По разделам «Введение в научную педагогику», «Основы управления системами образования»

Код компетенции Уровни сформированности компетенции Содержательное описание уровня Основные признаки уровня
ОК-1 «Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению своей профессиональной деятельности» Пороговый Знает педагогическое содержание социальной значимости профессиональной деятельности учителя; структуры мотивационной сферы педагога Умеет анализировать мотивы профессиональной деятельности учителя и ее социальные параметры Владеет навыками рефлексии мотивов и социальной значимости своей будущей профессии
  Повышенный Знает актуальные проблемы в области педагогики профессиональной деятельности   Умеет выстраивать ценности профессиональной деятельности   Владеет навыками расширения и обогащения своей профессиональной сферы
ОПК-2 «Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач» Пороговый Знает основные теоретические направления педагогической науки, цели, задачи, принципы, содержание, формы и методы обучения и воспитания Умеет проводить несложные исследования для решения профессиональных задач   Владеет навыками ориентации в профессиональных педагогических источниках
  Повышенный Знает современные теоретические, методологические и практические парадигмы современной педагогики Умеет разбираться в актуальных методологических вопросах педагогики; использовать знания различных педагогических концепций для реализации вариативного подхода к разрешению профессиональных ситуаций Владеет навыками составления обзоров литературы по конкретным педагогическим проблемам  

8.3. Форма и содержание промежуточной аттестации

До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание дисциплины, выполнить все аудиторные и внеаудиторные задания на пороговом уровне.

Форма аттестации по дисциплине: экзамен на 2 и на 4 семестрах.

Экзамен по курсу «Педагогика» может быть проведен двумя способами:

Первый – традиционно, то есть по билетам, включающим теоретические и практические вопросы (задачи).

Второй – использовать контрольные тестовые задания, дифференцированные по уровню сложности.

Критерии оценки знаний студентов

«Отлично» при ответе на теоретические вопросы – знание учебного материала в пределах программы; ответ логичный, последовательный, точный, обоснованный; демонстрация умения излагать материал с опорой на литературные источники, включающие основные учебники по педагогике, работы классиков педагогики и источники, отражающие современный взгляд на проблемы воспитания; умение обосновывать собственную точку зрения в раскрытии различных подходов рассматриваемой проблемы. При решении педагогических задач – демонстрация умения при конструировании и проектировании элементов воспитательных действий учителя рассматривать единичные факты воспитательных явлений как элементы общих педагогических закономерностей, находить оптимальные пути решения воспитательных коллизий, опираясь на полученные знания и умения педагогического характера.

«Хорошо» - при ответе на теоретические вопросы – знание учебногоматериала в пределах программы; использование при ответе рекомендованной в программе литературы; умение обосновывать собственную точку зрения при обсуждении проблем воспитания. При решении педагогических задач – показывать умение конструировать и проектировать элементы воспитательных действий учителя, анализируемые факты рассматривать как проявление общих закономерностей воспитания.

«Удовлетворительно» - при ответе на теоретические вопросы – знание учебного материала в пределах программы на основании изучения одного из подходов к проблеме воспитания и обучения. При решении педагогических задач – умение конструировать и проектировать элементы воспитательных действий учителя, но без должного обобщения представленных воспитательных фактов.

Вопросы к экзамену за 2 семестр

1. Понятие о педагогике. Признаки педагогики науки.

2. Задачи педагогики науки и учебной дисциплины

3. Основные этапы развития педагогики.

4. Предметология педагогики.

5. Системология педагогики.

6. Методология педагогики.

7. Терминология педагогики.

8. Понятие об управлении. Функции управления.

9. Основные этапы развития системы образования в России. X-XXI вв.

10. Школа как система. Основные органы управления и их функции.

11. Школа как система. Функциональные обязанности школьной администрации.

12. Закон «Об образовании РФ».

13. Сущность и предмет дидактики как науки.

14. Обучение. Функции обучения.

15. Понятие субъекта и объекта в обучении.

16. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.

17. Учебная деятельность и ее характеристики.

18. Структура учебной деятельности, предложенная Д.Б. Элькониным.

19. Принципы дидактики и их характеристика.

20. Содержание обучения. Подходы к отбору содержания обучения.

21. Государственные документы, раскрывающие содержание обучения.

22. Методы и средства обучения.

23. Формы организации обучения.

24. Урок. Типы уроков. Требования к современному уроку.

25. Формы организации самостоятельной и совместной деятельности учащихся.

26. Психолого-педагогические требования к оценке процесса обучения.

27. Особенности контроля и оценки в начальной школе.

28. Системы развивающего обучения в начальной школе.

29. Использование проблемного обучения в начальном образовании.

30. Принципы обучения в системе Ш.А. Амонашвили.

31. Контроль за результатами обучения.

32. Дополнительные формы обучения.

Вопросы к экзамену за 4 семестр

  1. Понятие о воспитании.
  2. Принципы воспитания.
  3. Содержание воспитания. Концепция И.С. Марьенко.
  4. Содержание воспитания. Петербургская концепция.
  5. Формы воспитания.
  6. Методы воспитания.
  7. Средства воспитания
  8. Диагностика и результат воспитания.
  9. Воспитание в древнем мире.
  10. Воспитание в эпоху античности.
  11. Воспитание в Древнем Риме.
  12. Воспитание и образование в эпоху феодализма.
  13. Я.А. Коменский – основоположник мировой педагогики.
  14. Воспитание и образование в Западной Европе в XIX в.
  15. Воспитание и образование в Западной Европе в XX-XXI вв.
  16. Воспитание и образование в Древней Руси.
  17. Воспитание и образование в феодальной Руси.
  18. Воспитание и образование в России в XVIII в.
  19. К.Д. Ушинский – основоположник русской педагогики.
  20. Воспитание и образование в России в первой половине XIX в.
  21. Воспитание и образование в России во второй половине XIX – начале XX вв.
  22. Воспитание и образование в СССР в 20-50 х годах XX в.
  23. С.Т. Шацкий – видный советский педагог.
  24. А.С. Макаренко – видный советский педагог.
  25. В.А. Сухомлинский – видный советский педагог.
  26. Воспитание и образование в СССР в 60-80х годах XX в.
  27. Движение учителей-новаторов.
  28. Воспитание и образование в России в 90-х годах XX – начале XXI вв.

Методическое издание

Наши рекомендации