Современные подходы в специальном образовании 16 страница
Большое значение в практике становления семейного воспитания детей с особенностями психофизического развития играют объединения родителей, в основе деятельности которых лежит идея самопомощи. Помимо упоминавшейся ранее организации БелАПДиМИ в Республике Беларусь существуют и другие:
ассоциация родителей детей-инвалидов по зрению, ассоциация родителей детей-инвалидов'по-слуху и т. д. Все организации имеют свои филиалы в областных и районных, центрах.
Одной из наиболее перспективных форм оказания помощи ребенку в ситуации социальной деприваци-и является его устройство в приемную семью или под патронат, которую во многом можно считать аналогом фостерокой семьи, широко распространенной в разных государствах мира, появляющейся также в России- и Беларуси. Под патронатом понимается специальная форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью патронатных родителей при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) у органа опеки и попечительства (уполномоченного органа).
В патронатную семью ребенок может помещаться временно до решения его дальнейшей судьбы: возврат к биологическим родителям, усыновление или опекунство, устройство в учреждение интернатного типа. В таком случае патронатная семья выполняет функцию как бы «скорой помощи», в которую помещаются дети, в срочном порядке изъятые из кризисных семей по причине угрозы их здоровью и жизни. Психологи, педагоги, социальные работники сходятся во мнении, что полный отрыв детей от своих биологических родителей во многих случаях крайне нежелателен. В идеи патроната должна-быть заложена программа сохранения и поддержания контактов ребенка с родными отцом и матерью. Эту форму можно также использовать для обеспечения социализации и подготовки к самостоятельной семейной жизни через приобретение опыта проживания в семье. Особенно это актуально для выпускников интернатных учреждений.
Главная цель приемной и патронатной семьи — создать благоприятные условия для временного пребывания ребенка.
Задачи специалистов (педагогов, психологов) при этом заключаются в следующем:
• подобрать семью, готовую стать патронатной (через тестирование, собеседование, сбор информации);
• подготовить ее к патронату (через систему обучения);
• провести социальную, педагогическую, психологическую, медицинскую диагностику детей;
• обеспечить условия для реабилитации, адаптации ребенка во время его пребывания в семье;
• обеспечить социальную защиту прав ребенка при его дальнейшем устройстве после ухода из патронатной семьи.
Главный принцип, лежащий в основе этого опыта: подбор семьи под ребенка, а не ребенка под семью. Крайне важно обеспечить социально-психологическое сопровождение ребенка в течение всего периода пребывания его в замещающей семье. : '
Вопросы и задания
1. Составьте описок ролей родителей.
2. Продолжите предложения: «Родитель — это ...», «Родитель — это не...».
3. В малых группах обсудите следующие тезисы:
• дети-инвалиды принадлежат своим семьям и не должны быть изолированы;
• все дети имеют право на жизнь;
• дети-инвалиды должны быть интегрированы в общество.
4. Охарактеризуйте основное содержание воспитания в семье ребенка с особенностями в развитии.
5. Что такое раннее вмешательство?
Литература для самообразования
Басилова Т. А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со слож
ными сенсорными и множественными нарушениями // Дефектоло
гия. 1996. № 3. .
Забрамная С. Д. Ваш ребенок ходит во вспомогательную школу // Рабочая книга родителей. М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Заманекая И. И. Об опыте организации постоянно действующего семинара «Родительская школа» для родителей детей с-проблемами в развитии // Дефектология. 1996. № 2.
МаллерА. Р. Педагог и семья ребенка-инвалида // Дефектология. 1995. № 5.
Мишина Г. А. Особенности взаимодействия родителей с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. 2000. №4.
Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки»: Пер. с англ. М., 1997.
Семья Г, В. Социально-психологические и организационные основы работы с замещающей семьей. М., 1999.
Тингей-Михаэлис Кэрол. Дети с недостатками развития: Книга в помощь родителям. М., 1938.
Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. М.: Изд-во Гном и Д., 2000.
■Раздел 3"
ДИДАКТИКА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Характеристика образовательногопроцесса детей сособенностями психофизическогоразвития
Ребенка обучи — дашь миру человека.
В. Гюго
В настоящее время термин «процесс обучения» почти полностью вытеснил широко распространенный ранее термин «процесс преподавания» даже в тех типах педагогики, где учитель занимает безоговорочно авторитарную роль. Преподавание понимается как деятельность учителей'по организации усвоения учебного материала, а учение —- как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний.
Сущность процесса обучения — взаимодействие учителя и учащихся с целью усвоения знаний, умений и навыков, воспитания и развития учащихся, получения образования. Существуют разные взгляды и определения понятия «образование». Возьмем первородное: ОВРАЗ-ование как становление образа, развитие личностного потенциала человека от рождения до старости. Для лиц с ограниченными возможностями, на наш взгляд, это определение наиболее соответствующее (в широком применении нам импонирует высказывание древних: образование — это то, что остается, когда выученное забывается).
> Образование выполняет социокультурные функции в качестве:
• ■ способа социализации личностии преемственности поко
лений.; '■,"'"'
• среды общения и приобщения к мировым ценностям, до
стижениям науки и техники; •'
в ускорения процесса развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;
• обеспечения формирования духовности в человеке и его
мировоззрения, ценностных ориентации и моральных прин
ципов*
В истории педагогики наиболее известны два образовательных идеала: -
1. Человек, способный к выживанию (умение поддерживать свою жизнь определенными знаниями о возможных продуктах питания, средствах защиты от болезней, физическая закалка и трудовая-подготовка).
2. Всесторонне развитый человек (этот идеал возник в афинской системе воспитания в-Древней Греции). Различия в трактовке содержания этого понятия отмечаются в национальных. культурах. Так, в Германии —- ученость как результат образования, в Англии — благородство характера, в России -^интеллигентность как приоритет духовных потребностей над материальными..' '..-.. •■-''■'' ■
Сейчас происходит коренное изменение подхода к оценке роли и места человека в мире, во всех сферах социально-экономической жизни общества. От всестороннего и гармоничного развития личности в качестве сверхзадачи и самоцели к осознанию того, что человеческая жизнь —* это высшая ценность в Мире, что систематическое образование должно быть адаптировано к растущим образовательным, социокультурным и духовным запросам личности. Отмечается переориентация направленности педагогического процесса с социального заказа на потребности развивающейся личности. В недавнем прошлом было характерно доминирование процесса рационального усвоения знаний над выявлением потребностей, интересов, раскрытием индивидуальности учащегося. Если в 60—70-х годах XX столетия педагогика ориентировалась на ценности результата:(знания, умения и навыки учащихся), затем появились идеи, связанные с ценностью процесса (способ получения знаний, умений и навыков), то в настоящее время на первое место выходит проблема, связанная с самоизменением и саморазвитем личности ребенка. В связи с этим подходом актуально выделять стратегическую цель — -со-
ни ■,. ионий для всестороннего развития личности,' такти-;,.!, tin) формирование ребенка как субъекта саморазвития, а in и Ж* формулировать процессуальные цели.
Образовательная стратегия — это система, включающая в себя выводы из анализа социально-образовательной ситуации, цели образования, принципы отбора и конструирования содержания образования, взгляд на ученика как на участника образовательного процесса, а также связи между этими компонентами системы (Д. Г. Левитес, 2001). Психологи различают стратегию формирования (вмешательство извне во внутренний мир ребенка, навязывание ему вырабатываемых обществом способов, приемов деятельности, оценок) и стратегию развития (раскрытие личностного потенциала ученика, его самоактуализация).
Великий французский философ XVIII века Дени Дидро восклицал: «Просвещение дает человеку достоинство! И раб немедленно почувствует, что он не рожден для рабства». Для человека с ограниченными возможностями развития эти слова приобретают особое значение. Кроме того, существует взгляд, что образование может выступать как идея спасения. Аргументы следующие: забота о детях и внуках (образование) — это единственная возможность согласия в обществе, тогда как забота о хлебе насущном и стремление к полноте раскрытия собственного потенциала разъединяют людей, ведут общество к расслоению и жесткой конкуренции.
Учение предстает как разновидность познания. Структура процесса обучения имеет те же элементы: восприятие, осмысление, закрепление, применение... В структуру знания, как верного отражения действительности в. мышлении человека и проверенного общественной практикой результата процесса познания, входят следующие компоненты:
концепции — система взглядов, то или иное понимание процессов, явлений; единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения или научного труда;
теории и зак&вы — совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или раздел ее; совокупность научных положений о каких-либо явлениях, фактах;
понятия — форма мышления, отражающая предметы и явления действительности .в виде совокупности их общих отличительных признаков. В процессе познания понятие выступает основным средством формирования и аккумуляции достигнутых человеком научных и практических знаний;
термины — слова, или фразы, употребляемые в специальном
значении. . ,,, .
факты — сведения, фрагменты описательной информации, непосредственно воспринимаемые человеком события или явления реальной действительности. Факты составляют эмпирический фундамент науки.
В системе мыслительных навыков по В. Блуму (категория цели — цель) дается следующая конкретизация:
1. Знание — узнает, перечисляет, воспроизводит факты, методы, процедуры, понятия, явления, законы, принципы, правила.
2. Понимание — интерпретирует словесный материал, графики, схемы, диаграммы, приводит свои.примеры.
3. Применение — использует конкретный материал в знакомых, измененных и новых ситуациях.
4. Анализ — выделяет скрытые, неявные предположения, обнаруживает ошибки и упущения в логике рассуждения; сравнивает объекты, явления; приводит различия между фактами и следствиями. .
5. Синтез — планирует исследование, эксперимент, использует знания из других областей для решения проблемы, обобщает и делает выводы.
6. Оценка — оценивает полученные результаты, деятельность по их достижению, актуальность и значимость учебной работы, свой вклад в достижение коллективного результата.
В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
двусторонний характер (объектные отношения, субъектно-объектные, субъект-субъектное взаимодействие); совместная деятельность учителей и учащихся; руководство со стороны учителя; планомерная специальная организация и управление; целостность и единство;
соответствие закономерностям возрастного и познавательного развития учащихся;
управление развитием и воспитанием учащихся.
Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. Содержание понятия «образование» на основе анализа человеческой культуры И. Я. Лернер представил как совокупность системы знаний (о природе,'обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающей картину.мира; опыта осуществления известных для человека способов деятельности, а также опыта
,209
I nil деятельности но решению новых проблем-и опыта
-.<-I мого отношения к миру.
t >...... iribio олементы образования как конкретного образова-
Pl .I,поп) учреждения следующие:
• цели образования; -
• его содержание; '
• средства и способы получения;
• формы организации образовательного процесса;
• реальный образовательный процесс как единство обучения» воспитания и развития человека;
• субъекты и объекты образовательного процесса;
• образовательная среда;
• результат образования.
Таким образом, дидактика призвана ответить на основные вопросы: «Зачем учить? Чему учить? Каким образом? Где? Как? »
Самообразованием принято называть процесс самостоятельного поиска и приобретения человеком новых 'знаний и умений вне специализированных образовательных систем. Деятельное обучение и «изучение по инициативе ребенка» являются показателями педагогического подхода, который ставит активность самих детей в центр учебного процесса.
Опыт активного обучения имеет исключительное значение для умственного развития всех детей; а для тех, кто не имел возможности активно познавать мир в раннем возрасте, создание ситуаций, способствующих активизации познавательных функций в Процессе обучения, играет первостепенную роль.' Обучение происходит тогда, когда дети прикасаются к вещам, "манипулируют и экспериментируют с ними, а также тогда, когда они взаимодействуют с людьми; " ' •
Процесс обучения имеет как внешние, так и внутренние закономерности.
К внешним закономерностям относятся: ; ;
• социальная обусловленность идей, содержания и методов обучения; '
• его воспитывающий, и развивающий характер;
• обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе;
• зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.
Внутренние закономерности процесса обучения следующие:
• зависимость его развития от способа разрешения основ-
ного противоречия между познавательными или практиче
скими задачами и наличным уровнем необходимых для их
решения знаний, умений и навыков учащихся, их'умствен-
ного развития; ■
• отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;
• подчиненность результативности обучения способам управления процессом и активности самого ученика;
• постепенное продвижение от незнания к знанию, от знания — к, умению, от умения — к навыку.
Виды обучения: объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, модульное.
Основная цель объяснительно-иллюстративного обучения — передача знаний, усвоение и применение их на практике. Нередко этот вид обучения называют пассивно-созерцательным. Учитель стремится изложить учебный материал, используя наглядные средства, а также обеспечить его усвоение на. уровне воспроизведения и применения для решения практических задач.
Проблемное обучение основывается на идеи известного психо
лога С. Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека
через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе
противоречия. Проблемное обучение раскрывается через поста
новку (учителем) и разрешение (учеником) проблемного вопро
са, задачи и ситуации. '-,"'■.
В основе программированного обучения лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система. Управляется она посредством посылки команд со стороны учителя (компьютера, аудио-, видеотехники и других технических средств) ученику и получения обратной связи. В условиях такого вида обучения происходит поэтапное усвоение материала, формирование умственных операций и овладение учащимися действиями в материализованном виде на внешнем и -внутреннем уровне речи.: -■
Основные принципы программированного обучения (но Б. Скиннеру):
• подача информации небольшими дозами;
• установка проверочного задания для контроля и оценки усвоения каждой порции предлагаемой информации;
• предъявление ответа для самоконтроля;
• формулировка указаний в зависимости от правильности ответа.
Ишнч тиы дни подхода к построению программ: линейный, . ,., ца от учащегося требуется конструирование однозначного отнптп, и разветвленный — выбор правильного ответа из нескольких предложенных.
Модульное обучение предполагает такую организацию процесса, при которой учитель и учащиеся работают с учебной информацией, представленной в,виде модулей.
Каждый модуль обладает законченностью и относительной самостоятельностью. Совокупность таких модулей составляет единое целое при раскрытии учебной темы или всей учебной дисциплины. Например, целевой модуль дает первое представление о новых объектах, явлениях или событиях.
Второй, информационный» содержит систему необходимой информации в виде разделов, параграфов книги, компьютерной программы.
Третий, операционный, включает в себя весь перечень практических заданий, упражнений и вопросов для самостоятельной работы по использованию полученной информации.
Последний модуль, предназначенный для проверки результатов усвоения новой учебной информации, может быть представлен системой вопросов для итогового контроля и творческих заданий.
Модульное обучение рассчитано на большую самостоятельную работу учащихся при дозированном усвоении учебной информации, зафиксированной в модулях. Иногда этот вид обучения называют блочно-модульным, считая, что каждый модуль формируется при разделении учебной программы на блоки.
Педагогическая технология — это совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заранее заданными свойствами. Размытость целей современной школы не всегда позволяет реализовать понятие «педагогические технологии» на практике. Часто этим термином ошибочно называют методику или форму организации обучения, либо определяют таким образом совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм.
Технологии обучения можно разделить на две большие' группы: предметно-ориентированные и личностно-ориентированные. Первая группа в качеств основной цели ставит формирование знаний и умений учащихся по конкретным учебным предметам. ЭТ0 — технологии полного усвоения, уровневой дифференциа-
ции, .концентрированного обучения, модульного обучения, проблемно-модульного обучения и некоторые другие.
Личностно-ориентированные технологии обучения направлены на развитие личностного потенциала учащегося. К ним относятся технологии обучения по типу школы С.Френе, .технологии педагогических мастерских, учебного проектирования, обучения «Мозговой штурм», коллективной мыследеятельности, обучения как учебного исследования и др.
В мировой практике сложились разнообразные стили обучения и виды учебного взаимодействия.
Они определяются доминированием одной группы методов в общей системе методов и приемов обучения. Их специфика зависит от ориентации на определенную образовательную парадигму или дидактическую концепцию, от профессионально-личностных особенностей педагога, культурно-образовательных традиций страны или региона.
Репродуктивный стиль обучения: а) объяснение учителя и воспроизводящая деятельность учеников; б) практические методы преподавания и практическая работа учеников. В условиях первого взаимодействия у учащихся перегружается память, тогда как другие психические процессы — восприятие, воображение, продуктивное мышление — блокируются. Это может привести к повышению утомляемости и утрате интереса к учению. Во втором случае негативные моменты несколько сглаживаются.
Творческий стиль обучения: а) создание проблемных ситуаций учителем и частично поисковая деятельность учащихся; б) придание учителем поискового характера решению учебно-познавательных задач учащимися; в) организация их исследовательской деятельности. Для творческого подхода к педагогическому процессу характерны следующие обращения учителя: «сравни», «докажи», «выдели главное», «сделай выбор и аргументируй его», «предложи свой вариант», «объясни и сделай вывод».
Выделяется также эмоционально-ценностный стиль обучения, при котором наиболее приемлемы формы обращения к учащимся типа: «дайте оценку», «выскажите свое отношение, мнение, понимание», «образно представьте, что здесь ценно и значимо для вас», «сочините, придумайте». Наиболее ярко этот стиль проявляется в игровых формах обучения, в процессе диалога и театрализованных игр, т. е. при выполнении таких зада-
ВИЙ которые способствуют выявлению самоощущения, самопо-нишия и самооценки. . ■-.
В мире широко распространена стратегия взаимообучения (Cooperative Learning). В нее включают четыре вида командного обучения, метод мозаик, совместное изучение и групповой поиск. Все методы взаимообучения основаны на одном принципе: учащиеся вместе изучают учебный материал- и несут ответственность за результаты не только собственной работы, но и работы своих товарищей; предполагают постановку единой командной цели и достижение общего успеха, что-возможно только при одинаково усердной работе всех членов команды. При этом главной задачей учащихся считается не совместное выполнение каких-либо заданий, а совместное изучение материала. Любые виды командного обучения требуют обязательного присутствия таких факторов как командное поощрение, индивидуальная ответственность и равные шансы на успех. Индивидуальная ответственность подразумевает зависимость общего успеха от усердия каждого в отдельности. Это заставляет членов команды объяснять материал друг другу и заботиться о том, чтобы позже каждый мог справиться с предложенным для самостоятельного выполнения заданием без посторонней помощи. Обеспечение равных шансов означает, что каждый член команды способствует общему успеху путем постоянной «работы над собой», т. е. совершенствования своих собственных знаний, умений и навыков.
В ряде стран широко распространяется новая педагогическая
стратегия Эдъютэйнмент — соединение обучения с развлечени
ем (education+entertainment- edutainment). В качестве альтер
нативы школьному учебному плану выступает и успешно конку
рирует «учебный план Уолта Диснея», направленный на «ожив
ление» всех предметов. В увлекательной интерактивной форме
излагаются самые сложные вопросы учебных курсов, которые
можно изучать, не выходя из дома. -
Требования к иптеационныттехщшияза. ■
1. Деятельностный подход — творческая активность (личность) развивается только в творческой деятельности.
2. Обучение каждого ученика в зоне его ближайшего разви-
ТИН*
3. Воспитание эмоционально-ценностного отношения, к обу
чению (По В. А. Сухомлинскому, воспитание желания учиться
как формирование стойкого'эмоционального состояния — стра
сти).
4. Обучение осуществляется только в процессе общения.
5. Обеспечение успеха в развитии личности (рефлексия), .
6. Стимулирование внутренней активности ученика (мотивация). - ... . , ' ■■',, . -.
Эффективность обучения находится в прямой зависимости от
уровня активности ученика. Познавательная активность опреде
ляется Как качество деятельности ученика, которое проявляет
ся в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремле
нии к эффективному овладению знаниями и способами деятель
ности за оптимальное время,.в мобилизации нравственно-воле
вых усилий на достижение учебно-познавательной цели
(Т. И. Щамова). Факторы, влияющие на познавательную дея
тельность: интерес, мотивация (отношение), содержание учебно
го материала, активность и самостоятельность. . .
Мотивация —, это процесс, побуждения себя и других к дея
тельности для достижения личных целей. Управлять развитием
детей в процессе обучения — это значит приводить их к поста
новке и достижению личных целей («Я-целей»), связанных с
овладением содержания образования. ...... , ., ■,.',;,
Приемы, способствующие росту внутренней мотивации учет иия школьндков:
1. Создание проблемной ситуации.. :
2. Отказ от отметок.
3. Привлечение учеников к оценочной деятельности,
4. Необычная форма обучения,
5. Привлекательная цель.
6. Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения.
7. Отсроченная догадка. ,:
8. Нахождение ошибки.
9. Составление опорных конспектов, схем, рисунков (Нарисуй, как понял).
10. Анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опы
ту ученика, разъяснение значимости знаний и учения в настоя
щем и будущем.
Особенности процесса обучения в специальной школе определяются особенностями познавательной деятельности контингента учащихся и выражаются в следующем:
1. Выделение комплекса специальных коррекционно-разви-вающих задач, которые не включаются в содержание образования нормально развивающихся детей того же возраста.
пош-омесщо. Так,.,до 70 % выпускников эдкрл имеют нарушение осаики, более.50 % учащихся страдают близорукостью, у многих наблюдается увеличение нервно-психических дисфункций, часть страдает дидактогенией, т. .е. особой формой психосоматического заболевания, обусловленного страхом перед школой, системой традиционного обучения, боязнью слабого, ответа на уроке,
Все большее количество массовых и специальных школ в бНГ,
в первую очередь школы для детей с нарушениями зрения и вспо
могательные, начинают работать по этой коррекционной систе
ме. Суть метода состоит в обеспечении на занятиях телесно-
моторной свободы за счет применения методики динамических
поз, в проведении уроков в режиме «зрительных горизонтов» и
подвижного дидактического.материала. , v ,,-
Продолжительное пребывание ребенка в статически напряженном состоянии, усугубленное аномалиями шейно-тонических рефлексов, возникающими в условиях чрезмерного склонения учащихся при чтении и письме, способствует угнетению эндогенных биоритмов, центральной и вегетативной нервных систем* астенизации детей. Выявлено, что продуктивность деятельности в режиме ближнего зрения значительно повышается в позе удобного стояния, при которой мышечное чувство, различные анализаторы находятся в состоянии определенной активации и взаимодействия. Оно значительно понижается в положении «сидя». Исходя из этого, была предложена методика динамических поз, заключающаяся в поочередной смене положений учащегося (сидя — стоя) в процессе учебных занятий. Для реализации методики используют специально разработанную конторку с меняющейся высотой рабочей поверхности или двухместные парты, у которых правая сторона оборудована конторкой. Каждая конторка подогнана по росту учащегося и имеет угол наклона в 17—18 градусов, так как наклонная поверхность наиболее оптимальна для зрительного восприятия. Для повышения психической активности рекомендуется через каждые 10—15 минут переводить детей из положения «сидя», в положение «стоя».
Как это происходит? Звонок на урок. Ученики занимают свои места. Одна половина класса садится, другая стоя работает за конторками. Через 15 минут после начала урока специальный прибор — офтадьмотренажер (им оснащена каждая парта) подает световой сигнал или следует команда учителя и соседи меняются местами — тот, кто стоял за конторкой, садится, сидевший
— встаёт, Урок продолжается. В классе парты двумя рядами вытянуты от учительского стола к «Камчатке» подобно подкове. Это дает детям возможность в середине урока, выйти на обрамленную рядами парт ковровую «полянку» и заняться гимнастикой или созерцанием диаграммы для тренинга глаз, расположенной на потолке.
В здоровьесохраняющей педагогике сложился новый подход к проведению физкультминуток на уроках. Ранее известное содержание упражнений для туловища и для глаз (как правило, в положении сидя), а чаще всего физпауза «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали ...» не вносят сенсорного разнообразия. Продолжительное воздействие черно-белого книжного фона ускоряет зрительно-вегетативное и зрительно-психогенное утомление учащихся. В. Ф. Базарный рекомендует упражнения на уровне целостного организма: сочетание движений глазами, головой, туловищем; стимуляция с помощью ярких вспышек разноцветных сигнальных ламп («бегущий огонек»). Коллективный офтальмотренаж осуществляется с помощью технической системы, в состав которой входят пульт управления и цветные лампочки но 4 в классе. Они зажигаются не по порядку, дети должны успеть их «схватить». Самостоятельно можно проводить упражнения для глаз по следующей схеме.