Нормы оценок по русскому языку и литературе по 10-балльной системе (из опыта работы школ Молдавии)

Таблица 1

Оценка устного ответа и письменной работы по русскому языку

Оцен­ка   Устный ответ   Письменная работа  
     
  Ответ, соответст­вующий всем требо­ваниям стилистики, научно обоснован­ный, выявляющий самостоятельность мышления   Нет орфографических, пунктуальных ошибок, в тексте допущено не более одного исправления  
  Твердое знание мате­риала, умение логи­чески мыслить   Негрубая пунктуацион­ная ошибка, негрубая орфографическая ошиб­ка  
  Неточность в форму­лировках, хорошее знание учебного ма­териала   1-2 негрубые орфогра­фические ошибки и не больше двух пунктуаци­онных, 1—2 исправления  
     
7 .   Наличие некоторых пробелов в усвоении теоретического мате­риала, отсутствие на­выков применения правил на практике   До трех орфографиче­ских ошибок и трёх пунктуационных, 1-2 исправления  
  Фрагментарное зна­ние учебного мате­риала, отсутствие логики в изложении, бедность языка   4 орфографических ошибки и 4 пунктуаци­онных, 2-3 исправления  
  Слабое знание учеб­ного материала, не­умение изложить прочитанное и ис­пользовать на прак­тике   До 5 орфографических ошибок и 5 пунктуаци­онных, 2-3 исправления  
  Незнание материала, отсутствие навыков использования мате­риала на практике.   До 5 орфографических ошибок и 5 пунктуационных, 3-4 исправления.  
3 2 1   отказ от ответа   6-7 орфографических ошибок и 7 пунктуационных, более 7 орфографических и 7 пунктуационных, отсутствие работы.  

Таблица 2

Оценка устного ответа и письменной работы по литературе

Оцен­ка   Устный ответ   Письменная работа  
     
  Отличное знание учеб­ного материала, твор­ческое отношение к предмету, самостоя­тельность мышления   Соответствие заданной тематике, индивидуальность работы  
  Знание учебного мате­риала, умение его гра­мотно изложить   Соответствие темати­ке, допускаются неко­торые стилистические недочеты  
  Отсутствие яркости в изложении, недостаточная полнота в изложении   1—2 грубых стилисти­ческих недочетов, не­достаточность исполь­зования литературного материала  
  Нарушение в логиче­ской последовательно­сти изложения мате­риала, некоторые про­белы в знаниях по предмету, недостаточ­ное умение использо­вать литературоведче­ские термины   Неполное освещение темы работы, недостаточное использование литературного материала, грубые стилистические недочеты  
  Фрагментарное знание учебного материала, отсутствие самостоя­тельного мышления, умения анализировать прочитанное   Отсутствие логики в изложении материала, неиспользование вы­разительных средств языка, грубые стили­стические и фактиче­ские ошибки  



     
  Слабое знание учебного материала, плохо развита речь, неумение сопоставлять факты, делать выводы   Недостаточное рас­крытие темы, отсутст­вие последовательно­сти в изложении мате­риала, бедность лек­сического словаря, синтаксических кон­струкций, грубые сти­листические и факти­ческие ошибки  
  Незнание материала, отсутствие навыков беглого чтения, неуме­ние излагать литера­турный материал   Тема не раскрыта, от­сутствует последова­тельность в изложении материала, много фак­тических и стилиста-ческих ошибок  
3-2-1   Откаэ от устного ответа   Работа не сдана, не выполнена  

Приложение 2

Программа спецкурса

«Оценочная деятельность учителя в режиме перехода к развивающему обучению»

Введение (2 часа)

Обеспечение развивающего обучения — основное требование современной школы. Переосмысление со­держания обучения в новой школе. Изменение харак­тера оценочной деятельности учителя и учащихся как необходимое условие процесса развития. .

Тема 1 «Оценочный компонент обучения на разных этапах развития школы» (2 часа)

Анализ классической педагогики и школьной практики с позиции оценочной деятельности педагога и основных функций отметки (исторический экскурс).

Тема 2 «Базовые подходы к педагогике, обучению и школьной практике» (2 часа)

Существенные черты и основные признаки авто­ритарной и гуманистической педагогики. Информа­тивный способ обучения в массовой школе, его резуль­тативность. Отметка как механизм внешнего принуж­дения: негативные последствия его применения. Физи­ческое и духовное состояние обучающих и обучающих- • ся в стрессовой ситуации. Явление субстрессии. Влия­ние школьного балла на отношение к ребёнку в семье. Деятельностно-практический способ работы учителя в системе развивающего обучения, его педагогический результат.

Тема 3 «Организация внутренне мотивированной деятельности — основное условие развивающего обучения» (2 часа)

Концепция единства развития и деятельности. Струк­тура деятельности. Роль оценки как показателя и регулято­ра в общей структуре деятельности. Механизм авторитар­ной и гуманистической педагогики. Внешне- и внутренне мотивированная деятельность как антагонисты.

Наши рекомендации