Заявка на участие в конференции
Исследование проблемы социального воспитания личности
© 2015
Л.И. Еремина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика»
ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова», Ульяновск (Россия), [email protected]
Значимость исследования социального воспитания личности, как целостного процесса, охватывающего все этапы развития человека, подтверждается факторами современного развития детей, подростков, молодежи в условиях реформирования образования.
В современной отечественной педагогике представлены различные методологические и теоретические подходы рассмотрения сущности социального воспитания: социально-философский (Л.Е. Никитина, Т.А. Ромм, Г.Н. Филонов и др.), социологически ориентированный (В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, М.М. Плоткин, В.Д. Семенов и др.), социально-педагогический (теория и методика социальной работы) (М.А. Галагузова, В.А. Никитин, С.А. Расчетина и др.), педагогический (А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев и др.).
С позиции Л.В. Мардахаева, социальное воспитание – «направленная деятельность воспитателя (родителя, лица, его заменяющего, учителя, руководителя, наставника и др.) по созданию специальных условий для взаимодействия с воспитанником, воздействия на его сознание и чувства в интересах достижения определенных социально-педагогических целей» [3, с. 11]. Л.В. Мардахаев подчеркивает, что по своей сути социальное воспитание – это «…целенаправленная воспитательная деятельность (целенаправленное воспитание), связанная (связанное) с жизнедеятельностью людей в обществе» [3, с. 96].
Социальное воспитание (по А.В. Мудрику) можно рассматривать как процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемой в специально создаваемых воспитательных организациях, которые помогают развивать возможности человека, включающие его способности, знания, образы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет [4].
По утверждению В.Р. Ясницкой, педагогическое воспитание является по своей сути социальным, так как оно раскрывает сущность амбивалентной взаимосвязи «воспитание – общество», направлено на социализацию растущего человека, формирует позитивный индивидуальный социальный опыт, в том числе и творческий [5].
Таким образом, анализ представленных положений показывает, что у всех исследователей есть общее – стремление показать процесс и результат социального воспитания [2]:
- процесс и результат педагогической деятельности по социальному развитию, социальному формированию личности (В.И. Беляев, В.Г. Бочарова, В.И. Загвязинский, А.Г. Корнилова, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, М.М. Плоткин, Т.А. Ромм, В.А. Сластенин и др.);
- процесс относительно контролируемой социализации, осуществляемый в специально создаваемых воспитательных организациях (Н.А. Евлешина, Б.В. Куприянов, А.В. Мудрик, М.В. Шакурова, В.Р. Ясницкая и др.).
Итак, сущность социального воспитания в контексте социально-педагогической парадигмы – это: 1) работа с детьми в определенной социальной среде; 2) форма социальной работы; 3) воспитание в определенных организациях, осуществляемое определенной категорией людей.
Таким образом, социальное воспитание личности осуществляется в воспитательных организациях, которые состоят из первичных коллективов (группа сверстников как микрофактор социализации).
Список литературы
1. Ромм Т.А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов: монография. Новосибирск: Наука, 2007. 380 с.
2. Плоткин М.М. Социальное воспитание в контексте теории социальной педагогики // Социальная педагогика в России. 2009. № 5. С. 80-90.
3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2005. 269 с.
4. Мудрик А.В. Социальное воспитание в воспитательных организациях // Вопросы воспитания. 2010. № 4 (5). С. 38-43.
5. Ясницкая В.Р. Как сделать класс классным: воспитание подростков. М.: Просвещение, 2008. 223 с.
STUDY OF THE PROBLEMS OF SOCIAL EDUCATION OF THE PERSON
© 2015
L.I. Eremina, candidate of pedagogical sciences, associate professor
of the department «Education»
Ulyanovsk state pedagogical university named I.N. Ulyanov, Ulyanovsk (Russia), [email protected]
Заявка на участие в конференции
Фамилия (рус.) | |
Имя Отчество (рус.) | |
Место работы (рус.) | |
Адрес места работы, с индексом (рус.) | |
Фамилия (англ.) | |
Имя Отчество (англ.) | |
Место работы (англ.) | |
Адрес места работы, с индексом (англ.) | |
Номер и название секции | |
Контактные телефоны |
Контакты: Нагорнова Анна Юрьевна
e-mail – [email protected] и [email protected]
тел. +7-903-339-30-06
Адрес:445667, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14Б, ТГУ, корпус НИЧ
Организационный взнос:
Организационный взнос, включающий компоновку сборника, организационно-технические работы по размещению сборника в системе РИНЦ – elibrary, составляет 500 руб. за одну научную статью[1].
Организационный взнос перечисляется до 20 октября (включительно).
Оплатапроизводится электронным платежом Яндекс.Деньги - 410011818936139или по следующим банковским реквизитам:
Получатель:
Нагорнова Анна Юрьевна
Номер банковской карты: 4276 6900 1579 9601
Номер счета: 40817810069003155927
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ N8588 СБЕРБАНКА РОССИИ Г.УЛЬЯНОВСК
БИК: 047308602
Корреспондентский счет: 30101810000000000602
КПП: 732502002
ИНН: 7707083893
ОКПО: 09790328
ОГРН: 1027700132195
Юридический адрес банка: 117997, МОСКВА, УЛ.ВАВИЛОВА,19
Почтовый адрес банка: 432700, УЛЬЯНОВСК, ул. Энгельса, 15
Почтовый адрес доп.офиса №8588/032: г.Ульяновск, ул.Гончарова, 1/17 ,432000
[1] При необходимости участники могут заказать печатный вариант сборника (просьба указать в заявке дополнительно почтовый адрес с индексом для пересылки сборника). В данном случае организационный взнос за одну научную статью составит 1000 руб.