных типов, лицеи, училища, колледжи, вузы);

- учреждения внешкольного воспитания и обучения;

- социально-педагогические учреждения;

-специальные учебно-воспитательные учреждения;

-научно-исследовательские учреждения

Внешкольные

Учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования, имеют целью подготовку квалифицированных рабочих, формирование у них необходимых профессиональных умений и навыков в сочетании с общим образованием, духовным и физическим развитием.

Учреждения, обеспечивающие получение среднего специального образования, решают задачу подготовки специалистов среднего звена, руководителей низших звеньев производства.

Учреждения, обеспечивающие получение высшего образования, подготавливают специалистов высшей квалификации для производственной, научной, культурной и иных сфер человеческой деятельности.

К учреждениям, обеспечивающим получение послевузовского образования, относятся:

магистратура, аспирантура, докторантура.

Они осуществляют подготовку научных, научно-педагогических кадров.

Учреждениями, обеспечивающими повышение квалификации и переподготовку кадров, являются Академия последипломного образования, Республиканский институт высшей школы, институты и факультеты повышения квалификации и др.

Единство и непрерывность системы образования обеспечивается согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм образования,созданием учебных заведений, объединяющих разные виды образования. Частные учреждения образования работают за счет средств обучающихся.

Принципы гос. Политики в системе обр.:-приоритетность образования,

-обязательность общего базового обр.

-осуществление перехода к обяз.общему среднему образованию,

-доступность дошкольного, профессионально-технического и на конкретной основе средне-специального и высшего образования,

-преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования

-национальная культура – основа образования,

-приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистический характер образования,

-научность -экономическая направленность образования,

-демократический характер управления образованием.

Педагогическая профессия и ее особенности.

Профессиональные качества педагога:

- высокая гражданская ответственность и социальная активность;

- любовь к детям, гуманистическая направленность;

- духовная культура, интеллигентность;

- высокий профессионализм;

- физическое, психическое здоровье, профессиональная работоспособность;

- потребность и готовность к постоянному самообразованию.

Педагог – лицо, занимающееся различными видами образовательной деятельности.

Учитель – лицо, передающее другим основанные им ЗУН, свое понимание жизни и отношение к ней.

Профессиональные функциипедагога:

-информационная

-развивающая

-ориентирующая

-коммуникативная -организующая –исследовательская -коррекционная –конструктивная -стимулирующая

Профессиограмма педагога – это идеальная модель педагога , в котором представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель, а также знания, умения и навыки, необходимые для выполнения функций педагога.

Субъект пед. деятельности – педагог, родитель, группа учащихся.

Предметпед. деятельности – разностороннее развитие индивида.

Основные позиции педагога:

-социальная (взгляды, убеждения, ценностная ориентация)

-профессиональная (проф. установки, особенности личности, темперамент, характер)

Профессиональная готовность:

-психологическая –физическая –культурно-теоретическая –практическая.

Наши рекомендации