Нормы оценок по русскому языку и литературе по 10-балльной системе (из опыта работы школ Молдавии)
Таблица 1
Оценка устного ответа и письменной работы по русскому языку
Оценка | Устный ответ | Письменная работа |
Ответ, соответствующий всем требованиям стилистики, научно обоснованный, выявляющий самостоятельность мышления | Нет орфографических, пунктуальных ошибок, в тексте допущено не более одного исправления | |
Твердое знание материала, умение логически мыслить | Негрубая пунктуационная ошибка, негрубая орфографическая ошибка | |
Неточность в формулировках, хорошее знание учебного материала | 1-2 негрубые орфографические ошибки и не больше двух пунктуационных, 1—2 исправления |
7 . | Наличие некоторых пробелов в усвоении теоретического материала, отсутствие навыков применения правил на практике | До трех орфографических ошибок и трёх пунктуационных, 1-2 исправления |
Фрагментарное знание учебного материала, отсутствие логики в изложении, бедность языка | 4 орфографических ошибки и 4 пунктуационных, 2-3 исправления | |
Слабое знание учебного материала, неумение изложить прочитанное и использовать на практике | До 5 орфографических ошибок и 5 пунктуационных, 2-3 исправления | |
Незнание материала, отсутствие навыков использования материала на практике. | До 5 орфографических ошибок и 5 пунктуационных, 3-4 исправления. | |
3 2 1 | отказ от ответа | 6-7 орфографических ошибок и 7 пунктуационных, более 7 орфографических и 7 пунктуационных, отсутствие работы. |
Таблица 2
Оценка устного ответа и письменной работы по литературе
Оценка | Устный ответ | Письменная работа |
Отличное знание учебного материала, творческое отношение к предмету, самостоятельность мышления | Соответствие заданной тематике, индивидуальность работы | |
Знание учебного материала, умение его грамотно изложить | Соответствие тематике, допускаются некоторые стилистические недочеты | |
Отсутствие яркости в изложении, недостаточная полнота в изложении | 1—2 грубых стилистических недочетов, недостаточность использования литературного материала | |
Нарушение в логической последовательности изложения материала, некоторые пробелы в знаниях по предмету, недостаточное умение использовать литературоведческие термины | Неполное освещение темы работы, недостаточное использование литературного материала, грубые стилистические недочеты | |
Фрагментарное знание учебного материала, отсутствие самостоятельного мышления, умения анализировать прочитанное | Отсутствие логики в изложении материала, неиспользование выразительных средств языка, грубые стилистические и фактические ошибки |
Слабое знание учебного материала, плохо развита речь, неумение сопоставлять факты, делать выводы | Недостаточное раскрытие темы, отсутствие последовательности в изложении материала, бедность лексического словаря, синтаксических конструкций, грубые стилистические и фактические ошибки | |
Незнание материала, отсутствие навыков беглого чтения, неумение излагать литературный материал | Тема не раскрыта, отсутствует последовательность в изложении материала, много фактических и стилиста-ческих ошибок | |
3-2-1 | Откаэ от устного ответа | Работа не сдана, не выполнена |
Приложение 2
Программа спецкурса
«Оценочная деятельность учителя в режиме перехода к развивающему обучению»
Введение (2 часа)
Обеспечение развивающего обучения — основное требование современной школы. Переосмысление содержания обучения в новой школе. Изменение характера оценочной деятельности учителя и учащихся как необходимое условие процесса развития. .
Тема 1 «Оценочный компонент обучения на разных этапах развития школы» (2 часа)
Анализ классической педагогики и школьной практики с позиции оценочной деятельности педагога и основных функций отметки (исторический экскурс).
Тема 2 «Базовые подходы к педагогике, обучению и школьной практике» (2 часа)
Существенные черты и основные признаки авторитарной и гуманистической педагогики. Информативный способ обучения в массовой школе, его результативность. Отметка как механизм внешнего принуждения: негативные последствия его применения. Физическое и духовное состояние обучающих и обучающих- • ся в стрессовой ситуации. Явление субстрессии. Влияние школьного балла на отношение к ребёнку в семье. Деятельностно-практический способ работы учителя в системе развивающего обучения, его педагогический результат.
Тема 3 «Организация внутренне мотивированной деятельности — основное условие развивающего обучения» (2 часа)
Концепция единства развития и деятельности. Структура деятельности. Роль оценки как показателя и регулятора в общей структуре деятельности. Механизм авторитарной и гуманистической педагогики. Внешне- и внутренне мотивированная деятельность как антагонисты.