Аукцион педагогических проблем
3. Педагогический совет:«Возможности использования необычных уроков в практике работы учителя». Выводы ипрактические рекомендации по осуществлению учебно-воспитательного процесса.
4. Методический совет:«Разработка целостной системы», включающей следующие компоненты:
а) диагностический блок; разработка и использование программ и методик изучения педагогического опыта учителей по данному вопросу;
б) блок педагогических нововведений: обоснование, разработка и введение в учебно-воспитательный процесс нового содержания, форм организации, способов обучения и воспитания
учащихся, адекватных целям и задачам современной школы;
в) организация экспериментальной работы: разработка проблематики, выбор учителей для ее осуществления, их свободное самоопределение в экспериментальном поиске, объединение в проблемные творческие группы, создание экспериментальных лабораторий, оказание помощи в разработке индивидуальных исследовательских программ и др;
г) блок практической помощи учителям: изучение запросов, оказание индивидуально помощи в совершенствовании и обновлении педагогических знаний и опыта по проблеме, проведение "научно-практических и психологических семинаров, тренингов, организационно-деятель-ностных, деловых, ролевых игр и т. д.;
д) система взаимодействия с родителями: индивидуальная работа ссемьей, психолого-педагогическая помощь, освоение методики сотрудничества, привлечение родителей к участию в жизнедеятельности школы, установление партнерских отношений и другие необычные формы деятельности и общения;
е) блок материально-технической базы и финансового обеспечения процесса: оборудование, способствующее организации учебного процесса с целью дифференциации и индивидуализации обучения и творческого воспитания, стимулирование учителей, ведущих экспериментальный поиск.
Аукцион педагогических проблем.
Игра-соревнование, направленная на поиски решения актуальных проблем, связанных с методикой подготовки и проведения необычного урока в современной школе средствами коллективной организаторской деятельности.
Цель игры:коллективное выявление актуальных проблем, связанных с методикой подготовки и проведения необычных уроков и способов их решения, используя игровую форму, что дает возможность участвовать взрослым и детям.
Ход игры:группы получают задания: выделить не менее двух актуальных проблем, которые необходимо решить. Каждая группа проводит дискуссию в заданной теме, формулирует проблематику, обосновывает ее и обсуждает возможные решения.
Проблемы отражаются наглядно (графическим рисунком и т. д.) Затем каждая группа выставляет свои проблемы на аукцион, где они оцениваются экспертами. Далее идет поочередная продажа проблем за предложенные группами решения.
Экспериментальная лаборатория по необычному уроку
Основная деятельность:
- разработка и совершенствование необычных уроков, методики отдельных видов, приемов;
- отбор и апробация учебных пособий, дидактических материалов;
- наблюдение, изучение, отслеживание динамики развития учащихся (уровень знаний, сформированное™ учебной деятельности, мотивации, самооценки, познавательных интересов, воспитанности);
- развитие творческого потенциала учителя, его профессионализма;
- знакомство с интересными находками, внедрение их в деятельность других учителей.
6. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ «В ПОИСКАХ ГАРМОНИИ»
Цель урока: Обобщить знания учащихся, полученные на уроках физики за полный курс средней школы, раскрыть понятие "Физическая картина мира", вооружить учащихся конкретными знаниями, показать материальное единство мира и качественное своеобразие форм движения материи. План урока:
1. Вступление. Постановка задач урока.
2. Обобщение знаний о развитии общества и природы:
а) в античном мире;
б) в средние века;
в) к середине XX века;
г) на современном этапе.
3. Заключение.
Ход урока.
1. Вступление. Эпиграф к уроку высвечивается на доске и читается учителем.
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог-изобретатель...
А.С. Пушкин.
Звучит музыка "В свете Сатурна" (анс. «Зодиак»). На экране проецируется подборка слайдов и картин, иллюстрирующих многообразие мира. Учитель читает стихотворение. "Бэ-да-проповедник".
Однажды, в одежде, измятой ветрами,
Пустынной тропою шел Бэда слепой,
На мальчика он опирался рукой,
Ступая на камни босыми ногами..
И глухо, и дико все было кругом:
Одни только сосны росли вековые,
Одни только камни торчали седые,
Косматым и влажным одетые мхом.
____________________________
Но мальчик устал,
Ягод свежих отведал,
Иль просто слепца он хотел обмануть,
"Старик, - он сказал, - я хочу отдохнуть,
А ты, если хочешь, начни проповедать.
С вершин увидали тебя пастухи,
Какие-то старцы стоят у дороги,
Вон жены с детьми
Говори им о боге, о сыне, распятом
За наши грехи".
Пауза...
И старца лицо просияло мгновенно
Как луч набегающей стройной волны.
Из уст его бедных живою волною
Высокая речь потекла вдохновенно,
Без веры таких не бывает речей.
Казалось слепцу, в славе
Небо являлось,
Дрожащая к небу рука поднималась,
И слезы текли из потухших очей,
Уже догорала заря золотая
И месяца луч бледный в гору проник;
В ущелье повеяла сырость ночная
И вот, проповедуя, слышит старик:
Зовет его мальчик, смеясь и толкая:
"Довольно, пошли, никого уже нет".
Умолк глухо старец, главой поникая,
Но только умолк он, от края до края
-Аминь! - ему грянули камни в ответ.
Музыка замолкает. Учитель:
- Я - Бэда, который обращается незадолго перед окончанием вашей учебы к вашим умам, душам, сердцам: вам жить в этом беспредельном, безграничном мире и создавать его.
Цель нашего урока - помочь вам представить трудный и великий путь познания; увидеть мир в его гармоничном единстве; поднять роль человека-творца в этом мире.
Изложение теоретического материала делится на 3 блока - этапа. В первом блоке излагается состояние политической, астрономической, физической картины мира в Греции и Риме.
Учитель говорит о людях, отмечает их постоянный поиск гармонии государственного устройства, объяснения своего места и места Земли в окружающем мире, а также из него состоит все окружающее нас и мы сами. Кратко упоминает о Перикле, Сократе, Платоне, Аристотеле, Эпикуре, Фидии. Затем плавно переходит к деятельности ученых Рима: Плиний-старший, Плиний-младший, Цезарь, Август, Октавиан.
- В этот период трудами Клавдия Птолемея формировалась астрономическая картина мира. Его идеи согласуются с концепцией рождения мира по Ветхому Завету. Параллельно формируется физическая картина мира, основные идеи которой состоят в материальности мира, атомизме и дискретности.
Цивилизация Греции, Рима, пережившие рождение, расцвет, пришли в упадок не без "помощи" варваров. Мир пришел в запустение, были разрушены города, забыты философия, поэзия; взгляды на окружающий мир стали примитивными, напоминали взгляды первобытных людей.
Второй блок. Фактором возрождения стало христианство с его основными заповедями (Заповеди Моисея) и Нагорной проповедью. Начинается бурная деятельность миссионеров. Европа открывает для себя новый мир (новые земли). К европейцам возвращается культура греков и римлян, преломленная через идеи христианства, открываются университеты, зарождается наука, но наука экспериментальная, отличная от античной. В этот период роскошь и разврат церки рождают протест, начинаются религиозные войны. Налицо политический кризис. В силу того, что Юлианский календарь вступил в противоречие с наблюдаемыми явлениями в природе и трудно было определить наступление Пасхи - основного религиозного праздника, было разрешено искать выходы из создавшегося положения. Польский каноник Коперник в течение всей своей жизни пытался эту проблему решить и пришел к гелиоцентрической системе устройства мира. Трудами Галилея, Ньютона сформировалась единая механическая картина мира, основные идеи которой были высказаны еще в античном мире, открыт еще один тип взаимодействия между атомами - гравитационный, возобладает принцип дальнодействия..
- Физики считапи, что развитие науки завершено. Лагранж назвал Ньютона самым счастливым человеком, т. к. не каждому дано создать физическую картину мира.
(Тихо звучит космическая музыка, одновременно на экране высвечиваются портреты ученых Г. Галилея, Р. Декарта, И. Ньютона и таблица 1).
Элементы материалистической (классической) картины мира
Исходные философские понятия | Основные и вспомогательные понятия | Принципы |
классический атомизм и механицизм | материя - вещество, состоящее из неделимых частиц; движение - механическое перемещение частиц; пространство - пустое вместилище тел; время - чистая длительность процессов; физическое по- ле(эфир); вспомогат. понятие масса - мера инертности имера тяготения и т.д. | относительность Галилея; инерция; действие и противодействие; дальнодействие причинности. |
Учитель вместе с учениками анализирует таблицу.
Успех механики Ньютона в значительной мере способствовал абсолютизации ньютоновских представлений. Однако, на этом пути встретились непреодолимые препятствия.
Результаты многих опытов нельзя было объяснить в рамках МКМ. К ним относятся открытие Кулона (Кавендила), Эрстеда, Ампера, Фарадея и др. Нельзя было объяснить взаимодействие зарядов, токов, не вводя понятия электрического и магнитного полей.
Материя появляется в новом качестве (континуума), близ-кодействие заменяется дальнодействием, рождается новый тип взаимодействий - электромагнитный. Рождается электродинамическая картина мира (ЭДКМ). Все многообразие в мире объясняется двумя типами взаимодействия: гравитационным и магнитным.
(Начинает тихо играть музыка. На экране высвечиваются слайды с портретами ученых: М. Фарадея, Дж. Максвелла, А. Эйнштейна и таблица 2).