Сознание. бессознательное
Сознание– высшая форма психического отражения объективной действительности, свойственной только человеку.
Психологияизучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида, где человек и высокоорганизованные животные обладают психикой.
Психика– форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром.
Существенное отличие человека как вида от животных состоит именно в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически анализировать его и думать о будущем.
Сознание является:
· высшим уровнем отображения человеком действительности;
· особой системой взаимодействия с окружающей действительностью;
· особой рефлексивной способностью, которая характеризуется не только
стремлением к познанию других психических явлений, но и самого себя
как данности человеческого бытия.
Возникновение человеческого сознания и человеческого интеллекта может быть правильно объяснено только в зависимости от его материальной основы, в связи с процессом становления человека как исторического существа.
Основной закон исторического развития психики, сознания человека заключается в том, что человек в труде изменяет природу и изменяется сам, формирует, развивает свою собственную психическую сущность.
Общественное сознание формировало сознание каждого индивида в зависимости от общественного строя.
Общественное сознание –система политических, философских, моральных, эстетических, религиозных взглядов того или иного общества.
Индивидуальное сознание –это совокупность системы взглядов самого человека, его норм, правил и ценностей и общественного сознания.
По мере формирования и развития человеческого сознания изменялись и человеческие потребности, постепенно совершая качественно новый переход от биологических потребностей к высшим потребностям.
Потребность –это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
Потребности позволяют человеку не только осуществлять жизненно необходимые процессы, но и развивать сознание и самосознание, совершенствовать себя как личность.
Эмпирические характеристики сознания
1) пространственная характеристика –подразумевает осознанный анализ
доступной для сознания части окружающей действительности;
2) временная характеристика – проявляется в том, что сознание, с одной сто-
роны, ограничено сроком существования физической оболочки человека, но,
с другой стороны, находится вне времени, поскольку имеет возможность и
способность воспринимать и транслировать опыт предыдущих поколений и
свой собственный опыт;
3) информационная характеристик –отражает способность сознания
воспринимать, анализировать, обрабатывать и использовать поток инфор-
мации;
4) энергетическая характеристика –предполагает способность сознания
продуцировать, концентрировать и трансформировать энергию человека в
активное освоение окружающей среды и самосовершенствование.
5) мысленное представление и воображение действительности –данная
характеристика тесно связана с волей человека.
Основные характеристики сознания
1) активность;
2) интенциональность, или предметность;
3)способность к рефлексии, самонаблюдению;
4) мотивационно-ценностный характер анализа действительности;
5) различная степень ясности самого сознания.
Свойства сознания
1) осмысленность представляемого, т.е. его словесно-понятийная означен-
ность, наделенность смыслом;
2)отражение основных, главных характеристик предметов;
3) способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осозна-
ет данный человек, обмен мнением по различным вопросам;
4)социальный характер и направленность сознания;
5) наличие интеллектуальных схем, т.е. определенной умственной структуры,
в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и
хранится информация об окружающем мире и о самом себе;
6) подотчетность, регуляция, контроль;
7) способность к рефлексии и внутреннему диалогу.
Сознание состоит в творческой способности человека анализировать окружающую действительность, его сознательном изменении мира, приспособлении его к своим потребностям.
Этапы становления сознания человека
Сознание каждого человека развивается с момента рождения и продолжает формироваться в течение всей его жизни.
Возрастное развитие сознания каждого человека обусловлено следующими факторами:
1) развитие психики напрямую зависит от возрастных изменений организма и
обусловлено ими;
2) развитие сознания тесно связано с социальной средой, в которой воспиты-
вается ребенок;
3) становление сознания продолжается в процессе обучения и воспитания ре-
бенка;
4) одним из решающих факторов, влияющих на развитие сознания, является
собственная деятельность человека.
Развитие каждой личности происходит не только в силу перечисленных факторов, но совершается и при активном участии самого человека.
«Я – концепция»
В психологической литературе параллельно с понятием « самосознания» рассматривается понятие« Я –концепция ».
Соотношение понятий «Я –концепция» и «самосознание» точно не определено. Часто они выступают как синонимы [6].
Вместе с тем существует тенденция рассматривать «Я –концепцию» как результат, итоговый продукт процессов самопознания.
Понятие « Я – концепция »родилось в 50-е годы ХХ века, в русле гуманистической психологии.
« Я – концепция» — это относительно устойчивая, но в то же время и развивающаяся, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Компоненты «Я – концепции»
1)познавательный компонент / когнитивный компонент – «образ Я», яв-
ляется представлением человека о своих знаниях, умениях, навыках, спо-
собностях, качествах, ресурсах и возможностях;
2)эмоциональный компонент / эмоционально – ценностный компонент-
включает эмоциональные переживания человека по поводу собственной
личности и ее статуса в обществе;
3)оценочно-волевой компонент / поведенческий компонент –отвечает за
стремление человека к самореализации, самоактуализации и к поддержа-
нию самоуважения.
Формирование «Я –концепции» начинается с момента рождения ребенка, когда ребенок начинает различать собственные внутренние ощущения и ощущения, вызванные посторонними предметами, но основные элементы в
«Я –концепцию» закладываются в подростковом и юношеском возрасте.
«Я –концепция» может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Она может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искаженной, идеальной.
То, что не согласуется с «Я –концепцией» человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. От гармонии идеального и реального «Я» человека зависят степень его удовлетворенности жизнью, осознание себя счастливым или несчастным, целостная картина самосознания.
Виды «Я – концепции»
1)материальное «я» – это образ тела конкретного человека;
2)актуальное психологическое «я» – это то, о чем человек думает, когда
думает о себе;
3)«я» как мышление и эмоциональный процесс–это «поток сознания»;
4)социальное «я» – это образ человека в глазах общества;
5)идеальное «я» – это то, каким человек, по его мнению, должен быть, ори-
ентируясь на моральные нормы, принятые в данном обществе;
6)реальное «я» – это представление человека о себе в настоящем времени;
7)динамическое «я» – это то, каким субъект намерен стать;
8)фантастическое «я» –это то, каким субъект желал бы стать, если бы это
оказалось возможным [7].
Самооценка – элемент самосознания как некоторая ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам.
Самооценка является результатом постоянного сравнения актуального «я» и идеального «я».