Классно-урочное образование.235-240
Классно-урочное образование в России 30-90-х гг. XX века стало универсальным и всеобъемлющим методом обучения и воспитания всех граждан страны. Классно-урочное образование — фундаментальный авторский метод «учить всех всему», он существовал и до Я. А. Коменского. Суть этого метода в системе.
Система классов — это группы детей одного возраста, одновременно приступающих к обучению, совместно обучающихся по единой учебной программе. Система уроков — единая чётко регламентированная организационно-временная форма образовательно-педагогического процесса.
Каждый ученик становится компонентом системы, включается в учебную деятельность. В этом формирующая суть метода. Средние способности учителя компенсируется системой в целом — мотивами, стимулами учеников. Учащиеся делятся на «сильных», «средних» и «слабых». Но творческие учителя применяют внутри системы авторские методы, то есть внутри Метода рождаются методы.
Учить хорошо и эффективно можно и без этой системы, но только благодаря этой системе можно «учить всех всему». Модернизация этой системы ведёт к ослаблению её главной функции.
Классно-урочный метод с массовым учителем утрачивает в значительной мере способность к индивидуализации обучения. Однако альтернативы этому методу в современном обществе не существует.
В истории развития школы выделяются три основные формы организации детей в образовательном процессе: индивидуальное, групповое и классно-урочное обучение.
При индивидуальном обучении с каждым учеником работает отдельный преподаватель. Обучение не регламентируется ни временем, ни возрастом.
Групповое обучение и воспитание — работа одного учителя с некоторым числом учащихся по индивидуальным программам в единицу времени. Здесь происходит рождение урока.
Индивидуальное и групповое обучение как формы пед. процесса никогда не исчезали и не утрачивали значимости для современной пед. практики.
В классно-урочной системе нельзя изменять ключевые звенья — класс и урок. Индивидуальное и групповое обучение не должны разрушать систему изнутри, но могут применяться наряду с системой.
Однако следует знать, что потерянное время — серьёзный фактор и препятствие для возврата из индивидуального тупика на исходные образовательные позиции.
Подготовка современного учителя должна опираться в первую очередь на овладение теорией и методикой классно-урочного пед. процесса.
Передовой опыт в профессиональном становлении учителя.281-286
Должен ли учитель заучивать наизусть методообразующие компоненты пед. процесса? С одной стороны, профессионал должен иметь более или менее чёткое представление об этих компонентах, так как они являются фундаментальными. С другой стороны, эффективность этих методов и компонентов гарантировать нельзя.
В советской системе образования существовала практика «внедрения передового опыта» в единый пед. процесс. Например, внедрение опыта К. А. Москаленко в 60-70-е гг. Новый метод повысил эффективность и результативность пед. процесса. Но на фоне этого методы академическая «теория» построения урока не выдержала критики, имя Москаленко постарались стереть из истории педагогики. Также вред этому методу принесло «внедрение» в образовательную практику всей страны, что превратило «липецкий опыт» в методическое насилие над творчеством учителя.
Как же следует относиться к «внедрению»? Учитель, стремящийся к совершенству всю свою профессиональную жизнь, должен познавать передовой пед. опыт, знакомиться с успешными авторскими методиками. Однако следует помнить, что методик, которые в практике другого учителя привели к качественно адекватному результату (такому же), не существует. Вопрос не в том, чтобы скопировать методику и работать, скажем, как И. П. Волков, а в том, чтобы овладеть сутью методики, то есть пед. средствами. При этом знать нужно и те методики, которые в первом приближении кажутся неприемлемыми и далёкими от личной практики.
Педагогическое мастерство состоит в том, что мастер не повторяет, а создаёт свою методику. Свой метод есть результат практики на основе реализующегося в этой практике методически насыщенного профессионального сознания учителя. Он возникает как динамический срез насыщенного профессионального сознания, помноженного на достаточный пед. опыт. Если профессиональное сознание методически насыщенно, оно всегда в критическую минуту выручает.
Внедрение в педагогике — это внедрение в сознание профессионала знаний о передовых методиках, а вовсе не следование предписаниям, часто сомнительным «технологическим разработкам».
Урок - основная форма образовательно-педагогического процесса в
Школе.240-243.
Урок – основная организационно-врем. форма реализации образ-педаг. процесса в школе. Большинство людей в мире получают знания именно на уроке в классно-урочной системе. Урок предназначен для выполнения основной функции - обучения, следовательно, необходимое – уяснение сути познания, (процесс познания - лишь одна из сторон в процессе формирования личности).
На уроке
· Личность развивается умственно
· личность Овладевает знаниями, познав. умениями, навыками.
· Происходит процесс нравств, эстетич, физ. Развития
Т.е. на уроке необходимо понимание единства процессов обучения и воспитания. Дидактическая функция урока: на уроке происходит познание уже известного, проверенно практикой знания, следовательно, это учебное, организованное познание.
Учебное познание – двусторонний процесс, в кот. Надо различать учебную деят-ть учащ-ся и пед. Деят-ть учителя(деятельность обучения). Учитель должен психологически отчетливо понимать процесс усвоения знаний, чтобы грамотно организовывать процесс обучения.
Структура процесса уч.познания в России: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение. Теория ступеней обучения (определяет структуру любого урока) – разраб. В 18 веке в Германии И,Ф, Гербартом: единица обучения включает 4 ступени познания: ясность, ассоциацию, систему, метод. Или иначе: внимание, ожидание, искание, действие, (но! не позволяла уроку совершенствоваться).
Например: практика классно-урочного обучения 1930-нач 1950х гг. классно-ур. Система того времени: опрос(проверка выуч. Материала), объяснение нового, обучение(ясность, внимание), формулировка обобщений и выводов(ассоциация, искание), закрепление знаний(система, ождание), д.з.(метод, действие, практика).
Учитывая, что в 1930е годы школа была первозданна, впервые образование стало массовым, требовалось хотя бы элементарное образование, + учителям тоже все было по-новому. Все это требовало выполнение всех структурных и системных предписаний. Классно-урочный метод помог включить в образ. Процесс всю страну. Проблема подвижности структуры урока - проблема качества обучения.
1950е: пришли в школу новые учителя с глубокими знаниями истории , методики пед.процесса. творческие учителя поняли недостатки поточного образования, стали компенсировать их внутри урока. Действенный шаг в приведении в движение внутр.потенциалов кл.-урочного обучения – свободная структура урока.