Пед взгляды и деят-ть Пирогова
Ник. Ив-ч (1810-1881)род.в Москве.Окончил Московский ун-т,защитил диссертацию на степень доктора медицины.В 26 лет-процессор хирургии.В 1854 –по личной просьбе был направлен на фронт во главе с организованной им общиной «сестер милосердия». 1856 –статья «Вопросы жизни», в от. Освещались важные вопросы восп-я.В этом же году он был назначен попечителем Одесского учебного округа.Пирогов стремился поднять значение пед-ких советов гимназий, внушал директорам и учителям уч. Заведений мысль о необходимости гуманного отношения к детям, подготовил открытие ун-та в Одессе.Затем после подозрения его в свободомыслии и подрыве авторитета властей, он был переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа. Здесь он продолжал улучшать работу школ, рекомендовал учителям посещать уроки друг друга и др.1861 г был уволен с должности попечителя, и был назначн руководителем молодых людей. подготовлявшихся к профессуре,а в 1866 был уволен и с этой должности.Умер в 1881.
В статье « Вопросы жизни» П. резко выступал против сословной школы. Он противопоставил официальному курсу обр-я идею общечеловеческого воспитания.Он восстает против ранней,преждевременной специализации детей, кот. Суживает их кругозор и тормозит их нравственное развитие.
Хар-ка осн. Звеньев сист. Нар. Обр-я в России в 1-й пол. 19 в.К началу Отечеств. Войны 1812 г. В России было 47 губернских городов и почти в каждом из них были гимназии,уездные и приходские училища. Развитие школ в Петербурге и Москве шло гораздо быстрее,чем в др. городах.Все они,кроме гимназий, были переполнены учащимися. Мин-во нар. Просвещения провело в начале 19 в. Работу по созданию учебников для гимназий, а по некоторым предметам и для уездных училищ.С 1811 г был введен закон Божий во всех учебных заведениях. После войны 1812г. Передовые идеи начали проникать в школы.В учебных заведениях распространялась запрещенная лит-ра: Пушкин, Рылеев, Грибоедов,и др.Большую роль в распространении антиправительственных настроений играло преподавание отечественной истории.В некот. Уч. Заведений иносказательно толковались история и лит-ра античных народов.В царских указах было обьявлено, что дети крепостных крестьян не должны приниматься в гимназии,институты, ун-ты.В 1819 г была введена плата за обучениев приходских,уездных училищах и в гимназиях. В целях усиления религиозного восп-я в школах Мин-аво нар. Просвещения было реобразовано в 1817 Министерство духовных дел и народного просвещения. В 1819 г были изменены уч планы всех школ,запрещено преподавание ествознания.Особенно рьяно обрушилась реакция на ун-ты(Казанский, Петербургский).
27.Создание специальных высших школ.Открытие 1-х лицеев.Царскосельский лицей. Пушкин,Горчаков, Корф и др- воспитанники Царскосельского лицея, 1-е выпускники (1811-1817).Лицей был закрытым дворянским высшим уч заведением с 6- летним курсом обучения.Принимали в него мальчиков по рекомендации влиятельных лиц.Принимали с 10-12 лет.Прием проводился 1 раз в 3 года от 20 до 50 человек.Все расходы за содержание Лицея несла гос.казна. Первый набор состоял из 30 человек. 19.10 1811-день торжественного открытия лицея.Цели воспитания: Нравственные науки-основные,катехизис,библейская история, история права,философия права, правоведение,логика, математич. И физич. Науки.Царское пр-во поддерживало лицей и преследовало цель:подготовка высокоорганизованных чиновников для административного, судебного, дипломатического поприща.Уч предметы разделялись на 2 курса:начальный, окончательный.Каждый курс длился 3 года.В начальный курс входили грамматика языков, первоначальные основы Закона Божиего и философия нравств., математич. И физич.науки,историч. Науки, первоначальные основания изящной словесности, изящные иск-ва.Окончательный курс: нравственные науки, физические,математич, историч., словесность,изящные иск-ва.
30.Возникновение 1-х общественных организаций(Петербургское пед. собрание, комитет грамотности,воскресные школы.Развитие пед. Журналитики В конце 19-начале 20 в. В России издавалось более 300 пед. Журналов.Их издателями были: Мин-во нар. Просвещения, церковное ведомство, городские думы,земства и тд. Некот. Названия журналов: «Журнал Мин-ва нар.просвещения», «Пед. Сборник», «Русская школа», «Вестник воспитания»(1890-1917), «Учитель», «Начальное обучение»,Методические журналы:«Природа в школе», «Первоначальное учение и развитие ребенка», «Наглядное обучение», «Сокол», «Трудовое воспитание».Пед. журналистика развивалась бурно не только в Москве и Петербурге, но и других больших и малых городах.Даже отдельные школы выпускали свои журналы.
Педагогика ХХ в.Педагогика советского периода. Основывалась на идеологии марксизма-ленинизма. провозглашала коммунистическое воспитание. ШАЦКИЙ в 1919 г. создает первую опытную станцию по нар. Образованию, где разрабатывались и проверялись вопросы учебно-воспит. раб. и подг. учителей. Выдвигал идею синтеза труда, науки и искусства в воспитании, пытался разрешить проблему всестороннего развития детей. Н. К. КРУПСКАЯ: воспитание носит классовый характер и от того, кто занимается воспитанием зависит цель, содержание и методы воспитания. Цель ¾ всестороннее развитие человека. Содержание ¾ связь трудового воспитания с политехнизмом, связь каждого предмета с другими и с конкретной жизнью. Политехнизм означает: 1) изучение живой природы, 2) технологии материалов, 3) энергетики, 4) географии, 5) основ экономики, 6) влияния форм труда на общественный уклад. В. А. СУХОМЛИНСКИЙ: его педагогическая деятельность проникнута глубоким уважением к личности ребенка, отлична пониманием диалектики педагогического процесса, причинно-следственных связей в нем, взаимозависимостей и взаимопроникновения всех сторон, элементов, составных частей воспитания (задач, содержания, форм организации, средств, методов, приемов).
Педагогика запада. Прагматизмсчитает главной целью воспитания и обучения приобретение лишь полезных для жизни знаний и практических умений и навыков (Дьюи). Неопозитивизм ¾ продукт научно технической революции. Методика обучения с опорой на эксперимент, овладение исследовательскими количественными методами, рациональную подготовку к жизни, обучение учащихся чистым научным знаниям без идеологии (Рассел). Экзистенционализм делает акцент на познание человеком самого себя, высшая ценность личность. В педагогике предоставляется возможность идти каждому своим путем в обучении и получать образование в соответствии со способностями. Неотомизм основан на позиции Ватикана о непротивопоставлении науки и религии , они якобы дополняют др. др. Педагогика неотомизма ратует за воспитание общечеловеческих добродетелей, которые трактуются в духе традиционных религиозных принципов смирения, терпения, скромности. Биохевиризмосновывается на концепции обусловленности поведения стимулами.
45.Развитие пед. Теории в 60-70-е гг.Технологии развивающего обучения В.В. Давыдова, Л.В. Занкова,Д.Б, Эльконина и др.Развивающее обуч-е представляет из себя модифицирование, уточнение первого подхода.Основные идеи: обучение является движущей силой развития ребёнка; развитие психических функций может быть ускорено в специально организованной коллективной учебной деятельности; развитие психики школьника в деятельности и коллективе ведёт к развитию его личности.Представления. Учащихся главным образом развивает специально организованная, управляемая учителем и осознаваемая учащимися умственная деятельность. Таким образом, можно планировать процесс развития ученика в определённой степени управлять им (степень зависит от взглядов конкретных представителей данного подхода).В представлениях Д.Б.Эльконини – В.В.Давыдова о развивающем обучении основной упор делается на развитие теоретического, абстрактного мышления, повышение уровня трудности учебного материала, увеличение темпа его усвоения. Способ реализации этой цели – изменение содержания учебного материала в соответствующем направлении по различным предметам начиная с первого класса и замена концентрического способа его построения на линейный. Традиционное обучение, в понимании авторов данного подхода, развивает только эмпирическое мышление. Такяим образом, прослеживается следующая логическая цепочка: теоретические знания развивают теоретическое мышление. развитие теоретического мышления влечёт за собой развитие психики, а развитие психики предопределяет развитие личности.Л.В.Занков рассматривал общее развитие школьников как развитие способностей к наблюдению, восприятию, к анализу, синтезу, обобщению, сравнению, к совершению практических действий и др. Идеи Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития в концепции Л.В.Занкова распространяются, кроме традиционно рассматриваемой интеллектуальной сферы, на другие сферы личности: эмоционально-волевую, нравственную.Основные принципы обучения в представлении Л.В.Занкова: обучение на высоком уровне трудности; быстрый темп обучения; ведущая роль теоретических знаний; осознанность процесса усвоения знаний детьми; необходимость работы над развитием всех учащихся, в том числе и более слабых. Таким образом, повышение уровня трудности задачи для школьника есть одно из главных средств, позволяющих ему достичь своей “”зоны ближайшего развития. И при этом движении существенны два момента: мотив и скорость. Скорость как атрибут любого движения, а мотив как его инициатор. Преодоление препятствий, трудностей в процессе обучения, по мнению Л.В.Занкова, содействует и духовному развитию детей.В.В.Давыдов видел отличие своей системы Л.В.Занкова в том, что в последней ведущая роль отводится введению новых методов начального обучения, дающих развивающий эффект, а в его собственной системе основное значение придаётся новому содержанию.Модели. Деятельность школ, работающих в соответствии с идеями Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова и Л.В.Занкова, нацелен на развитие конкретных психических функций, способностей и отвечает определённому типу учащихся. Для успешного усвоения теоретических понятий, да ещё на линейной основе, первоклассник уже должен иметь достаточно высокий уровень развития интеллекта и мотивации к учению. При такой системе для учащихся, к примеру, с эмоционально-образным типом мышления, потребуются индивидуальные дополнительные занятия.Учебно-методическое обеспечение. Достаточно большой выбор учебников, учебных пособий и методической литературы для учителя по системам развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова и Л.В.Занкова.Приоритеты. Отечественные концепции развивающего обучения разрабатывались в рамках классно-урочной системы и не противоречат основным принципам её построения. Авторы данных концепций стремились к совершенствованию форм и методов обучения, содержания образования с целью активизации и развития в основном интеллектуальных способностей учащихся.
15.Братские школы 1-й бр. Шк. Была Виленская(1584). Затем возникли:Могилевская(1590), Брестская(1591),Минская(1591) и др.Школы руководствовались Уставом братства и уставом школ.В них использовались элементы классно-урочной сист. Дисциплина была строгой.Каждый ученик рассказывал подгот. урок, показывал дом задание,Учитель объяснял новый материал,В субботу уч-ся повторяли весь пройденный материал за неделю, большое внимание уделялось религиозному восп-ю.Пропуск без уважит причин не допускался.Занятия начинались и заканчивались молитвой. обучение было бесплатным.Преподавались: диалектика, риторика,матем., музыка, история и география, жития святых.Обучение вели: Зизаний, Смотрицкий, Полоцкий. И др. Развитие бел языка,поэзии,драматургии,музыки связано с деят-ю братских школ.К сер. 17 в боль-во православных школ прекратили свое существование или были переданы в распоряжение униатов.
43. Советская шк в годы ВОВ(1941-1945).Создание новых типов учебно-воспит. Учр-й. Многие тысячи уч-ся старших студентов,, учителей ушла на фронт. Война тормозила осуществление всеобщего 7-летнего обучения.Развертыванию всеобщего обуч-я препятствовали перемещения населения из зап р-в в вост.Наркомпросами и местными организациями был принят ряд мер по уточнению учета школьнных контингентов,было разрешено открывать дополнительные классы и школы.Школьная администрация,комсомол, профсоюзы и помогли укреплению школы.Правит-во приняло ряд мер по борьбе с безнадзорностью детей.В начале 1942 г Совет Народных Комиссаров СССР утвердил план борьбы с детской безнадзорностью.В годы войны Коммунистич партия и Советское правит-во принимали все меры по расширению школьной сети и восстановлению ее в тех местах, где она была уничтожена.С 1944\45 уч года было установлено обязательное обучение детей с 7 лет. Это мероприятие ликвидировало разрыв м/д детским садом и школой. В 1943 г для работающей молодежи были организованы школы рабочей молодежи.Школа в чрезвычайно слож полож-ии, масса детей была лишена возможности учиться. Многие школьн здания были заняты под казармы, госпитали, заводы.В воен годы были приняты решения: обучение детей с 7 лет, об учреждении общеобразов школ рабоч молодежи, об открытии вечерних школ, о введении 5-бальной системе оценок, об устан-ии выпускных экзаменов по окончании нач-ой, 7-летней и сред-ей школ, о награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учеников. Корректир-сь учеб планы: они частично были сокращены, вводились военно-оборон темы. Множ-во детей принимали участие в с/х работах, строит-ве оборонит-ых сооруж-ий. Тысячи учителей и детей участвовали в боях с оружием в руках.
47.Реформа общеобразов и профессион школы(1980-е гг). К нач 1980-х гг созидательный потенциал сложившейся системы образования был исчерпан. Бюрокритизация и унификация делали школу оторванной от жизни учреждение. Интересы ребенка и инициатива учителей игнорир-сь – недостаток в науч пед основании учеб процесса, отсутствие финансов и кадровых рес-сов, низ ур-нь подготовки учащихся, рост непосещаемости. В СССР так и не удалось ликвидир-ть безграмотность. Особенно распространены малограмотность и неграмотность на селе в 1959 г—50%В ходе распада СССР школа не соответствовала общественным и образовательным потребностям.Это отразилось на снижении уровня успеваемости и упада интереса к учёбе. Во втор пол 80-х гг школы оснащ-сь новейшей техникой, но темпы оснащения были ниже чем на Западе и в Японии. К 1991 г кабинеты информатики были созданы только в 14 % средн школ.