Сознание. бессознательное

Сознание– высшая форма психическо​го отражения объективной действительности, свойственной только человеку.

Психологияизучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида, где человек и высокоорга​низованные животные обладают психикой.

Психика– форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром.

Существенное отличие человека как вида от животных состо​ит именно в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически анализировать его и ду​мать о будущем.

Сознание является:

· высшим уровнем отображе​ния человеком действительности;

· особой системой взаимодействия с окружающей действительностью;

· особой рефлексивной способ​ностью, которая характеризуется не только

стремлением к позна​нию других психических явлений, но и самого себя

как данности человеческого бытия.

Возникновение человеческого сознания и человеческого интеллекта может быть правильно объяснено только в зависимости от его материальной основы, в связи с процессом становления человека как исторического существа.

Основной закон исторического развития психики, сознания человека заключается в том, что человек в труде изменяет природу и изменяется сам, формирует, развивает свою собственную психическую сущность.

Общественное сознание формировало со​знание каждого индивида в зависимости от общественного строя.

Общественное сознание –система политических, философских, моральных, эстетических, религиозных взглядов того или иного общества.

Индивидуальное сознание –это совокупность системы взглядов самого человека, его норм, правил и ценностей и общест​венного сознания.

По мере формирования и развития человеческого сознания из​менялись и человеческие потребности, постепенно совершая качест​венно новый переход от биологических потребностей к высшим потребностям.

Потребность –это состояние индивида, создаваемое испытывае​мой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Потребности позволяют человеку не только осуществлять жизненно необходи​мые процессы, но и развивать сознание и самосознание, совершенство​вать себя как личность.

Эмпирические характеристики сознания

1) пространственная характеристика –подразумевает осознанный анализ

доступной для сознания части окружающей дей​ствительности;

2) временная характеристика – проявляется в том, что сознание, с одной сто-

роны, ограничено сроком существования физиче​ской оболочки человека, но,

с другой стороны, находится вне времени, поскольку имеет возможность и

способность воспринимать и транслировать опыт предыдущих поколений и

свой собственный опыт;

3) информационная характеристик –отражает способность со​знания

воспринимать, анализировать, обрабатывать и исполь​зовать поток инфор-

мации;

4) энергетическая характеристика –предполагает способность сознания

продуцировать, концентрировать и трансформировать энергию человека в

активное освоение окружающей среды и самосовершенствование.

5) мысленное представление и воображение действительности –данная

характеристика тесно связана с волей человека.

Основные характеристики сознания

1) активность;

2) интенциональность, или предметность;

3)способность к рефлексии, самонаблюдению;

4) мотивационно-ценностный характер анализа действительности;

5) различная степень ясности самого сознания.

Свойства сознания

1) осмысленность представляемого, т.е. его словесно-понятийная означен-

ность, наделенность смыслом;

2)отражение основных, главных характеристик предметов;

3) способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осозна-

ет данный человек, обмен мнением по различным вопросам;

4)социальный характер и направленность сознания;

5) наличие интеллектуальных схем, т.е. определенной умственной структуры,

в соответствии с которой человеком воспринимает​ся, перерабатывается и

хранится информация об окружающем мире и о самом себе;

6) подотчетность, регуляция, контроль;

7) способность к рефлексии и внутреннему диалогу.

Сознание состоит в творческой способности человека анализировать окружающую действительность, его созна​тельном изменении мира, приспособлении его к своим потребностям.

Этапы становления сознания человека

Сознание каждого человека развивается с мо​мента рождения и продолжает формироваться в течение всей его жизни.

Возрастное развитие сознания каждого человека обусловлено следующи​ми факторами:

1) развитие психики напрямую зависит от возрастных изменений организма и

обусловлено ими;

2) развитие сознания тесно связано с социальной средой, в которой воспиты-

вается ребенок;

3) становление сознания продолжается в процессе обучения и воспитания ре-

бенка;

4) одним из решающих факторов, влияющих на развитие сознания, является

собственная деятельность человека.

Развитие каждой личности происходит не только в силу перечисленных факторов, но совершается и при активном участии самого человека.

«Я – концепция»

В психологической литературе параллельно с понятием « самосознания» рассматривается понятие« Я –концепция ».

Соотношение понятий «Я –концепция» и «самосознание» точно не определено. Часто они выступают как синонимы [6].

Вместе с тем существует тенденция рассматривать «Я –концепцию» как результат, итоговый продукт процессов самопознания.

Понятие « Я – концепция »родилось в 50-е годы ХХ века, в русле гуманистической психологии.

« Я – концепция» — это относительно устойчивая, но в то же время и развивающаяся, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Компоненты «Я – концепции»

1)познавательный компонент / когнитивный компонент – «образ Я», яв-

ляется представлением человека о своих знаниях, умениях, навыках, спо-

собностях, качествах, ресурсах и возможностях;

2)эмоциональный компонент / эмоционально – ценностный компонент-

включает эмоциональные пережива​ния человека по поводу собственной

личности и ее статуса в обществе;

3)оценочно-волевой компонент / поведенческий компонент –отвечает за

стремление человека к самореализации, самоактуализации и к поддержа-

нию само​уважения.

Формирование «Я –концепции» начинается с момента рождения ребенка, когда ребенок начинает различать соб​ственные внутренние ощущения и ощущения, вызванные посто​ронними предметами, но основные элементы в

«Я –концепцию» закла​дываются в подростковом и юношеском возрасте.

«Я –концепция» может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрица​тельной. Она может неверно отражать реальность, быть вымыш​ленной и искаженной, идеальной.

То, что не согласуется с «Я –концепцией» человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. От гар​монии идеального и реального «Я» человека зависят степень его удовлетворенности жизнью, осознание себя счастливым или не​счастным, целостная картина самосознания.

Виды «Я – концепции»

1)материальное «я» – это образ тела конкретного человека;

2)актуальное психологическое «я» – это то, о чем человек дума​ет, когда

думает о себе;

3)«я» как мышление и эмоциональный процесс–это «поток со​знания»;

4)социальное «я» – это образ человека в глазах общества;

5)идеальное «я» – это то, каким человек, по его мнению, должен быть, ори-

ентируясь на моральные нормы, принятые в данном обществе;

6)реальное «я» – это представление человека о себе в настоящем времени;

7)динамическое «я» – это то, каким субъект намерен стать;

8)фантастическое «я» –это то, каким субъект желал бы стать, если бы это

оказалось возможным [7].

Самооценка – элемент самосознания как некоторая ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качес​твам.

Самооценка является результатом постоянного сравнения актуального «я» и идеального «я».

Наши рекомендации