II. Начальный этап проведения анализируемой формы воспитательной работы
IV. Работа по осмыслению и усвоению учащимися нового материала.
Методические приемы, используемые учителем для установления связи нового материала с ранее пройденным (подчеркивание логической связи между изученной и новой темой; указание на последовательный порядок в расположении программного материала; использование приема противопоставления и т.д.).
Определение темы урока и его обучающе-развивающих целей, т.е. характера и объема подлежащих овладению знаний, умений и навыков, развития мышления, памяти, творческих способностей, усвоения мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, заключенных в программном материале.
Создание ситуации для переживания учащимися внутреннего противоречия между знанием и незнанием и возбуждения потребности в активной познавательной деятельности.
Определение порядка учебной работы над новой темой. Методы учебной работы по изложению нового материала и их соответствие его содержанию и целевым установкам.
Использование учителем различных методических вариантов учебной работы над новым материалом, а именно: двукратное объяснение новой темы самим учителем; однократное объяснение нового материала учителем с последующей организацией самостоятельной работы учащихся с учебником; самостоятельная работа учащихся по овладению новым материалом по учебнику после предварительной вступительной беседы учителя и др.
Применение творческих новинок при работе над новым материалом, например, изложение знаний укрупненными блоками, использование игровых форм работы и т.д.
Методы и приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе работы по овладению новым материалом, их рациональность и мера достаточности.
Необходимость закрепления и более прочного усвоения нового материала всеми учащимися непосредственно на уроке. Важнейшие методы и приемы учебной работы, использованные учителем для этих целей. Их обоснованность и дидактическая эффективность. Фронтальная, групповая и индивидуальная работа с учащимися в процессе овладения ими новым материалом.
Приемы, использованные учителем для оценки качества усвоения учащимися нового материала.
V. Учебная работа по выработке умений и навыков применения усвоенных знаний на практике.
Определение учителем целей и содержания предстоящих упражнений по выработке умений и навыков применения знаний на практике. Осуществление учителем показа выполнения этих упражнений и организация последующей воспроизводящей и различных видов творческой тренировочной работы учащихся.
Организация самостоятельной работы учащихся по выработке практических умений и навыков. Проявление творческого подхода к организации практических упражнений. Степень эффективности учебной работы по выработке у учащихся практических умений и навыков.
VI. Задание на дом.
Объем домашней учебной работы. Дифференцированный подход к учащимся при определении домашних заданий. Инструктаж о порядке выполнения домашних заданий.
VII. Проявление педагогической умелости и мастерства учителя при проведении урока.
Умение владеть классом, рационально организовать работу учащихся на каждом этапе урока. Обоснованность используемых методов и приемов учебной работы с учащимися. Умение вызвать потребность в овладении знаниями, познавательный интерес и активность учащихся в учебной работе. Наиболее удачные приемы учебно-воспитательной работы, характеризующие педагогическую умелость и мастерство учителя.
Стиль отношений между учителем и учащимися. Педагогический такт, культура речи, внешний вид учителя.
VIII. Основные выводы и общая оценка урока.
Степень реализации образовательно-воспитательных целей и задач урока. Мера его влияния на развитие и личностное формирование учащихся. Эффективность урока с точки зрения развития познавательной активности учащихся. Определение качества урока, исходя из трех уровней: высокого, среднего, низкого.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
I. Общие сведения об анализируемой форме внеурочной воспитательной работы.
Дата. Школа. Класс. Фамилия, имя и отчество классного руководителя (студента-практиканта).
Форма внеурочной воспитательной работы (беседа, классный час, диспут, читательская конференция, викторина и др.).
Количество присутствующих учащихся. Подготовленность и оформление классного или другого помещения к проведению воспитательного мероприятия.
II. Начальный этап проведения анализируемой формы воспитательной работы.
Состояние динамики и внимания учащихся в начале проведения мероприятия как выражение их отношения (потребности, интерес и т.д.) к используемой форме воспитательной работы.
Обоснование классным руководителем обусловленности проводимого мероприятия особенностями жизни и деятельности класса. Степень четкости и конкретности в определении темы, важнейших целевых установок мероприятия и тех вопросов, которые необходимо осмыслить и усвоить учащимся.
Методические приемы, использованные в начале мероприятия для придания ему увлекательного характера и возбуждения к нему интереса учащихся (создание проблемной ситуации; постановка вопросов с целью выяснения, как учащиеся понимают сущность основного понятия и подведения их к выводу о необходимости его более глубокого осмысления; рассказ о каком-то интересном факте, связанным с обсуждаемой темой; использование метких высказываний выдающихся людей, а также афоризмов, пословиц и поговорок; напоминание о произошедшем в классе событии, позволяющем придать важность предстоящему обсуждению темы и т.д.). Влияние указанных методических приемов на отношение учащихся к обсуждению избранной темы.