Инновационные процессы-гуман.,дифференц.,итд
Кардинальн. изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере пед. деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных путей дальнейшего развития этой области являются инновации, т.е. управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Это касается содержания образования, методов и форм обучения и воспитания, организации и управления работы образовательных учреждений и т.д. Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, теоретических и практических, . Причем инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования Под термином Гуманизация и демократизация образования понимают следующие положения:1. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлено взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой.2. Образование будет удовлетворять личностные запросы, если оно ориентировано на «зону ближайшего развития». 3. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры.4. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.5. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой — важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ.6. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.7. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения.8. Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей.9. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса.10. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического мировоззрения». Гуманизация системы образования - это построение ее на основе гуманистических принципов, на основе приближения образования к интересам и потребностям конкретного человека как высшей ценности.Интеграция.Интеграционный процесс - это объединительный процесс, основанный на развитии взаимосвязей между элементами, направленный на эффективное достижение целей. Данный процесс связан с формированием целостной системы и укреплением его единства. Элементы при интеграции образуют системное единство по принципу взаимодополняемости их функционирования и развития внутрисистемных связей,понятие интеграции вводится в пед-ку путем анализа накопленного за предшествующее время опыта развития интегративных процессов в образовании. Интеграция становится конкретным педагогическим понятием, наполняется педагогическим содержанием.Гуманитаризация образования - один из путей гуманизации /очеловечивания/ всей системы образования, состоящий в первую очередь в преподавании комплекса гуманитарных дисциплин, с помощью которых студенты приобщаются к гуманитарной культуре, то есть к ценностям, выработанным на протяжении истории человечества философией, искусством и религией. Дифференциация обучения — такая форма организации учебной деятельности, при которой учитываются их интересы, склонности, способности, достигнутые успехи, проектируемая профессия, на основе сохранения базового уровня общеобразовательной подготовки всех учащихся.С психологической точки зрения цель дифференциации образования — создание благоприятных условий для перехода на субъектные отношения в системе "ученик- учитель", когда каждый участник становится условием и средством развития другого. В основе этих отношений лежит совместная продуктивная деятельность учителя и учеников, обеспечивающая их саморазвитие.С дидактической точки зрения цель дифференциации образования — создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника путем реализации совокупности методов, форм и средств обучения, организуемых с учетом индивидуальных способностей учащихся с целью противодействия нивелирования личности. Иными словами, образование должно иметь гуманистическую, личностно — ориентированную направленность, вследствие чего знания, умения и навыки превращаются из главной цели обучения в средство развития познавательных и личностных качеств школьников.С методической точки зрения цель дифференциации образования — решение назревших проблем школ путем создания новой методической системы, основанной на внешней (профильной и элективной) и внутренней (уровневой) дифференциации обучения, предоставляющей возможность учащимся двигаться по индивидуальным образовательным траекториям, с единственным ограничением: каждая из них должна удовлетворять требованиям образовательных стандартов.