Семинарское занятие № 10
Тема занятия: Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях (быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов)
Основные понятия: Социальное пространство, социализация, принципы социального воспитания, факторы воспитания (социализации), микрофакторы, мезофакторы макрофакторы, агенты, средства, механизмы социализации, становление личности в процессе социализации, социальный опыт, возрастные этапы социализации, институты социального воспитания, ценности социального воспитания, институты социализации, принципы социального воспитания, воспитательная организация. социокультурная среда, субъект и объект педагогического взаимодействия.
Вопросы для обсуждения:
1. Социализация как процесс развития человека.
2. Принципы социального воспитания как основания для решения конкретных педагогических задач (природосообразность, культуросообразность, центрация социального воспитания на развитии личности, дополнительность в социальной педагогике).
3. Реализация принципов социального воспитания в воспитательных организациях.
4. Методика социального воспитания в воспитательных организациях.
5. Механизмы социального воспитания: традиционный, институциональный, стилизированный, межличностный, рефлексивный.
Задание для самостоятельного осмысления для всех (домашнее задание, выполняются самостоятельно и предоставляются преподавателю на занятии)
1. Составьте опорный конспект по лекции (1,5 – 2 стр.).
2. Выпишите и выучите основные понятия по теме (укажите источник).
3. Подготовьтесь к обсуждению вопросов к практическому занятию.
- индивидуальное задание:
1. Подготовить сообщение на тему «Средства и агенты социализации».
При подготовке первого вопроса социализацию следует рассматривать как процесс и результат усвоения воспитанником существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения. Следует уяснить, что социализация – это процесс непрерывный, длящийся всю жизнь. Он распадается на периоды, и каждый из них «отвечает» за решение определенного круга задач.
Особое внимание обратите на классификацию А.В. Петровского, который выделяет три фазы социального развития личности до включения его в творческую деятельность:
1) детство – адаптация индивида: овладение нормами социальной жизни;
2) отрочество – индивидуализация: потребность индивида в максимальной персонализации, стремление «быть личностью»;
3) юность – интеграция: приобретение черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития.
При подготовке второго вопроса необходимо раскрыть общие принципы воспитания: принцип гуманизма (признание самоценности личности, создание условий для ее гармоничного саморазвития, для реализации ее внутренней и внешней свободы); принцип культуросообразности (создание социокультурной среды развития личности, в которой проявлялось бы органичное единство возможностей народной культуры (языка, искусства, религии, быта и т.д.) и достижений мировой цивилизации; принцип природосообразности (отношение к человеку как части природы и создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды); принцип целостности(единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности, ориентация на творчество, самобытность, индивидуальность каждого человека, интеграция деятельности всех социальных институтов); принцип непрерывности (последовательность и преемственность в развитии личности, вариативность, динамичность изменений в социально-педагогической системе в соответствии с требованиями настоящего и прогнозами на будущее).
При подготовке шестого и седьмого вопросов следует учесть, что механизмов социализации существует целый ряд, поэтому рассмотреть нежно только основные из них.
Вопросы для самоконтроля:
1. Чем различаются понятия «социализация» и «адаптация»?
2. Каково соотношение социализации и воспитания? Какой процесс является частью другого?
3. Какие механизмы процесса социализации известны? Какие механизмы социализации следует поддерживать и развивать в учащихся?
4. Какую роль в социализации играют этнические особенности?
5. Как меняется процесс социализации при существовании нескольких этносов?
6. Каковы особенности в условиях сельского, поселкового и городского образа жизни?
7. Как влияют на социализацию ребенка средства массовой коммуникации?
8. Почему семья считается базовым фактором социализации?
9. Какую рль в социализации играет общество сверстников?
10. Какой фактор социализации оказывает наибольшее влияние? При каких условиях это верно?
11. Предложите свою классификацию факторов социализации.
План занятия
1. Проверка домашнего задания:
а) тестирование, терминологический диктант
б) обсуждение вопросов занятия № 1, 2 (5-10 мин.);
в) обсуждение обязательного домашнего задания (5-10 мин.);
г) работа в микрогруппах: обсуждение вопроса «Значение веротерпимости и толерантности в укреплении государственности России» (10 мин.).
7. Обсуждение вопроса №3 (15-20 мин.).
3. Заслушивание сообщений, подготовленных индивидуально (10-15 мин.).
4. Самостоятельная работа по микрогруппам (15-20 мин.):
6. Ответить на вопрос «Содержание социального воспитания в воспитательных организациях».
5. Подведение итогов изучения темы (5 мин.):
а) рефлексия;
б) самооценка работы на занятии.
Список рекомендуемой литературы
Основная
1. Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", " Педагогика" / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 240 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-406-00146-2
2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учебн. заведений / А. В. Мудрик. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2009. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-5866-5
Дополнительная
1. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. - 440 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0526-5
2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Основы курса: учебник для студентов вузов, обучающихся на гуманитарных факультетах / Л. В. Мардахаев; УМО вузов России по образованию в области социальной работы. - 5-е изд., перераб., и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 376 с. - (Основы наук). - ISBN 978-5-9916-1201-2
3. Социальная педагогика: УМК для спец. "Педагогика и психология"; 2 курс, 3-4 семестр; [Рукопись] / Солодовникова Е.П., сост.; СГПИ. Каф. педагогики. - Славянск-на-Кубани, 2009.
4. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Тихомирова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 144 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-3604-5 : 93-17.
5. Штинова Г.Н. Социальная педагогика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Соц. педагогика" / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 447с. - ISBN 978-5-691-01650-9
Содержание самостоятельной работы студентов
На самостоятельную работу студентов по курсу «Педагогика» отводится:
28 часов самостоятельная работа студента (профиль Физическая культура);
30 часов самостоятельная работа студента (профили: Русский язык, Литература);
40 часов самостоятельная работа студента (профили: Начальное образование;
42 часа самостоятельная работа студента (профили: История, Право; Биология; Экономика)
46 часов самостоятельная работа студента (профили: Английский язык, Немецкий язык);
54 часа самостоятельная работа студента (профиль Математика, Информатика; Экономика, Технология)
от общей трудоемкости курса.
Формой итогового контроля является зачет экзамен.
Сопровождение самостоятельной работы студентов по данному курсу может быть организовано в следующих формах:
1) согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки представления результатов) самостоятельной работы студента в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу;
2) консультации (индивидуальные и групповые), в том числе с применением «виртуальной консультационной площадки»;
3) промежуточный контроль хода выполнения заданий, строящихся на основе различных способов самостоятельной информационной деятельности в открытой информационной среде и отражающегося в процессе выполнения контрольных работ, формирования электронного портфолио студента.
Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение индивидуальных и групповых заданий, микроисследований, работу с первоисточниками. Одной из задач изучения курса является создание условий для самостоятельной и исследовательской работы бакалавров во внеурочное время, которая включает следующие виды СРС:
1) самостоятельное изучение тем учебного курса, обеспеченных соответствующей литературой;
2) разработка программ по освоению технологий эффективного общения и рационального поведения, в разных сферах педагогического и социального взаимодействия;
3) выполнение заданий контрольных работ;
4) подбор диагностических методик для исследования эффективности организации и управления взаимодействием участников образовательного процесса.
5) реферирование и аннотирование научной литературы и составление электронной базы данных (электронной библиотеки, каталога),
6) углубленное изучение отдельных тем с использованием дополнительной литературы и Интернет-ресурсов;
7) составление биографического и библиографических справочников;
8) выполнение мини исследования на предложенную тему;
9) написание рефератов-обзоров, рефератов-конспектов, текстуальных конспектов;
10) разработка карт-схем, опорно-логических схем (таблиц) по видам педагогического общения;
11) проведение мониторинговых исследований в образовательных учреждениях по проблеме взаимодействия участников образовательного процесса;
12) составление карт-схем, опорно-логических схем по вопросам взаимодействия субъектов образовательного процесса;
13) составление Портфолио по дисциплине.
Предлагается построение индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки представления результатов) самостоятельной работы студентов в пределах часов, отведенных по учебному плану на самостоятельную работу.
В процессе организации самостоятельной работы особое внимание уделяется не только развитию информационной культуры, но и формированию готовности к кооперации, к работе в коллективе в сетевом пространстве, для чего целесообразно стимулировать студентов к совместной деятельности в малых группах.
В самостоятельной работе выделяются три составляющие:
- обязательная (выполняется всеми студентами по обязательному и одинаковому для всех перечню);
- подготовка к экзамену;
- вариативная (выбирается студентами из предлагаемого преподавателем перечня работ и разная для каждого из них по составу).
Содержание обязательной самостоятельной работы студентов по темам учебной дисциплины Таблица 5
Тема | Наименование занятия | Виды ВКР | Количество часов | ||
Теория воспитания Тема 1. Воспитание как педагогическое явление и процесс. | Практическое занятие №1. Воспитание как педагогическое явление и процесс | 1. Составить опорный конспект по лекции. 2. Выписать и выучить определения: воспитательное обучение и обучающее воспитание, законы и закономерности воспитания, личность, педагогическая деятельность, субъект воспитания, движущие силы воспитании, мотив, ценностные ориентации, воспитательная ситуация (укажите источник). 3. Выполнить задание №1 - выявите черты сходства и различия в понимании термина «деятельность» в педагогике и психологии. | |||
Тема 2. Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса | Практическое занятие №2. Сущность воспитания и его место в целостной структуре педагогического процесса | 1. Составить опорный конспект по лекции. 2. Выписать и выучить основные понятия по теме (укажите источник). 3. Найти в педагогическом словаре определения четырех любых видов воспитания из предложенных: воспитание духовное, воспитание нравственное., воспитание правовое, воспитание трудовое, воспитание умственное, воспитание физическое, воспитание художественное, воспитание экологическое, воспитание экономическое, воспитание эстетическое, воспитание этическое. 4. Выполнить задание №2 - Составить и обосновать схему «Воспитание в целостной структуре педагогического процесса» | |||
Тема 3. Базовые теории воспитания и развития личности | Практическое занятие №3. Базовые теории воспитания и развития личности | 1. Составить опорный конспект по лекции. 2. Выписать и выучить основные понятия по теме (укажите источник). 3. Выполнить задание №3 - Сбор и освоение разнообразных диагностических и прогностических методик. Составление «портфолио». | |||
Тема 4. Закономерности, принципы и направления воспитания | Практическое занятие №4. Закономерности и принципы воспитания, их реализация в педагогической практике. | 1. Составить опорный конспект по лекции. 2. Выписать и выучить основные понятия по теме (укажите источник). 3. Подготовиться к обсуждению вопросов к практическому занятию. 4. Выполнить задание №4 - разработайте план воспитательной работы учителя начальных классов в соответствии с основными направлениями воспитания | |||
Тема 5. Система форм и методов воспитания | Практическое занятие №5 Методы и приемы взаимодействия учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника) в педагогическом процессе | 1. Составить опорный конспект по лекции (1,5 – 2 стр.). 2. Выписать и выучить основные понятия по теме (укажите источник): методы и технологии воспитания; формы воспитания, методы и приемы воспитания, средства воспитания, классификация методов воспитания. 3. Подготовиться к обсуждению вопросов к практическому занятию. 4. Выполнить задание №5 - Построить схему «Различные подходы ученых к классификации методов воспитания» | |||
Подготовка к 1-му текущему контрольному тестированию | |||||
Итого СРС по 1-му разделу | |||||
Тема 6. Функции и основные направления деятельности классного руководителя | Практическое занятие №6. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. | 1. Составить опорный конспект по лекции (1,5 – 2 стр.). 2. Выписать и выучить основные понятия по теме (укажите источник). 3. Выполнить задание №6 - Составить схему, показывающую взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности. - Сбор материала по одной из форм воспитания. Изучение структуры плана работы классного руководителя (воспитателя) | |||
Тема 7. Понятие о воспитательных системах | Практическое занятие №7. Современные воспитательные системы | 1. Составить опорный конспект по лекции (1,5 – 2 стр.). 2. Выписать и выучить основные понятия по теме (укажите источник). 3. Подготовиться к обсуждению вопросов к практическому занятию. 4. Выполнить задание №7 (по выбору) - Описать одну из современных воспитательных систем по предложенной схеме. - Составить описание особенностей воспитательной работы классного руководителя в изучаемой системе. - Подготовить доклад по теме: Авторские воспитательные системы. | |||
Тема 13. Воспитание патриотизма и интернационализма | Практическое занятие №8. Воспитание патриотизма и интернационализма. | 1. Составить опорный конспект по лекции (1,5 – 2 стр.). 2. Выписать и выучить основные понятия по теме (укажите источник). 3. Подготовиться к обсуждению вопросов к практическому занятию. 4. Выполнить задание №8: - Провести сравнительный анализ современных трактовок понятий «патриотизм» и «интернационализм». | |||
Тема 14. Воспитание веротерпимости, толерантности. | Практическое занятие №9. Воспитание веротерпимости, толерантности. | 1. Составить опорный конспект по лекции (1,5 – 2 стр.). 2. Выписать и выучить основные понятия по теме: толерантность, патриотизм, интернационализм, гражданственность, этнос, социокультурная толерантность. 3. Подготовиться к обсуждению вопросов к практическому занятию. Выполнить задание №9: - Разработать целевой, содержательный и процессуальный компоненты беседы с младшими школьниками о толерантном отношении к людям других национальностей | |||
Тема 18. Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях (быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов) | Практическое занятие №10. Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях (быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов) | 1. Составить опорный конспект по лекции (1,5 – 2 стр.). 2. Выписать и выучить основные понятия: Социальное пространство, социализация, принципы социального воспитания, факторы воспитания (социализации), микрофакторы, мезофакторы макрофакторы, агенты, средства, механизмы социализации, становление личности в процессе социализации, социальный опыт, возрастные этапы социализации, институты социального воспитания, ценности социального воспитания, институты социализации, принципы социального воспитания, воспитательная организация. социокультурная среда, субъект и объект педагогического взаимодействия. 3. Подготовиться к обсуждению вопросов к практическому занятию. 4. Выполнить задание №9: - Изучите и представьте в таблице опыт социального воспитания в воспитательной организации (на выбор). | |||
Подготовка ко 2-му текущему контрольному тестированию | |||||
Итого СРС по 2-му разделу | |||||
Всего обязательная СРС по всем разделам | |||||
Подготовка к экзамену | |||||
Вариативная составляющая самостоятельной работы | |||||
Всего по курсу СРС | |||||
Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы
(14 часов в семестр по выбору студента)
Вариативная составляющая самостоятельной работы студентов составляет 6 часов. Студенту предлагается выбрать те виды самостоятельной работы из предлагаемого перечня, которые он предпочитает выполнить в процессе освоения дисциплины.
Таблица 6
№ п/п | Содержание работы | Количество времени |
Составление терминологического словаря по выбранной теме | ||
Составление библиографического списка по выбранной теме | ||
Составление каталога Интернет-ресурсов по выбранной теме | ||
Составление аннотированного каталога литературы по выбранной теме | ||
Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы | ||
Составление портфолио по дисциплине | ||
Реферат-обзор исследований по проблемам организации педагогического взаимодействия в образовательном процессе в системе учитель-ученик (по возрастам учащихся общеобразовательного уровня обучения). | ||
Итого |
Примерные задания
1. Подготовить доклад по системе воспитания в различных национальных культурах (на выбор).
2. Подготовить сообщение о любой современной концепции воспитания.
3. Подготовить сообщение о любой региональной концепции воспитания.
4. Привести примеры из произведений известных педагогов (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), где отражалась бы та или иная концепция воспитания.
5. Подготовить сообщение о различных подходах к трактовке понятий «закономерности воспитания», «принципы воспитания».