Средства обучения, их классификац. Роль компьютера в обучении
Средство обучения(СО) – это материальный или идеальный объект,
который использован учителем и учащимися для усвоения новых
знаний. СО можно классифицировать по различным основаниям:
по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний,
на развитие различных способностей, их эффективности в учебном
процессе. 1. По составу объектов средства обучения разделяются
на материальные и идеальные.К материальным средствамотносятся:
учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и
умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых
знаний. Играют ведущую роль в умственном развитии учащихся.
Они могут быть даны учителем или же изучены сомостоятельно.
Современные средства обучения часто предполагают использование
новых методов обучения. Обучение на базе персональных компьютеров
– это новый вид учебного процесса, в котором используются новые
методы и средства преподавания и учения, используются различного
вида знаковые и графические модели, в том числе средства мультипли-
кации. 2. По субъекту деятельности средства обучения можно
разделить на средства преподавания и средства учения. Средствами
преподавания пользуются в основном учителя для объяснения и
закрепления учебного материала, а средствами учения – учащиеся
для усвоения новых знаний.
№22 Форма организации обучения
Форма(лат. внешний вид). Понятие форма обучения употребляется
в 2 значениях: 1 знач.- форма обучения; 2 знач- ФОО (форма
организации обучения). 1)ФО- дидактическая категория
означает внешнюю сторону. Организац учебн процес хар-р
взаимосвязанной деятельности участников пед процесса:
индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, коллективная,
аудиторные, классные, внеклассные, школьные, внешкольные.
2)ФОО- конструкция отдельного звена процесса обучения: урок,
лекция, семинар, экзамен, зачет.Классификация ФОО
осуществляется по разному: 1)Онищук по дидактическим целям
различал по разному (теоритич знания, практичзнан,
комбинированные, трудовые). 2) В.А Хуторской различал
(индивидуальные занятия, коллективно-групповые, индивидуально
- коллективные занятия). По индивид. структуре обучен процесс
учитывал индивид особенности учащ, т.е темы, объём, методы осущ.
Строго индивидуализировались.
№24Классно-урочная сист обучен
Средние века .. В практике монастырских школ Западной
Украины и Белар сложилась индивид-групповая форма, когда
педагог работает с группой учащихся. Каждый учащийся
индивидуально взаимодействует с учителем выполняя работу
и отвечает за результат (разный возраст), Это низко-эффективная
форма. К 16 веку был накоплен определ опыт индивид-групповой
формы(Каменский). Им был теоритически обоснована классно
-урочная сист. Его идеи: 1) группы учащихся составляют дети с
постоянным составом одного возраста, и одного уровня подготовки
-класс; 2)занятия проводились строго по расписанию в течении одного
урока; 3)структура урока имелачеткие элементы, проверка
домашнего задания, объяснен, закрепление, оценка; 4) ведущая
роль отводилась педагогу в процесссе оценивания и домашн
задание не задавалось; 5) строго определялось время начала и
завершения начального года, учебного дня.
Достоинство: четкая организация, массовая школа, учебные планы,
школьный режим, высокая управляемость со стороны государства.
Сохран и в наст время. Недостатки: Фронтальная организация
обучения, ориентация на среднего ученика, выпадают при этом
слабые и недостаток сотрудничества и взаимопомощи , жесткая
структура и ограниченность во времени. Недостаток классно-
урочной системы пытались приодалеть в разных странах
(Германия-Мангейская система, США- Батовскаясист(учителя
делились на 2 группы)). В начале 20 века возникла система
индулизирования обучения(США). 20-е годы дальтон – план в
россии – бригадно-лабораторнясист, применялся метод
проектировки.
№25 Структура урока
Урок- основная форма организации учебного процесса, котор
имеет след признаки: точно устанавливает время проведения
организации познавательной деятельности учащихся;
постоянная група учащегося класса, имеющие разные интересы
и способности, сходные интересы; целенаправленность урока,
его соответствующие нормативно-заданным документам
(стандарт, учебному плану и программе).Урок- форма организации
учебного процесса при котором педагог в течение точно установлен
времени организует познавательную деятельность учащегося класса
используя разные виды, средства и методы работы в зависимости от
индивид особенностей и склонностей учащихся с целью овладения
ими, содержанием изучаемого предмета, а также для воспитания и
развития познават-ых, творческих, духовных способностей обучения.
В каждом уроке можно выделить отдельные структурные компоненты:
объеденение нового материала, закрепление, повторение, контроль
и оценивание знаний, умений и навыков данного задания.В дидактике
имеются разные подходы классификации уроков. Наиболее часто
классиф по основным образовательным целям (изучение нового
материала, закрепление раннее изученного, контроль и оценивание
результата процесса обучения). Харламов выделил 5 типов уроков на
основе дидактической цели: комбинированный (традиц ), урок
усвоения новыми знаниями учащегося, урок закрепления изученного
материала, урок повторения, систематизации, проверки и оценки
знаний.
№26 Диагностика. Тесты учебных достижений учащихся.
Диагностика-это проявление всех обстоятельств протекания
дидактического процесса, точное определение его результатов.
Без диагностики невозможно эффективное управление
дидактическим процессом. Целью дидактического диагностирования
является своевременное выявление, оценивание и анализ течения
учебного процесса в связи с его продуктивностью. Диагностирование
рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения,
выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения.
Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание,
накопление данных, анализ, прогнозирования дальнейшего развития
событий. Диагностирование обученности–это контроль и оценка
знаний и умений обучаемых. Дидактический контроль как
своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную
обучающую, развивающую направленность, соединяться с
самоконтролем, быть необходимым и полезным прежде всего самому
обучаемому.Результаты диагностирования, где могут использоваться
баллы, способствуют самоопределению личности, что является важным
побуждающим фактором. Тест(проверка) Тест обученности- это
совокупность заданий, ориентированных на определение уровня
усвоения определенных аспектов содержания обучения. Они должны
удовлетворять требованиям: краткосрочными (мало времени);
однозначными, правильными (искл возможность формулирования
многозначных ответов), краткими, требующими сжатых ответов,
информационными. Различаюттесты: общих умственных способностей;
специальных способностей; тесты обученности, успеваемости; для
определения отдельных качеств личности (памяти, мышления и т.д);
определения уровня воспитания.
№27 Контроль результатов учебной деятельности.
Контроль-означ явление, измерение и оценивание знаний, умений
обучаемых. Выявление и измерение- проверка. Проверка-
составнойкомпонент контроля, функц которого является обеспечение
обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом
объективной инфо о степени освоения учебного материала, выявление
недостатков и пробелов в знаниях. Контролирующая функция
заключается в выявлении состояния знаний, умений и навыков
учащихся для определения возможности дальнейшего продвижения
в изучении программного материала и в то же время служит средством
контроля эффективности методов и приемов обучения, применяемых
самим учителем.Проверка имеет целью определение уровня и качества
обученности учащегося, объема учебного труда. Кроме проверки
контроль содержит в себе оценивание и оценку.Основные виды контроля:
•По месту в процессе обучения: 1)поурочный контроль -процесс усвоения
каждой изучаемой темы и позволяет определять степень продвижения
учащихся в освоении учебного материала; 2)тематический контроль
позволяет осуществить проверку результативности усвоения учащимися
содержания определённой темы или раздела учебной программы;
•контроль по результату осуществляется после выполнения учебного
действия;•По субъектам контрольно-оценочной деятельности:
1)внешний контроль осуществляется педагогом или учащимися;
2)внутренний, или рефлексивный, контроль осуществляется учащимся
(самоконтроль и самооценка).Методы и формы контроля: Различаются
между собой способами получения и обработки данных. С учётом
содержания и специфики учебных предметов осуществляется устный
(учебный диалог, фронтальный и индивидуальный опросы),
письменный (различные виды письменных заданий, самостоятельных,
проверочных и контрольных работ, включая различные виды и типы тестов)
и практический контроль (практические работы по трудовому обучению,
изобразительному искусству и др.). В отдельных случаях используется
программированный контроль (с применением компьютерных программ).
№28 Система оценок Вжурналах успеваемость учащихся фиксируется
в виде отметок. Функция оценки- показывает уровень
обученности; Уровни: первый уровень (низкий) —оценки
«неудовлетворительно», «незачтено»; баллы 1 балл —отсутствие
знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта или
отказ от ответа. 3 балла —недостаточно полный объем знаний в рамках
образовательного стандарта; некомпетентность в решении
стандартных (типовых) задач; 2 балла -фрагментарные знания в рамках
образовательного стандарта; знания отдельных литературных
источников, рекомендованных учебной программой
второй уровень (минимально достаточный) — репродуктивная
несамостоятельная учебная деятельность, выполняемая с помощью
преподавателя; оценка — «удовлетворительно», «зачтено»; балл —
«4»- достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта;
усвоение основной литературы, использование научной терминологии,
умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач
третий уровень (средний) —баллы — «5» достаточные знания в объеме
учебной программы; использование научной терминологии,
стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на
вопросы, умение делать выводы; и «6» достаточно полные
и систематизированные знания в объеме учебной программы;
использование необходимой научной терминологии, стилистически
грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
четвертый уровень (высокий) — продуктивная самостоятельная
деятельность, выполняемая по созданному или типовому алгоритму;
оценки — «очень хорошо» и «почти отлично»; баллы — «7» и «8»;
пятый уровень (высший) — творческая деятельность, в результате
которой создается объективно новая учебная продукция (информация,
знания); оценки — «отлично» и «превосходно»; баллы — «9» и «10».
10 баллов — систематизированные, глубокие и полные знания по
всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам,
выходящим за ее пределы;