Представители: Л. Шестов, Н. Бердяев, К. Ясперс и др
Основные положения
1)каждая личность уникальная, неповторимая, особенная.
2)Каждый человек носитель своей нравственности
3)В современном мире полно тревог и опасностей, человеческое существо находится под постоянной угрозой.
4)Человек всегда и везде одинок, изолирован, обречен на существование во враждебной его среде
5)Общество наносит колоссальный ущерб нравственной самостоятельной личности, т.к. социальные институты нацелены на унификацию личности и ее поведения.
11Диалектический материализм как философский подход в педагогике
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ.
«Бытие определяет сознание» - главный тезис.
Основное понятие – формирование. Человек рассматривается только как существо социальное. Образование – конкретно историческое явление и становление человека как личности полностью определяется условиями его жизни.
Цели образования задаются государством, а школа и общество формируют человека, необходимого государству. Т.е. воспитательно-образовательный процесс полностью управляем.
Личность развивается в деятельности, отсюда главное – правильно организовать деятельность ребенка. Практически полностью происходит отказ от наследственных качеств.
Учитель – проводник идей государства. Его цель – «выполнить заказ».
12.Религиозня философия как основа религиозного образования и воспитания
13. Прагматизм и неопрагматизм в обучении и воспитании детей
Прагматизм (от греч. «прагма» - дело) - философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности. Основатели прагматической философии Ч. Пирс (1839-1914) и У. Джеме (1842-1910) претендовали на создание новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Идеи ранних прагматистов развил американский философ и педагог Дж.Дьюи (1859-1952). Он привел их в систему, которую предпочитал называть инструментализмом. Основные положения этой системы следующие. Школа не должна быть оторвана от жизни, обучение - от воспитания. В учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, всемерно ее развивать и стимулировать.
Воспитание и обучение осуществляются не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных практических дел, где дети не только познают мир, но и учатся работать вместе, преодолевать трудности и разногласия. Такая школа может воспитывать людей, хорошо приспособленных к жизни. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка: «...мы должны стать на место ребенка и исходить из него. Не программа, а он должен определять как качество, так и количество обучения». В б0-е гг. философия прагматизма и опирающаяся на нее педагогика потеряли свою популярность.
Прикладная направленность учебно-воспитательного процесса в соответствии с идеями Дж. Дьюи привела к снижению качества обучения и воспитания. В условиях научно-технической революции возникла потребность в людях с более твердыми и упорядоченными знаниями и принципами поведения. Это привело к пересмотру и модернизации классического прагматизма, который и возродился в 70-х годах под флагом неопрагматизма. Методологические установки Дж. Дьюи были дополнены новыми принципами, приведены в соответствие с новыми тенденциями понимания воспитания как процесса социализации личности.
Главная сущность неопрагматической концепции воспитания сводится к самоутверждению личности. Ее сторонники (А. Маслоу, А. Комбс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Браммельд, С. Хук и др.) усиливают индивидуалистическую направленность воспитания. «Источники роста и гуманности личности, - пишет А. Маслоу, - лежат только в самой личности, они ни в коей мере не созданы обществом. Последнее может только помочь или препятствовать росту гуманности человека, подобно тому как садовник может помочь или помешать росту куста роз, но он не может определять, чтобы вместо куста роз рос дуб».
Человек не нуждается в поисках оснований своих действий вне самого себя, своих собственных размышлений и оценок. Окружающие его люди, их мнения, общественные нормы и принципы не могут служить основанием для выбора, ибо их функция состоит в контроле, критике поведения человека, и поэтому они могут только мешать его самовыражению, его росту. Иными словами, неопрагматисты отстаивают полный произвол в поступках и оценках личности. Причем в такого рода поведении личности они видят источник ее активности и оптимизма, поскольку в своих действиях она ничем не связана, руководствуется лишь своими желаниями, своей волей. Несмотря на критику, а также очевидную ортодоксальность многих положений, неопрагматизм остается ведущим направлением американской педагогики, получает все более широкое распространение в других странах западного мира.
14 Целеполагание в педагогике. Иерархия целей
Цель педагогического воздействия является системообразующим (определяющим) элементом педагогической системы, одним из главных звеньев педагогической деятельности. От нее зависят остальные элементы: содержание и средства получения результатов. Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена деятельность. С точки зрения психофизиологии, цель - это модель потребного будущего, закодированная в мозге человека, образ требуемого результата, определяющий отбор действий, ведущих к его достижению. Согласно кибернетике, цель - такая характеристика процесса, на основе которой осуществляется обратная связь. Система работает, сравнивая реальные результаты с запланированными целями. В педагогической системе цель воспитания - это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается формировать. Она определяет требования к педагогическому процессу и служит эталоном для оценки результатов.
Определение целей и задач воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение. Педагогический процесс - это всегда целенаправленный процесс. Без ясного научно обоснованного представления о цели нет эффективной педагогической деятельности. Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Выбор целей воспитания и обучения не должен носить волюнтаристский характер. Он обусловлен методологией педагогики, философскими представлениями о целях и ценностях общества, а также социально-экономическим, политическими и другими обстоятельствами и знаниями. В философско-педагогической литературе по детерминизму целей образования и воспитания есть три позиции. Цели воспитания определяются согласно религиозным представлениям о смысле жизни и назначении человека, даны церковным учением, носят абсолютный характер. Имманентная философия утверждает: цели определяются внутренними потребностями человека, зависят от индивидуальной природы личности. Материалистический подход говорит: цели воспитания зависят от потребностей общества в человеке с определенными качествами, от ценностей данного общества и соответствуют уровню развития общества во всех его аспектах, социально-экономическом, техническом, культурном. Система образования выполняет как бы социальный заказ на «производство» определенного человека.
Педагогические цели могут быть разного масштаба и составляют некоторую иерархию - ступенчатую систему.
1. Высшая ступень - государственные цели, общественный заказ. Можно сказать, это цели-ценности, которые отражают представление общества о человеке и гражданине страны. Они разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и других документах.
2. Следующая ступень - цели-стандарты, цели отдельных образовательных систем и этапов образования, они отражаются в образовательных программах и стандартах. Например, цели обучения в средней школе и на его отдельных уровнях: начальная, основная, полная средняя школа.
3. Более низкая ступень - цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста. Наконец, цели отдельной темы, урока или внеурочного мероприятия.
В человеческом обществе многое стандартизируется, особенно в области производства. Образование тоже должно отвечать определенным требованиям, обладать необходимым качеством. Образовательные стандарты - это требования к содержанию и уровню знаний учащихся. Они описывают минимум знаний, умений, качеств как выпускника общеобразовательной школы, так и специалиста, окончившего профессиональную школу. Стандарты призваны обеспечивать необходимое качество образования в стране и соответствие его международному уровню. В педагогическом образовании, в подготовке учителей тоже имеются стандарты, определяющие требования к учителю, специалисту по предмету.
На двух последних уровнях цели принято формулировать в терминах поведения, описывая планируемые действия учащихся. И здесь различают собственно педагогические задачи (СПЗ) и функциональные педагогические задачи (ФПЗ). СПЗ - это задачи на изменение ученика, перевод его из одного состояния, уровня воспитанности, в другое: был слабым читателем, не интересовался литературой - стал развитым подготовленным читателем, имеющим интерес и навыки анализа и оценки литературы. СПЗ описывается как задача развить такие-то качества личности. ФПЗ - задачи отдельного педагогического акта: например, организовать обсуждение новинок литературы в классе. ФПЗ относится к СПЗ как частное к общему, система ФПЗ, то есть цепь действий ведет к решению СПЗ, формированию заданных свойств учеников.
15. Цели воспитания в российской школе и в мировой практике
Основные проблемы и тенденции обучения и воспитания детей в России.
· Решить проблему инклюзивного образования – совместного обучения и воспитания в школе детей нормальных, обычных и детей с отклонениями в физическом или психическом развитии. Это сделано с целью адаптации детей с отклонениями к обществу и воспитанию толерантности у детей нормальных.
· Особая забота о здоровье учащихся в школе и посещающих детские сады. Проблема питания, медицинского соответствия самих помещений, особое внимание к тому как проводятся уроки физкультуры, спортивные секции.
· Поиск, обучение, воспитание одаренных детей. Главное богатство страны – интеллектуальный потенциал.
· Проблема социального сиротства – у детей живы родственники, но при этом он находится в детском доме, это примерно 95% детей детских домов.
16. самовоспитание учащихся. Процесс самовоспитания и его методы
К общим методам самовоспитания учащихся относятся следующие методы.
1. Механизмы духовно-нравственного самосовершенствования:
1) cамоанализ. Представляет собой приемы научения школьников способам самоанализа, это оценка своего конкретного поступка, вырабатывание личного соображения о своем поведении, о своем месте в коллективе, о взаимоотношениях с одноклассниками, родственниками, учителями. Самоанализ помогает с рациональной точки зрения смотреть на ситуацию;
2) самокритика. Представляет собой формирование на базе самоанализа способности критически оценивать свои действия, поведение, взаимоотношения в обществе и семье. Важно также формирование правильной самокритики, не приводящей к самообвинению;
3) самопознание. Цель – осознание и составление целостного и совокупного портрета собственного «я», «я»-концепции, формирование жизненных целей, определение своего места в мире;
4) самоочищение. Проявляется как средство избавления от внутренних кризисов и конфликтов.
2. Методы самоорганизации разума и нравственно-эстетического чувства, рационального и эмоционального самоуправления:
1) добственно самовоспитание. Представляет собой способность учащегося перемещать внешние воспитательные воздействия во внутреннюю среду по механизму интроспекции. При этом происходит формирование собственных идеалов и духовных ценностей;
2) самообучение. Цель самообучения состоит в перемещении методов и способов учебной работы во внутренние рамки личности. Самообучение – противоположная сторона обучения;
3) самообразование. Оно основывается на самовоспитании и самообучении и представляет собой формирование у школьников стремления к приобретению различных знаний и умений;
4) самообладание. Представляет собой способность самонаблюдения и контроля за интеллектуально-эмоциональными и психофизиологическими процессами;
5) самоограничение. Суть его состоит в том, чтобы уметь в пользу дела отказываться от каких-либо личных желаний и удовольствий;
6) cамоконтроль. Тесно взаимосвязан с самоограничением, является внутренним контролером собственного «я»;
7) самостимулирование. Сущность его заключается в том, чтобы уметь совмещать приятное с полезным, т. е. находить в нужной для себя деятельности приятные моменты;
8) самоторможение. Похожий принцип действия у метода самоконтроля. Сущность заключается в том, чтобы в различных ситуациях уметь останавливать себя.
Методы самоорганизации воли и поведения выявляются в личности школьника в виде результативной самодисциплины, добросовестного отношения к деятельности, обществу и самому себе.
Самовоспитание формирует нравственно-моральную личность, которой присущи интеллектуальная свобода и свобода выбора и поведения.