II. Начальный этап проведения анализируемой формы воспитательной работы

IV. Работа по осмыслению и усвоению учащимися нового материала.

Методические приемы, используемые учителем для установле­ния связи нового материала с ранее пройденным (подчеркивание логической связи между изученной и новой темой; указание на последовательный порядок в расположении программного матери­ала; использование приема противопоставления и т.д.).

Определение темы урока и его обучающе-развивающих целей, т.е. характера и объема подлежащих овладению знаний, умений и навыков, развития мышления, памяти, творческих способностей, усвоения мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, за­ключенных в программном материале.

Создание ситуации для переживания учащимися внутреннего противоречия между знанием и незнанием и возбуждения потреб­ности в активной познавательной деятельности.

Определение порядка учебной работы над новой темой. Мето­ды учебной работы по изложению нового материала и их соответ­ствие его содержанию и целевым установкам.

Использование учителем различных методических вариантов учебной работы над новым материалом, а именно: двукратное объяс­нение новой темы самим учителем; однократное объяснение нового материала учителем с последующей организацией самостоятельной работы учащихся с учебником; самостоятельная работа учащихся по овладению новым материалом по учебнику после предваритель­ной вступительной беседы учителя и др.

Применение творческих новинок при работе над новым матери­алом, например, изложение знаний укрупненными блоками, исполь­зование игровых форм работы и т.д.

Методы и приемы активизации учебно-познавательной деятель­ности учащихся в процессе работы по овладению новым материа­лом, их рациональность и мера достаточности.

Необходимость закрепления и более прочного усвоения нового материала всеми учащимися непосредственно на уроке. Важнейшие методы и приемы учебной работы, использованные учителем для этих целей. Их обоснованность и дидактическая эффективность. Фронтальная, групповая и индивидуальная работа с учащимися в процессе овладения ими новым материалом.

Приемы, использованные учителем для оценки качества усвое­ния учащимися нового материала.

V. Учебная работа по выработке умений и навыков применения усвоенных знаний на практике.

Определение учителем целей и содержания предстоящих упраж­нений по выработке умений и навыков применения знаний на прак­тике. Осуществление учителем показа выполнения этих упражне­ний и организация последующей воспроизводящей и различных видов творческой тренировочной работы учащихся.

Организация самостоятельной работы учащихся по выработке практических умений и навыков. Проявление творческого подхода к организации практических упражнений. Степень эффективности учебной работы по выработке у учащихся практических умений и навыков.

VI. Задание на дом.

Объем домашней учебной работы. Дифференцированный под­ход к учащимся при определении домашних заданий. Инструктаж о порядке выполнения домашних заданий.

VII. Проявление педагогической умелости и мастерства учителя при проведении урока.

Умение владеть классом, рационально организовать работу уча­щихся на каждом этапе урока. Обоснованность используемых мето­дов и приемов учебной работы с учащимися. Умение вызвать потребность в овладении знаниями, познавательный интерес и актив­ность учащихся в учебной работе. Наиболее удачные приемы учебно-воспитательной работы, характеризующие педагогическую уме­лость и мастерство учителя.

Стиль отношений между учителем и учащимися. Педагогиче­ский такт, культура речи, внешний вид учителя.

VIII. Основные выводы и общая оценка урока.

Степень реализации образовательно-воспитательных целей и задач урока. Мера его влияния на развитие и личностное формиро­вание учащихся. Эффективность урока с точки зрения развития познавательной активности учащихся. Определение качества уро­ка, исходя из трех уровней: высокого, среднего, низкого.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

I. Общие сведения об анализируемой форме внеурочной воспита­тельной работы.

Дата. Школа. Класс. Фамилия, имя и отчество классного руко­водителя (студента-практиканта).

Форма внеурочной воспитательной работы (беседа, классный час, диспут, читательская конференция, викторина и др.).

Количество присутствующих учащихся. Подготовленность и оформление классного или другого помещения к проведению вос­питательного мероприятия.

II. Начальный этап проведения анализируемой формы воспитательной работы.

Состояние динамики и внимания учащихся в начале проведения мероприятия как выражение их отношения (потребности, интерес и т.д.) к используемой форме воспитательной работы.

Обоснование классным руководителем обусловленности про­водимого мероприятия особенностями жизни и деятельности клас­са. Степень четкости и конкретности в определении темы, важней­ших целевых установок мероприятия и тех вопросов, которые не­обходимо осмыслить и усвоить учащимся.

Методические приемы, использованные в начале мероприятия для придания ему увлекательного характера и возбуждения к нему интереса учащихся (создание проблемной ситуации; постановка вопросов с целью выяснения, как учащиеся понимают сущность основного понятия и подведения их к выводу о необходимости его более глубокого осмысления; рассказ о каком-то интересном фак­те, связанным с обсуждаемой темой; использование метких выска­зываний выдающихся людей, а также афоризмов, пословиц и пого­ворок; напоминание о произошедшем в классе событии, позволяю­щем придать важность предстоящему обсуждению темы и т.д.). Влияние указанных методических приемов на отношение учащих­ся к обсуждению избранной темы.

Наши рекомендации