И педагогическая техника
В профессиональной
Деятельности
11.1. Основы психологической и педагогической техники
Понятие о психологи- 'Слово «техника» в своих истоках имеет
ческой и педагогиче- Древнегреческое techne - искусственный,
ской технике искусство, мастерство. Совокупность опе-
раций, приемов выполнения определенного действия (в любом виде деятельности), образующих его операциональную сторону, именуется техникой выполнения. Правильная, эффективная техника — обязательное условие эффективности любого действия.
Психологическая и педагогическая техника заключается в своей основе в технике владения тем, что имеет каждый человек, — словом, голосом, жестом, мимикой, позой, осанкой, походкой, одеждой, манерами. Когда они используются в психологических и педагогических целях, они выступают в качестве основных психологических и педагогических средств. Если рассматривать каждое из них отдельно, как психологическое или как педагогическое, то различия невелики. Но они значительны при выполнении психологических и педагогических действий — относительно законченных актов деятельности, каждый из которых преследует достижение определенного — психологического или педагогического — результата. К таким психологическим и педагогическим
15 Психология и педагогика
Раздел III. Психология и педагогика: профессионал
действиям, которыми может и должен пользоваться каждый образованный человек, профессионал, относятся:
• психологические: психологические приемы профессионального наблюдения, психологическое наблюдение, психологический анализ, психологическая диагностика (психодиагностика), составление психологического портрета, психологическое решение, психология общения, психология разрешения конфликтов, установление психологического контакта, психологическое воздействие, разработка психологического сценария предстоящих действий, психологическое сопровождение, психологическая поддержка, психологическое консультирование и др.
• педагогические: педагогическое наблюдение, педагогический анализ, педагогическое изучение человека и группы, педагогическое решение, педагогическое общение, воздействие, консультирование, помощь, оценивание, разработка педагогического сценария предстоящего действия или проводимого мероприятия, педагогическое поведение и др. Техника выполнения педагогических действий включает дополнительно использование средств наглядности, учебных приборов, технических учебных устройств, учебного оборудования.
Если сами действия отвечают на вопрос что делать, то техника их выполнения — на вопрос как? Техника выполнения психологических и педагогических действий различается, поскольку разным должен быть их результат: психологический или педагогический. Возможно комплексирование действий и техник, что приводит, например, к психолого-педагогическим наблюдению, анализу, решению и пр.
Выполнение психологических и педагогических действий может иметь самостоятельное значение в жизни и профессиональной деятельности человека, тогда они носят характер основных (например, в деятельности учителя, преподавателя, в формировании личности своего ребенка, работе с сотрудниками). Но нередко они выступают и как вспомогательные (например, обеспечивающие достижение иных по своей природе целей — производственных, управленческих, юридических).
Техника выполнения отдельных действий складывается из особых приемов(способов, особых движений, образа действий, частных действий и иных проявлений активности. Эти понятия, по энциклопедическому определению, близки по своему значению), выполняемых с соблюдением определенных правил.
11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности 395
Таким образом, психологическая и педагогическая техника —
это совокупность психологических и педагогических действий, средств, приемов и правил, используемых в интересах получения максимального психологического и педагогического результата в различных ситуациях жизни и профессиональной деятельности. Сегодня она — уже не чистая эмпирика, но и продукт научных изысканий. Это выработанные успешной практикой, исследованные, усовершенствованные и апробированные психологической и педагогической науками эффективные способы действий. Психологическая и педагогическая техника кому-то может казаться мелочами, деталями, тонкостями. Но подлинное мастерство — всегда и во всем тонкости. Именно они отличают подлинного мастера от ремесленника, дилетанта, форматиста, верхогляда. Мастер знает не только, что надо делать, но и до мелочей, как. Он подмечает, учитывает и делает то, что менее компетентный не замечает, чему не придает значения, отбрасывает, как лишнее. Учет «мелочей» или пренебрежение ими как раз и определяют различия в результатах успешных и неуспешных специалистов, которые внешне вроде бы делают одно и то же. Разница чаще всего не в том, что одни что-то делают, а другие нет. Главное, как делают. Вот почему так важно овладеть техникой действий.
тЛ«,,.,„о ,...„„„. -,.„., Техника начинается с элементарного —
Техника использова- '
ния речевых средств Умения пользоваться словом, речью. Они
насыщают жизнь каждого человека. Есть профессии, где слову принадлежит решающая роль: учи геля, преподавателя, журналиста, юриста, воспитателя и др. Надо знать иену слова — оно может окрылить человека и принести невыразимую боль.
Возможности человека пользоваться словом связаны с богатством словарного состава, с точным словоупотреблением — использованием слов в соответствии с их значением. Это позволяет подбирать самые нужные, самые лучшие, самые точные, самые яркие слова. Надо почаще обращаться за справками к словарям русского языка, иностранных слов, энциклопедиям, записывать новые слова в записную книжку, запоминать их.
Возможности речи связаны с богатством и культурой словесного оформления мыслей, словесных оборотов, использованием образов исторических и литературных героев, исторических событий, отрывков стихотворений, народных пословиц и погово-
396
Раздел III. Психология и педагогика: профессионал
рок, высказываниями мудрых людей, поучительных историй и т.п. Одно простое слово, один удачный эпитет иной раз могут сказать больше, чем длинные бледные рассуждения. Скучно, трудно, нудно слушать речь, состоящую из бесцветных, тусклых, затасканных, общих, мало что значащих выражений, а тем более засоренную вульгарными, почерпнутыми из криминального жаргона, иностранными словечками. Культурность и образованность человека проявляется в любви к своему национальному языку, стремлении беречь его чистоту, как завещали нам наши великие предки, много сделавшие для его расцвета и совершенства. Обязательное условие высокой культуры и техники речи — правильные произношение и ударения, отсутствие слов-паразитов («так сказать», «надо сказать», «как говорится», «значит»,
«понимаешь», «ну» и пр.) и посторонних звуков («м-м-м-м.... »,
«э-э-э-э...... » и т.п.).
Самое важное — уметь излагать мысли точно, ясно, логично. Сложность этого связана с тем, что речь — это громкое мышление. Ясно, логично, убедительно говорит тот, кто так же мыслит. Не развив свой интеллект, невозможно говорить толково. Многословие, малопонятность речи — лакмусовая бумажка соответствующего мышления и коренной дефект слабости речи как основы психологической и педагогической техники.
Другое техническое умение — умение пользоваться выразительными возможностями речи:
• эмоциональной выразительностью (экспрессивностью). Слова, произносимые без выражения чувств, бесстрастно и равнодушно, многое утрачивают в своей смысловой и воздейственной силе. Нужно выражение искреннего отношения говорящего к произносимому, «артистичность» интонаций. По некоторым данным, понимание речи на 40% зависит от ее экспрессивной партитуры;
• лексической выразительностью — использованием точных, ярких, нестандартных, образных слов и словесных оборотов, синонимов, омонимов, терминов;
• фонетической выразительностью — хорошим произношением, дикцией, ритмикой, темпом, громкостью. Плох «пулеметный» темп, еще хуже крик, а тем более визг. Старая восточная мудрость гласит: если ты кричишь, значит ты не прав и слаб;
• грамматической выразительностью;
11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности 397
• звуковой выразительностью — сопровождением высказываний уместным покашливанием, вздохами, хмыканием, хохотком, смехом, несущими смысл звуками «у-у-у», «а-а-а» и др.
Педагогически совершенная речь отличается ясностью вложенной в нее мысли, выразительностью слов и интонаций, четкостью произношения, нужной громкостью, использованием разнообразных словесных оборотов, ярко сформулированных выражений, применением уменьшительных и ласкательных слов, идиомов, афоризмов, пословиц, дидактических повторов, подытоживаний и др.
Тембр голоса — обязательный атрибут речи каждого, ее музыка. Бас, баритон всегда ласкают слух, а визгливый, хриплый, глухой голос портят восприятие даже правильных по смыслу слов. Нередко тембр характеризует человека: у злого — злой голос, у грубого — грубый, у веселого — веселый, у доброго — добрый, неуверенный в себе человек говорит неуверенно, тихо. Следует обращать внимание на тембр своего голоса, по возможности придавать ему нужные звуковые краски, тренироваться в этом (например, с использованием магнитофона). Техника использова- Речь, слово воспринимаются другими в
ния неречевых «обрамлении» сопровождающего их ком-
средств плекса неречевых средств: мимики, жестов,
позы, осанки, походки говорящего. В них столько же, а порой и больше, красноречия, искренности, доброты, уверенности или равнодушия, лживости, недоброжелательности, сомнения, сколько в словах.
Полезно взять за правило следить за своей мимикой, продумывать, какая она должна быть, какая она есть, почему, когда и как ее менять. Многие вообще не знают, какое у них выражение лица. Стоит временами бросать взгляд в зеркало и мгновенно оценивать, каково оно обычно. Управляя мимикой при разговоре, придавать нужное выражение глазам (искреннее, сомневающееся, с прищуром, хитринкой, насмешливое, смеющееся и др.), положению головы (прямо, высокомерно поднятый подбородок, наклон вперед с взглядом исподлобья, наклон вбок), но-согубным мышцам.
Разумно использовать возможности жестов при разговоре, но не допускать бессмысленной жестикуляции — размахивания руками, избегать стереотипных жестов (одного — двух, например, «рубки воздуха», «указующего перста») и не пользоваться вульгарными. .
398
Раздел III. Психология и педагогика: профессионал
Мимика, пантомимика, поза, походка, осанка позволяют создавать впечатление о себе, повышать воздействие произносимых слов на собеседника, придавать им особый смысл. Они свидетельствует о значимости для говорящего произносимых слов, вере в то, что он говорит, интересе, его психическом состоянии, отношении к собеседнику и к себе, демонстрируют ряд имеющихся качеств (интеллигентность, ум, образованность, воспитанность, культурность, самомнение, глупость, решимость, волнение, неуверенность, испытываемый страх и др.). Даже походка может немало сказать о человеке. Взгляните на идущего впереди человека и попытайтесь что-то сказать о нем. Даже не будучи натренированным в такой диагностике, можно сказать что-то, что будет соответствовать действительности.
В большинстве профессий не должно быть раздвоения между содержанием речи, средствами выразительности и неречевыми. В противном случае одни и те же слова могут приобрести противоположный смысл. Можно, например, произносить уважительные слова и ненавидеть глазами. Лишь в отдельных случаях и профессиях бывают обстоятельства, когда все призвано маскировать действительный смысл высказываний, отношения и намерения говорящего.
Психологическая и педагогическая техника заключается в продуманном и умелом использовании всех абсолютно неречевых средств при контактах и общении с людьми. Они во многом сказываются на формировании имиджа человека — его образе во мнении других, впечатлении о нем. Говорить надо не только ушам, но и глазам людей. Этому надо учиться, занимаясь отработкой голоса, произнесения слов и фраз, использованием мимических и пантомимических средств перед зеркалом, магнитофоном и видеокамерой, в паре с товарищем.
11.2. Техника выполнения основных психологических действий
Психологическая тех- Нужную для работы информацию профес-ника профессиональ сионал часто собирает в процессе наблю-ного наблюдения дения. Профессиональное наблюдение — это преднамеренное, избирательное и планомерно осуществляемое с помощью органов чувств выявление
11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности
и сбор информации об окружающем, необходимой для решения профессиональной задачи. Его осуществлению способствует такое комплексное качество (оно связано с мотивацией, работой органов чувств, знаниями и мышлением), как профессиональная наблюдательность — развитая способность подмечать характерные, но малозаметные и на первый взгляд малосущественные особенности обстановки, людей, предметов и их изменений, имеющие или могущие иметь значение для решения профессиональной задачи. Наблюдательность и наблюдение связаны с владением соответствующей техникой — психологическими приемами и правилами.
Прием обеспечения интенсивности наблюдения. Наблюдение эффективно, если «луч» внимания ярок и силен. Достигается это активизацией личностных зависимостей наблюдения.
Правило самостимулирования внимания. Внимание усиливается, делается интенсивным, когда профессионал наблюдает, а не глазеет, когда ищет, а не случайно находит, когда стремится добыть нужную информацию, чувствуя ответственность за своевременность и полноту ее.
Правило бдительности. Подлинный профессионал знает, что обстановка всегда чревата внезапными угрожающими осложнениями. Спокойствие ее бывает обманчивым и не должно убаюкивать.
Правило волевого самонапряжения. Следует постоянно помнить о том, что профессиональное наблюдение — это своевременное выявление обычно малозаметных, трудно обнаруживаемых признаков. Надо заставлять себя присматриваться, прислушиваться, по необходимости — принюхиваться, не спешить, разглядывать («ощупывать» взглядом) детали, приближаться.
Правило уяснения цели и задач наблюдения. Наблюдение более успешно, если наблюдатель знает, за чем наблюдать, что обнаруживать, за какими признаками следить. Общая установка типа «Наблюдайте лучше, постарайтесь не пропустить, глядите в оба» в силу психологических механизмов хуже сказывается на интенсивности наблюдения, чем конкретная.
Прием организации наблюдения. Объекты, процессы и параметры, за которыми ведется наблюдение, обычно многочисленны, сложны и многозначны. Надо ничего не упустить, и в этом одна из самых больших трудностей наблюдения, а недостатки — источник серьезных промахов.
400 ■ Раздел III. Психология и педагогика: профессионал
Правило планомерной ориентировки в поле наблюдения. Организовать наблюдение — значит прежде всего сориентироваться в обстановке, изучить поле наблюдения, выделить его критические точки или зоны, уточнить задачи, за чем следить и что искать, выбрать место наблюдения, определить порядок действий при наблюдении.
Правило обоснованного распределения и переключения внимания. Просмотр поля наблюдения успешен, когда подчиняется обоснованной логике, осуществляется по рассчитанным схеме, маршруту, диктуемым задачей и оценкой обстановки. Учитывать следует и психологические возможности: широту внимания (возможность одновременно воспринимать 7±2 параметров и объектов), предельный угол ясного видения (не больше 30°), скорость переключения внимания, время разглядывания отдельных деталей (минимум 7—8 секунд). Если поле наблюдения велико, оно разбивается на секторы, зоны дальности, выделяются зоны приоритетного просмотра.
Правило обеспечения комплексности восприятий при наблюдении. Хотя 90% информации человек получает с помощью зрения, но из этого не следует, что можно пренебрегать другими ощущениями и восприятиями.
Прием обеспечения высокой чувствительности органов чувств. Чувствительность — особое состояние органов чувств. Чем она выше, чем ниже, как говорят, ее пороги, тем меньшие детали, признаки, оттенки, изменения предметов и явлений человек обнаруживает и тем быстрее ему это удается, и наоборот. Чувствительность как состояние очень динамична и у одного и того же человека в разные моменты она может кардинально различаться: быть очень высокой или очень низкой (у зрения, например, высокая и низкая чувствительность различаются в 200 000 раз). Естественно, что в интересах обеспечения эффективного наблюдения необходимо первое.
Правило учета адаптационных зависимостей чувствительности. Существует абсолютный порог ощущений, который характерен той силой раздражителя (света, звука, запаха и пр.), который впервые вызывает у человека ощущение, и слабый звук, свет, запах, деталь начинают подмечаться. Чем ниже порог, тем выше чувствительность. Однако он не постоянен и связан с адаптационным механизмом, приспосабливающим чувствитель-
11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности 401
ность к силе действующего в данный момент раздражителя. Время адаптации не константно. Темновая адаптация зрения при переходе человека со света в темноту происходит медленно (наиболее выраженно — на 80% — в первые 15—20 минут), световая же (при переходе из темноты на свет), связанная с огрублением чувствительности, — быстро, обычно за 20—40 секунд. С этим временем надо считаться, ведя наблюдение в меняющихся условиях.
В последующем в ходе наблюдения, например в темноте, важно беречь установившуюся высокую чувствительность, ибо даже кратковременная засветка (например, фонариком, зажигалкой) даже в течение 1—2 секунд снижает чувствительность на 8—10 минут.
Правило учета взаимодействия ощущений при наблюдении. Человек одновременно что-то слышит, видит, чувствует запахи, температуру и др. Происходящее при этом взаимодействие психологических и физиологических процессов (на уровне коры больших полушарий мозга) может как повышать, так и снижать чувствительность самого важного в данный момент органа чувств. Повышают чувствительность (остроту) зрения ощущения, возникающие при обтирании лица и шеи холодной водой, приеме кофе и тонизирующих препаратов (элеутерококка, китайского лимонника, жень-шеня, золотого корня, крепкого чая и др.), жевании чего-то кислого (лимон, кислые и незрелые фрукты и др.), болевых ощущениях небольшой интенсивности (например, при пощипывании себя, похлопывании по лицу). Повышение чувствительности такими способами кратковременно (не более чем на 20—30 минут), хотя и оно может сослужить службу в сложной для наблюдения и утомительной обстановке.
Отрицательно сказываются на чувствительности зрения жара или холод (повышение температуры с + 21 до + 28° снижает, например, остроту зрения в 2 раза); активные ощущения со стороны желудка после обильной еды; ощущения при сильном сдерживании естественных надобностей (при переполнении мочевого пузыря чувствительность зрения может снижаться на 80%); испытываемая сильная боль, усталость, неприятные запахи. Если воздействие таких ощущений нельзя прекратить, надо повышать волевые самомобилизующие усилия для сохранения качества наблюдения.
402 Раздел III. Психология и педагогика: профессионал
Прием повышения осмысленности наблюдаемого. Наблюдает лучше тот, кто лучше понимает — такова обшая закономерность. Не случайно говорят, что «Глаза без ума — что отверстия в стене», «Человек смотрит глазами, а видит умом», «Орел видит значительно дальше, чем человек, но он не замечает и сотой доли того, что замечает в окружающем человек».
Правило опоры на знания. Наблюдателю следует использовать знания как об объектах наблюдения, их свойствах, особенностях, признаках, так и о технике наблюдения.
Правило вербализации обнаруженного. Необходимо побуждать себя к мысленному обозначению словами всего обнаруживаемого, что подключает к наблюдению имеющийся запас знаний, способствует сложению мысленной картины и констатации того, что обнаруживается и происходит.
Правило образности. Активизация мысленных образов способствует построению картины происходящего.
Правило критичности наблюдения. Связь наблюдения с личностными качествами порождает ошибки в наблюдении, если эти качества имеют недостатки. Возможно сужение внимания, прикованность к одной точке, поспешность оценок, предубежтения, субъективные предпочтения и др. Рекомендуется обращать повышенное внимание на обстоятельства, противоречащие («негативные») напрашивающейся оценке, выводу, складывающейся картине, версии, когда что-то не находит места в них, не совпадает, не связывается по времени, не укладывается в логику причин и следствий.
Прием повышения устойчивости наблюдения. Эффективное наблюдение — хорошее наблюдение от начала и до конца.
Правило сохранения психологической уравновешенности. Волевым усилием и методами самоуправления следует предупреждать и преодолевать чувство расслабленности, самоуспокоенности, беспечности, раздражительность, чрезмерное волнение, тревогу, страх («У страха глаза велики», «Обжегшись на молоке, дуют на холодную воду»).
Правило поддержания работоспособности. Повышенная усталость, сонливость и другие проявления снижения работоспособности сказываются негативно на эффективности наблюдения. О возможных мерах поддержания работоспособности — см. гл. 10.
11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности 403
Техника составления Психологическое изучение и оценка лю-
психологического дей, представляющих интерес и значи-
портрета мость для данного человека, правильны,
когда они не строятся по отрывочным, случайным, вольно интерпретируемым данным, а осуществляются системно, с использованием научно-психологических рекомендаций. Психологический портрет — и есть цель и результат такого подхода.
Прием обеспечения достоверности психологического портрета. Составить психологический портрет с использованием научных тестовых методик не так уж сложно. Но в жизни приходится делать это «подручными» средствами, по результатам психологического наблюдения. Такое наблюдение дает обильную информацию о человека, но вести наблюдение надо умело.
Правило общей структуры личности. Нельзя изучить и оценить человека по одному или нескольким качествам. Надо исходить из целостности личности, взаимосвязи ее свойств и качеств, возможностей маскировки отдельных недостатков. Правило указывает на необходимость всегда строить программу изучения на основе психологической структуры личности и ее основных свойств: направленности, морально-психологических особенностей и др. (см. гл. 2).
Правило избирательности. Ставя задачу изучить и оценить человека, мы подходим к нему как к интересующему нас по какой-то причине: как к другу, товарищу, партнеру, сотруднику, члену команды, возможным будущим мужу или жене и др. Поэтому следуя общей программе, надо одновременно уделять первоочередное внимание интересующим нас свойствам и качествам.
Правило надежности. Соотношение между внешне проявляющимся в поведении и внутренней психической деятельностью человека не однозначно. Поэтому излишняя категоричность выводов и оценок чревата ошибками. Основной путь — перепроверка складывающегося мнения путем дополнительного сбора информации для его подтверждения или отмены.
Правило взвешенной оценки относится к завершению изучения и заключается в обобщении и комплексной опенке выявленных особенностей с выделением в них наиболее своеобразных, доминирующих у данного человека. Полезно использовать лист бумаги, поделив на две разделенные вертикальной линией части, слева написав все положительные особенности (в поряд-
404
Раздел III. Психология и педагогика: профессионал
ке основных свойств), справа — оцениваемые как недостатки. Затем подчеркнуть все наиболее ярко выраженные. Чем более интересен для вас человек, чем ближе и дольше вы хотите с ним быть вместе, тем большего внимания требует оценка того, что беспокоит вас в нем. Даже мелкие недостатки со временем могут превратиться в проблему, привести к психологической несовместимости и разрыву.
Прием использования всех источников психологической информации для изучения свойств и качеств человека. Таких источников весьма много и никакими не следует пренебрегать.
Правило оценки человека по делам, поступкам и их результатам. Информация о творениях человека, продуктах его стремлений, отношений, способностей, умелости — наиболее объективная и достоверная информация о его качествах.
Правило учета мнении других о данном лице. Мнения нескольких людей, знающих изучаемого человека, всегда достовернее и многограннее, чем одного. Для анализа и обобщения мнений можно и здесь составлять таблички, схемы.
Правило психологической оценки документов, характеризующих изучаемое лицо. Если есть возможность, стоит ознакомиться с анкетными данными, характеристиками, рекомендациями, дипломами об образовании, трудовой книжкой, автобиографией и другими документами, хотя часть сведений, содержащихся в них, могут быть неточны и даже недостоверны, а поэтому не следует принимать их за истину.
Правило извлечения психологической информации из вещей, принадлежащих человеку. Информативны записные книжки, кошельки, сумки, записки, хранящееся в карманах, украшения, предметы одежды. Подмечая их, следует стараться понять вкусы, интересы, потребности, аккуратность, культурность, крут знакомств, претензии, групповую принадлежность человека. Психологически информативна обстановка квартиры, домашние условия, порядок, гардероб, стол, библиотека, инструменты, предметы увлечения и коллекционирования, аулиовилеотехни-ка, наборы магнитофонных и компьютерных дискеток. Вещи всегда более искренни, чем слова их владельцев.
Правило биографическое. Выше уже отмечено, что наиболее существенные качества человека — жизнью «написанная в нем» его биография, интегральный результат всей совокупности уело-
11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности 405
вий, образа жизни, собственной активности. Не хронология жизни, а биографическая беседа позволяет выявить те типичные условия, преобладающие вилы активности, переломные моменты жизни, которые скорее всего отразились на качествах человека. Надо интересоваться такими вопросами: Какой была атмосфера в семье? Каковы взаимоотношения родителей? За что они его поощряли и наказывали? Чего требовали? Как учился? Чем интересовался? Что нравилось и не нравилось и почему? Чем увлекался? Чего старался добиться? Какой результат считал самым важным и почему? Что считает неудачей? С кем дружил? Что это были за люди? Что в них нравилось? Как проводили досуг, почему так? Какие книги любил и что в них нравилось? и т. п. Спрашивая, слушая ответы, надо стараться понять внутренний мир человека.
Правило изучения жизненной и профессиональной позиции человека реализуется путем познавательной беседы, которая может быть продолжением биографической. Что нравится и не нравится в своей жизни и жизни современного общества и почему? Что бы изменил, если бы имел власть? Что нравится или не нравится в телепередачах? Что интересует в газетах? Чем занимается в свободное время? С кем чаше всего общается и что в них нравится? Как помогает родителям? Почему выбрал эту профессию? Чего хочет добиться, чтобы сказать «Я счастлив»? Как этого добиться? и пр.
Прием визуальной психодиагностики. Его назначение — оценка психологических особенностей человека по внешним проявлениям при контакте с ним.
Правило психологической оценки поведенческих признаков человека. Многое в поведении содержит психологическую информацию: как человек вошел в комнату, как подошел, как сел, куда дел руки, какую фразу и почему произнес, почему на одном вопросе задержался, другой обошел, почему опустил глаза, когда дрогнули веки, на кого и в какой момент посмотрел и многое другое. Все это составляет язык внешних проявлений психологии человека.
Психологической диагностике человека подлежат:
• содержание высказываний, по которым можно судить о его взглядах, убеждениях, целях, планах, мотивах, потребностях, ценностных ориентациях, интересах и др.;
Раздел III. Психология и педагогика: профессионал
• словарный запас, построение речи, изложение мыслей, ответы на вопросы, по которым можно судить о его образованности, культуре, профессиональной принадлежности, умственном развитии, находчивости, знаниях, опыте и т.п.;
• произношение, позволяющее оценивать национальную и региональную принадлежность, возможное место рождения и длительного жительства, образованность;
• темп речи, интонации, жестикуляция, выразительность мимики и экспрессивности речи, по которым можно оценить тип темперамента, эмоциональную уравновешенность, умение вла-деть собой, силу воли, самомнение, культурность, систему ценностных приоритетов. Так, человек с холерическим темпераментом быстр, темп речи у него устойчиво высок, мимика выразительна, в поведении характерны порывистость, нетерпеливость, несдержанность.
Правило выявления и оценки психического состояния человека. Взволнованность, страх, радость, тревога, напряженность, расслабленность, злость, растерянность, даже спокойствие во многом характеризуют общающегося человека, запятую им позицию, отношение к содержанию разговора. О психическом состоянии можно судить по интонации голоса, изменениям его темпа, паузам, тембру, выражению и движению глаз, цвету лица и выступлению пота, жестам, позе, движениям рук. Трудно вообще судить о человеке, ни разу не взглянув пристально, изучающе ему в глаза.
Общая психотехника Общением с другими людьми насыщена
обшения жизнь каждого человека. Без этого не бы-
вает не только быта, досуга, семейной жизни, но и труда. Причем в труде умение общаться имеет нередко огромное значение для успеха.
Прием подготовки предстоящего общения. Люди в общении не просто передают-принимают информацию, но вступают во взаимодействие, взаимоотношения, изучают, воздействуют друг на друга, проводят свою линию поведения, отстаивают свои интересы.
Правило максимальной психологичности заключается в необходимости стремиться к пониманию и учету всех психологических компонентов общения, намеренно строить его технику на основе психологических рассуждений и обоснований.
11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности 407
Правило разработки сценария предстоящего общения. Мысленные рассуждения о предстоящей встрече следует воплотить в сценарий общения — мысленную модель, содержащую ответы на вопросы, чего надо добиться в результате общения и как.
Правило коммуникативной проработки общения. Продумыванию подлежит не только общая схема общения, но и то, что сказать, как сказать, когда сказать.
Прием создания благоприятных исходных психологических условий для общения. Необходимо строить общение в спокойной, деловой обстановке с желанием достигнуть договоренности.
Правило благоприятных исходных обстановочных условий общения. Имеют значение время, место и окружающая обстановка, которые надо избрать. Чаще всего предпочтителен разговор с глазу на глаз, на равных (например, собеседники сидят в креслах). Различия, когда один сидит, а другой стоит, один — за служебным столом, а другой — на стуле перед ним, затрудняют раскрепощенное, искреннее, доверительное общение.
Правило оказания благоприятного впечатления на собеседника. Для последующего хода общения с незнакомым человеком имеют значение внешний вид и поведение при встрече инициатора общения — одежда, лицо, вежливость, проявление расположения к пришедшему.
Правило удачного начала разговора. Психологично не начинать сразу со сложных и болезненных вопросов, уместнее начать с непринужденных и вежливых: «Как добрались?», «Вы прямо с работы?», «Я не отрываю Вас от неотложных дел?», «Как самочувствие?» и пр.
Прием развития взаимоотношений в ходе общения. Удачная встреча задает тон общению, но начальный успех надо развивать и быть психологичным до конца.
Правого поведенческой и речевой культуры. Уместно вспомнить, что ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Хорошее впечатление производит соблюдение правил речевого этикета (здороваться, благодарить, вежливо формулировать несогласие, не «тыкать», не грубить и пр.), языковой и речевой культуры.
Правило биологичности. Общение не должно походить на игру в одни ворота. Активный собеседник чувствует, что его уважают, слушают, хотят понять, а поэтому более искренен и
Раздел III. Психология и педагогика: профессионал
склонен благожелательно слушать другого. Инициатор общения заинтересован в диалоге и потому, что говорящего легче понять и на этой основе скорректировать свои заготовки на общение. Нужно стимулировать и поддерживать активность собеседника.
Правило активного слушания и поддержания речевой активности собеседника. Слушать следует не только слова, но человека, стремиться понять, что он хочет и не хочет сказать, что отстаивает, чего добивается. Всем своим видом надо выражать готовность понять человека и помочь ему. Недопустимо заниматься чем-то другим, отвлекаться на телефонные разговоры, поглядывать все время на часы, демонстрировать торопливость и желание побыстрее расстаться с пришедшим.
Позиция активного слушания реализуется: наклоном тела в сторону говорящего; визуальным контактом, выразительной мимикой — «Я весь внимание»; реагированием всеми невербальными способами на сообщаемое говорящим: жестами, изменением формы бровей, сужением и расширением глаз, движениями губ, челюстей, положением головы, тела; словами «Понимаю», «Да что Вы?!». «Представляю, что Вы чувствовали!» и др.; стимулированием подробного изложения: «Не понял. Уточните это», «Расскажите детальнее» и пр.; резюмированием с предложением подтвердить правильность понятого или внести уточнение: «Я Вас понял так... Правильно?». «Вывод из ваших слов я делаю такой:...».
Прием установления психологического контакта. Психологический контакт — синхронность мыслей, намерений, доверительность отношений, содействие друг Другу в поисках истины, решении вопроса, проблемы. В отличие от дружбы, товарищества он имеет временный характер и локален, ограничен конкретным содержанием разговора (иногда только частью его). Его можно сравнить с ниточкой, временно протягивающейся между собеседниками. Найти такую «ниточку», «потянуть за нее» — важное условие достижения успеха в разговоре.