Современные подходы в специальном образовании 13 страница
: продуктивности коррекционной .работы.
• ' Создание эмоционально положительного настроя. Жи1
нерадостность облегчает процесс мышления, удрученност
—■ тормозит. Эмоции дают толчок к размышлению.
• Степень развития восприятия как основа для обучен» продуктивному мышлению,.
• Углубляя познавательные функции, необходимо отталкиваться от актуального уровня -развития и переводить
■ бенка-в зону ближайшею, развития, определяя также/зону
его перспектив. -- -,» ... ... ,•■■>',■:
■ • Организация предметно?практических действий с реальными объектами и их изображениями. - •
■ <■* Развитие регулирующей функции речи.
• Создание мотивации: сильное влияние оказывает;то, на
сколько предмет значим для ученика. Отмечено, что дети
■ особенно охотно-решавдт те задачи, которые «задевают их за
живое»,-задачи, связанные с их деятельностью, необходи
мые им для достижения какой-то желанной цели. Опираясь
на жизненно важные для ученика объекты, следует расши
рять их круг. .
, »■ -Использование педагогом различных возможностей для организациисамостоятельного действия и мышления учащихся, а также создания ситуаций типа «Вызов самому себе», «Слабо?». Поощрение самостоятельных решений, признание права на эксперимент.
• Обучение составлению стратегий и тактики разрешения
проблем с развитием творческого мышления. Творческое
мышление представлено дивергентным, когда возможен
выбор большого числа решений, и конвергентным -~ когда
выбирается оптимальное решение из ряда возможных.-Обу
чение решению проблем осуществляется поэтапно: 1) ощу
щение затруднения, 2) обнаружение и определение пробле
мы, .3) поиск возможных решений, 4) выявление путем.умо
заключений следствий из вероятного способа решения (в
целях избежания ситуации «Хотели, как лучше, а вышло,
как всегда»). Однако и после, этого.следует продолжить на
блюдения и эксперименты, ведущие к принятию иди отка
зу от принятого решения, т. е. к выводу, содержащему по
ложительное или отрицательное суждение (пятый этап).
Примерный вариант памятки-инструкции для учащегося:
1. Поставь значимую цель.
2. Распиши шаги для ее достижения.
3. Установи необходимый, для этого срок.
4. Не бросай цели, пока ее не достигнешь,
5. Проверь, оцени-свой прогресс. - -.
6. Похвали себя сам, сделай себе комплимент.
• Соотношение между формированием привычек и разви
тием гибкого, динамичного мышления для каждого учени
ка определяется индивидуально, так как, привычки могут
как облегчать, так и затруднять процесс мышления. Здесь эффективны будут задания на «децентрацию», направленные на формирование умения Принимать во внимание точку зрения другого человека как в буквальном значении, т. ё. способность представить себе, что увидит другой человек, если будет смотреть на ту же вещь, но из иного положения, так и в переносном смысле.
• Мыслительный процесс должен доставлять ученику радость. Ученик должен быть уверен в собственных мыслительных способностях. Неудач желательно избегать. В школе детей обычно сравнивают с лучшими, а в жизни чаще всего — наоборот. Повсеместно следует широко использовать методы стимулирования. Здесь кстати напомнить о правилах поощрения и наказания: сравнение ребёнка с самим собой, учет мотива действий, приоритет малых мер положительной оценки, использование внешних достоинств в целях проявления внутренних, интерпретация негативных проявлений как позитивных. Отмечается целый ряд причин, исключающих наказание: неумение, страх, раскаяние, , оплошность, аффект, добрый мо^ив. Типы учебно-познавательных задач:
• Анализ воспринимаемой информации в целях выделения в ней главного.
• Сравнение объектов по сходству и различию.
• Выделение в изучаемых объектах основных признаков.
• Обобщение существенных признаков и выведение опре- . деленных понятий и закономерностей путем построения индуктивных умозаключений.
• Конкретизация обобщений путем построения дедуктивных умозаключений.
• Соотнесение наглядно-образных, наглядно-символических, понятийно-вербальных форм отражения познаваемого.
• Выявление причинно-следственных связей с осознанием двусторонности их отношений.
• Доказательство и опровержение.
• Выборочное абстрагирование.
• Составление плана учебного текста и воспроизведение по нему содержания. ■
• Монологическое высказывание.
• Критическая оценка воспринимаемой информации.
• Воссоздание образов воображения.
.. • Перенос знаний, их практическое применение в новых условиях, отличных от тех, в которых они формировались;
В исследовании В. Н. Синева (1988) описаны подходы к про
ектированию специфических коррекционных целей педагогиче
ских мероприятий, проводимых с умственно отсталыми; обосно
ваны различные классификации методов обучения (по исполь
зованию информации и по психическим особенностям учебно-
познавательной деятельности, учащихся) и предложена бинарная
классификация методов обучения и коррекции; высказаны пред
ложения по усилению коррекционных возможностей содержа
ния обучения; охарактеризованы коррекционные приемы педа
гогического управления познавательной деятельностью (ее сти
мулирование, осознание и произвольность выполнения, преду
преждение и активное исправление ошибок, подведение к само
стоятельным выводам, перевод от предметно-практического к
умственному плану осуществления и соотнесения внешнего и
внутреннего планов деятельности, повышение критичности и
самокритичности); рассмотрены требования к профессиональ
ным качествам педагога-дефектолога, необходимым в работе по
коррекции интеллектуального развития учащихся вспомогатель
ной школы. ,
В соответствии с различным уровнем мыслительных, усилий существует четыре уровня усвоения знаний учащимися.
Репродуктивный уровень предполагает выполнение заданий, требующих воспроизведения знаний без существенных изменений: факты, понятия, правила, законы, готовые выводы. Как правило, большинство учащихся без особых затруднений воспроизводят подобный материал. .
Уровень стандартных операций предполагает оперирование знаниями в стандартных условиях (по образцу, правилу, указаниям, стандартам). В среднем более половины учащихся легко справляются с заданиями этого уровня. По данным ряда исследователей, снижение показателей по сравнению с первым уровнем обусловлено тем, что для перехода от воспроизведения к применению знаний в определенной системе (хоть и по стандарту) необходима соответствующая натренированность учащихся, что, к сожалению, не всегда достигается в практике обучения.
Применение знаний — не только наиболее эффективное средство, выявляющее, действительно ли усвоен тот или иной учебный материал, но также и способ более глубокого раскрытия содержания знания, Успешность процесса зависит от трех состав-
ляющих: 1) наличия непосредственных знаний о предмете или'':
явлении; 2) навыков анализа поставленной задачи и 8-)'опериро-.
ваняя приемами умственной деятельности, направленными на
перенос прошлого опыта.. ". :• • ;-"•:.-••.-,;'.:■■- ,.;■••
■: Аналитико-синтетическийсуровень предполагает наличие ,:
умений анализировать;'синтезировать ж обобщать. Для ввшол-;
нения -заданий на таком уровне 'необходимы существенные пре- ■
образования в структуре приобретенных школьниками знаний,':'
умения логически обрабатывать материал-(объяснение внутрен
ней сути изучаемого, выделение■ главного, умение давать оцен-;
ку, сравнивать, доказывать, обобщать и конкретизировать).
Выполнение этих Действий требует уже более высокого уровня ■
мышления, что представляет значительную трудность для мно- \
гих школьников. Следовательно, учителю-- необходимо, делена-'
иравленно обучать школьников приемам умственной деятельно-',
сти. Среди наиболее важных таких приемов-можно выделить-
создание образа предмета, сопоставление наличного опыта с при*.-;
обретаемым и прием: обобщения. .■-•'-' г';:
Формирование приема создания образа предмета достигается
при выполнении следующих заданий: ■ а'
• на узнавание предмета, представленного в натуральном'
виде, но образцу, техническому рисунку,- чертежу, словес
ному описанию; ■
- • на выделение составных частей предмета (мысленное и
практическое разложение на части); : г -
• на составление предмета из нескольких частей; •; с,.
• на узнавание предмета но его части; '•
• на дополнение части до целого. .. •* -.:.,
Важная роль в создании образа предмета и развитии опера
ций анализа и синтеза отводится заданиям на составление объ
екта из нескольких частей (аппликация, мозаика и т. п.). Выде
ление составных частей предмета осуществляется как в практи
ческой, так и устной форме. - :'-
Прием сопоставления наличного опыта с приобретаемым мо
жет формироваться посредством напоминания, ориентирования
на воспроизведение прошлого опыта, выделения известного- и
неизвестного, сравнения заданий: но "форме, содержанию, ситуа
ции и Способу выполнения. ■■ ■■
Формирование приема обобщения опыта возможно такими путями: группировка материала, постановка вопросов, требующих привлечения знаний из смежных:дисциплин, вариативность
материала, выполнение комплексных заданий, проведение.обоб- -
щающёй беседы. ■. --
Творческий уровень предполагает умение применять знания в значительно измененных условиях. В практике встречаются случаи, когда лишь один из десяти учащихся справляется с творческим заданием на должном уровне. Правда, по языку и литературе эти показатели несколько выше, чем по предметам естественно-математического цикла. Среди средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроке известны такие, как показ значимости и ценности содержания изучаемого, использование занимательного сюжета, установление межпредметных и внутрипредметных связей, наличие проблемных ситуаций. В настоящее время наблюдается тяга к интеллектуальным играм в детском возрасте, увлечение компьютером, что также надо целенаправленно использовать в учебно-воспитательной работе.
Вопросы и задания
1. Приведите все возможные определения интеллекта.
2. Чем обусловлены недостатки когнитивного развития у детей? ■
3. Каким компонентам мышления в процессе школьного обучения больше уделяют внимания, каким меньше?
4. Подберите к типам учебно-познавательных задач соответствующее
содержание.
Литература для самообразования
Врезе В. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах: Пер. с нем. М., 1981.
Варшава Т. В. Карэкцыя пазнавальных функцый вучняу // Пачатко-
вая школа. 1999. № 4. -
Зейгарник В. В, Патопсихология. М., 1986. •■'
Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М,,
1978. Лурия А. Р, Высшие корковые функции человека и. их нарушения при
локальных поражениях мозга. М,, 1962.
Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1986.
Тигранова Л. И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. М., 1991.
!!Й!™!!!™»^!"ШШШШ1!Ш!Ш1ШШ1ШШШШ1Ш1ШШШШШШ
2.5.. Коррекцияэмоци'онально^волевой-сферы -
Я думаю чувством, а чувствую мыслью.
М. Унамуно
Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие — сердцем создают себе ум; последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств.
П. Я. Чаадаев
Эмоциональная сфера личности, подобно сфере интеллектуальной, формируется на протяжении детства. С эмоциональным. развитием ребенка неразрывно связано все формирование его личности., поведения, общения.
По образному выражению К. ДУ-Ушинского, эмоции — это содержание души человеческой. Глубинная сущность воспитания состоит в переводе разнообразных влияний в фактор индивидуального личностного развития. Ни одно воспитательное воздействие на ребенка не дает желаемого результата, если оно не пробуждает в нем внутренних стимулов к совершенствованию. Под эмоциональным воспитанием нередко понимается «культивирование чувств» (Майснер). Педагогический вывод: в работе с детьми основной упор делать на эмоциональную сферу.
Содержание эмоциональной сферы составляют эмоции, чувства и настроения.
Эмоция — относительно кратковременное, средней силы переживание, связанное с восприятием предметов (одушевленных и неодушевленных) и социальных событий. Установлено, что вся разнообразная гамма эмоций у человека строится из шести стандартных масок: удивление, страх, злость, отвращение, печаль, радость. Однако с их помощью можно зафиксировать на лице до 700 различных эмоциональных оттенков. Предположение Ч. Дарвина о наследственном характере мимики человека (работа «Выражение эмоций у людей и у животных», 1872) в дальнейшем было подтверждено рядом зарубежных исследований для шести универсальных-категорий эмоций на материале пяти культур (Новая Гвинея, Борнео, США, Бразилия, Япония). Однако наследственный характер мимики не распространяется на все ее
богатство (в литературе отмечается более 20 000* выражений лица), которое социально обусловлено, национально специфично, и, следовательно, не является врожденным.
Чувство — устойчивое эмоциональное отношение к различным сторонам окружающей действительности. Чувства очень разнообразны. Это может быть и любовь к родителям, и дружеские отношения с товарищами, и уважение к учителю, и презрение к труду. На фоне устойчивого чувства, например, любви к близкому человеку, в зависимости от обстоятельств могут испы-тываться разные эмоции: тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече (Якобсон П. М.). Интеллектуальные чувства составляют удивление, удовлетворение, восторг; к социально-нравственным относятся совесть, долг, патриотизм.
В эмоциональном воспитании нужно учитывать общие закономерности развития чувств. Чувства отличаются от эмоций своей устойчивостью, связью с определенным объектом.
Настроение — длительное эмоциональное состояние, сло
жившееся из суммы различных эмоций и обычно не связанное в
сознании людей с определенными объектами или событиями;
Настроения (положительные и отрицательные,,радостные и пе
чальные, оптимистические и пессимистические) влияют на раз
ные стороны психической деятельности человека. Длительно
плохое, угнетенное настроение ребенка должно быть сигналом
для взрослого: если ребенок долгое время находится в угнетен
ном состоянии, то это негативно сказывается на его характере,
проявлениях чувств, на степени его обучаемости и поведении в
целом.. . ' '
Древнегреческий философ Платон одним из первых обратил внимание на роль эмоциональной сферы в формировании человека: «То, что ощутимо для чувства, является отражением того, что понятно для ума». Первыми ощущениями младенца он называл наслаждение и страдание, которые зависят от того, как взрослые ухаживают за новорожденным. Именно эти ощущения окрашивают Детские представления о добродетели и благе.
В. А. Сухомлинский писал, что ребенок не может жить без смеха. Если его не научили смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если не.сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой. Французский писатель Поль Гонкур подчеркивал, что смех — это физиономия ума.
В процессе воспитания необходимо учитывать действие меха-
т11Ш
Ш|1Ш!111Ш111Ш1Ш1Ш!ШШШ11ШШ lopi . v tun 1,11 и. Следует,помнить» что слезы нужны pern г ,.. , 11 мit и смех. Аптечный афоризм гласит; «Лучше 141 и д(1т«'Г1!0, чем в старости»; все «невыплаканные» слезы кто цопро»ы в будущем. Особенно это важно для маль--•.шиш, которые как «будущие солдаты, мужчины» боятся насме-т. i и оскорблений за минутную «слабость» или страх. Основные цели эмоционального развития заключаются в шшоншши соотношения интеллектуальных и аффективных побуждений, формировании навыков социального взаимодействия, развитии способности сопереживания. Несмотря на то, что эмоциональная палитра детства ярче и шире, в юном возрасте отмечается незрелость, неустойчивость эмоций. Специальные исследования показывают, что для детей с особенностями психофизического развития характерны бедность, неадекватность эмоциональных реакций реальным раздражителям как в количественном, так и в качественном отношении, трудности в формировании так называемых высших чувств. Эти сложности во многом объясняются слабостью регуляции чувств интеллектом. Эмоциональные переживания дают толчок к размышлению. (На этом основании построена информационная теория эмоций П. В, Симонова). Своеобразие в развитии структуры эмоциональной сферы детей может существенно влиять на особенности их сознания и поведения. Состояния дисфункции отдельных уровней меняют тип организации всей эмоциональной сферы и могут привести к различного вида дезадаптации ребенка. Одним из способов изучения эмоциональной сферы ребенка является тест рисуночных ассоциаций С. Розенцвейга, позволяющий прогнозировать эмоциональные реакции личности во фрустрационных ситуациях и устанавливать показатель, характеризующий степень социальной адаптации личности. Среди нарушений эмоционального развития в детском и подростковом возрасте Первое место занимают тревожность, страх, агрессия, повышенная эмоциональная истощаемость, трудности общения, депрессия, дистресс. При жалобах на эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, безволие и т. п.) рекомендуются следующие направления сбора анамнеза: 1..Типичные ситуации, вызывающие те или иные негативные проявления. 2, Ситуация, способствующие улучшению состояния. .3. Реакция ребенка на-разные жизненные ситуация:-школа (накануне предстоящей ответственной контрольной:работы-):; выполнение домашних заданий; общение с родителями; самосто- ят,едьная деятельность; общение с детьми; развлечения;,канику лы. -; ; т.-.}" Возникновение эмоциональных проблем следует предупреждать, заниматься-их профилактикой. .В основе отрицательных эмоций — неудовлетворение потребностей:, органических (в пище, безопасности), духовных (в любви, ласке, внимании, признании, уважении) и как результат — нарушение поведения («Собака бывает кусачей только от жизни собачей»). Удовлетворение потребностей связано с эмоциями, последние рождают переживания, положительные или отрицательные, длительные или быстро проходящие. Задачи развития и коррекции эмоционально-волевой ефе* рщ следующие: « развитие понимания эмоционального смысла происходя щего; - ,-'.-;.-- ,;, « развитие формы эмоционального поведения; ■; ;- - • знакомство со способами и приемами проявления ято- нимания эмоций, чувств в тех формах, которые приняты в обществе, этически и эстетически ценны в различных ооци- .-.- альных ситуациях, обучение им; - • привлечение внимания ребенка к самому себе и окружающим; • формирование умения различать и воспроизводить экспрессию эмоций, проявлять эмпатию; • обучение пониманию причин переживания и возможных последствий эмоциональных состояний; вычленению эмоционально окрашенной детали или ситуации в целом; описанию эмоциональных проявлений;' . • расширение запаса слов, употребляемых для характеристики чувств. А теперь о средствах, и приемах развития и коррекции эмо циональной, сферы. ' i ,, . Широкие возможности для коррекции эмоций предоставляют игры (манипулятивные, дидактические, подвижные, сюжет-но-ролевые). Динамика эмоциональных состояний в-реальной действительности и в условиях игры различна. Стойкие аффек-. тивные барьеры, возникающие в жизни ребенка, преодолеваются им. гораздо легче в игре.- На это свойство игровой ситуации указывал еще Л. С. Выготский, говоря о том, что именно в условиях. «мнимой» ситуации ребенку легче принять на себя роль другого. Игра создает особые условия для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей с нарушениями в развитии. Содержательная сторона коррекции посредством игры включает ознакомление-с игровыми сюжетами, ролевыми предписаниями и этало-намщ а инструментальная — отработку индивидуальных и групповых действий. Она помогает преодолеть страх, неуверенность, беспокойство, навязчивые состояния. Как показали исследования Н. Л. Белопольской, у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития игра по правилам состоит из отдельных, мало связанных между собой фрагментов. Усложнение правил*. их интеллектуализация.часто приводит к ее распаду. Учебная ситуация инфантильно воспринимается этими детьми главным образом оценочной. К приемам коррекции можно отнести анализ и разыгрывание ситуаций, драматизацию^ Различные формы игровой терапии, в частности психодрама (совместное чтение, совместное рисование, присвоение роли того, кто тебя пугал) помогают ребенку пережить свои некогда подавленные чувства, почувствовать себя выше того, что пугает. Известная роль в коррекции психического состояния ребенка принадлежит мягким игрушкам, в частности плюшевому мишке. При рассматривании рисунков, фотографий, схематических изображений лица, выражающих различные эмоции, желатель-. но иметь ориентировочный используемый словарь. Например, выражение глаз: насмешливое, хитрое, озорное, печальное, обиженное, испуганное, жалкое, просящее, жалостливое; выражение лица: веселое, сердитое, хорошее, плохое, радостное, печальное, спокойное, недовольное. При этом полезно составление си-вонимических4>ядов из слов и выражений, описывающих различные состояния. Важно не только называть, но и научиться воспроизводить эмоциональные состояния голосом, мимикой, жестами, пантомимой. Имитация их детьми имеет психопрофилактический характер. Активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка. Это очень важно, так как дети часто не осознают своих «психических заносов» по причине юного возраста. Произвольное воспроизведение выразительных, движений оживляет соответствующие эмоции, возвращает яркие воспоминания о незамеченных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины напряжения у некоторых детей. Осознанию собственных ощущений,.влияющих на поведение и самочувствие, помогут ответы на следующие вопросы: Как вы узнаете свои эмоции? Чувствуете ли вы что-нибудь, подмечаете какие-либо изменения внутри себя, в своем теле, когда испытываете радость? Раздражение? Гнев? Страх? Какие это ощущения? В чем они заключаются? Можете ли вы сделать так, чтобы вместо неприятных эмоций почувствовать приятные? Может быть, вы почувствуете себя лучше, если дадите выход своим эмоциям? Что вы думаете о других людях, если вы счастливы, или раздражены, или испуганы? Как вы чувствуете себя сегодня? При этом можно предложить указать на один из рисунков, изображающих различные состояния. Другое задание — «Нарисуй человечку лицо» (под общими.заготовками указано: сердится, думает,, радуется, удивляется, обижается, грустит, пугается). В практике психокоррекции эмоциональных состояний широко используются арттерапия — различные виды искусства: музыка, литература, живопись, театр. Искусство помогает детям развиваться и жить. Художественная деятельность— важнейший источник приобретения нравственного и эстетического опыта. Она оказывает непосредственное влияние на чувства, содействует развитию воображения, без которого невозможно понять другого человека, испытывать к нему сочувствие. Эмоционально насыщенные действия дают выход детской жизнерадостности, фантазии, позволяют творчески выражать себя. Чем больше увлечен ребенок делом, тем выше уровень его творческой активности: он более настойчив, глубже переживает свои удачи и промахи, прилагает значительные волевые усилия, чтобы добиться успеха. , Выставка изобразительного творчества детей из различных специальных учреждений под названием «Другими глазами», которая проходила в Государственном Русском музее (1991), ярко представила для широкой публики творческую самобытность и непосредственность, многообразие индивидуальных особенностей ее участников. Так, рисунки умственно отсталых де- «UHlllim................ 11ШШШШ...... llllHIUIIIIIlllllllllllllllUUllillNllllUIIIIIUUuiIll |ШШ1ШШШШ1[ШиШШ»1ШШШЮ1ШШШ11шш«~" тей, несмотря на деформациюфорты И пространства'Производят впечатление оптимистичных и красочных, цвет в них является основным способом раскрытия внутреннего состояния, Отмеча ется поразительное.соответствие цветовых-отношений,' загадоч ных знаков и символов из далекого прошлого человечества с живописью и графикой душевнобольных людей. Умственно от сталые дети могут творить последовательно,, независимо от со стояния; их больше увлекает сам процесс творчества, чем резуль тат. В их работах открывается мир личности, полный смятения, тревог и желаний — мир аффекта, ■ Рисунки детей с нарушением зрения отличаются высокоразвитым воображением, только оно имеет в своей основе не цвет и объем, а сочетание и последовательность событий, взаимодействие характеров и поступков. В них недостаточность восприятия пространства компенсируется развитым ощущением времени, цвета — звуковыми образами. При этом цветовая гамма несколько стерта,, но не искажена. Картины авторов с нарушениями слуха отличаются богатым, сочным колоритом, в них менее всего проявляются трагические нотки внутреннего разлада личности по сравнению со всеми категориями аномальных детей. > Творческие способности не могут идентифицироваться ни с интеллектом, ни с психическим .или физическим развитием. Доказательство тому множество признанных великих людей- творцов, имеющих те или иные отклонения в развитии, иссле дуемые и описанные во многих .научных.и популярных издани ях.-Созидательность творчества существует независимо от каких- либо ограничений здоровья. Здесь можно процитировать мнение, высказанное специалистом в области психиатрии Принцхорном: «Произведение вытекает не из здоровья, не из болезни, а из изо бразительной силы творящего, которая коренится в личности, независимо от того, здорова она или больна». ■ - .- - Во время инсценировок у детей с особенностями психофизического развития открываются широкие возможности для совместных поисков решений. При постановке спектаклей детей захватывает атмосфера, которая создается вокруг общего дела, они понимают, что успех зависит от усилий и ответственности каждого. Для участия в инсценировке-совершенно не обязательны врожденные актерские способности, достаточно постараться вникнуть в мотивы поведения и характер персонажа и потрудиться над тем, чтобы доступными средствами изобразить его. Большое значение приобретает созданнеадекватной педагогической среды,.условий, обеспечивающих проявление социальных уме ний и развивающих положительное социальное взаимодействие. Этоможет быть уход за животными, подготовка подарков:, позд равлений, празднование дня рождения и т. д. , ■ В ряде стран используется Autoreach Program — программа по развитию самовыражения детей с синдромом Дауна» клоупо-терапия (в течение нескольких лет волонтеры из разных стран демонстрировали это направление не только в лечебных учреждениях Беларуси, но и на улицах Минска). Музыкальная терапия достаточно широко применяется во всех странах Запада. Ее используют в психотерапевтических целях не только для лечения нервно-психических, но и сомати ческих заболеваний, для эстетизации и гармонизации больнич ной среды, развития творческого воображения и фантазии, ком муникативных навыков, снятия повышенного мышечного тону са, релаксации и др. Содержание занятий включает двигатель ные и ритмические упражнения, танцы, бесконтактный и кон тактный массаж, музыкально-психологический, массаж, дыха тельные упражнения, актуализацию зрительных образов и пред ставлений, восприятие музыки, ее исполнение, разнообразные психологические формулы. - .-..■■-.-■;