И педагогическая техника

В профессиональной

Деятельности

11.1. Основы психологической и педагогической техники

Понятие о психологи- 'Слово «техника» в своих истоках имеет
ческой и педагогиче- Древнегреческое techne - искусственный,
ской технике искусство, мастерство. Совокупность опе-

раций, приемов выполнения определен­ного действия (в любом виде деятельности), образующих его операциональную сторону, именуется техникой выполнения. Правильная, эффективная техника — обязательное условие эф­фективности любого действия.

Психологическая и педагогическая техника заключается в сво­ей основе в технике владения тем, что имеет каждый человек, — словом, голосом, жестом, мимикой, позой, осанкой, походкой, одеждой, манерами. Когда они используются в психологических и педагогических целях, они выступают в качестве основных пси­хологических и педагогических средств. Если рассматривать каж­дое из них отдельно, как психологическое или как педагогиче­ское, то различия невелики. Но они значительны при выполне­нии психологических и педагогических действий — относительно законченных актов деятельности, каждый из которых преследует достижение определенного — психологического или педагогиче­ского — результата. К таким психологическим и педагогическим

15 Психология и педагогика

Раздел III. Психология и педагогика: профессионал

действиям, которыми может и должен пользоваться каждый об­разованный человек, профессионал, относятся:

• психологические: психологические приемы профессиональ­ного наблюдения, психологическое наблюдение, психологиче­ский анализ, психологическая диагностика (психодиагностика), составление психологического портрета, психологическое реше­ние, психология общения, психология разрешения конфликтов, установление психологического контакта, психологическое воз­действие, разработка психологического сценария предстоящих действий, психологическое сопровождение, психологическая поддержка, психологическое консультирование и др.

• педагогические: педагогическое наблюдение, педагогиче­ский анализ, педагогическое изучение человека и группы, педа­гогическое решение, педагогическое общение, воздействие, кон­сультирование, помощь, оценивание, разработка педагогического сценария предстоящего действия или проводимого мероприятия, педагогическое поведение и др. Техника выполнения педагогиче­ских действий включает дополнительно использование средств наглядности, учебных приборов, технических учебных устройств, учебного оборудования.

Если сами действия отвечают на вопрос что делать, то тех­ника их выполнения — на вопрос как? Техника выполнения психологических и педагогических действий различается, по­скольку разным должен быть их результат: психологический или педагогический. Возможно комплексирование действий и тех­ник, что приводит, например, к психолого-педагогическим на­блюдению, анализу, решению и пр.

Выполнение психологических и педагогических действий может иметь самостоятельное значение в жизни и профессио­нальной деятельности человека, тогда они носят характер основ­ных (например, в деятельности учителя, преподавателя, в фор­мировании личности своего ребенка, работе с сотрудниками). Но нередко они выступают и как вспомогательные (например, обеспечивающие достижение иных по своей природе целей — производственных, управленческих, юридических).

Техника выполнения отдельных действий складывается из особых приемов(способов, особых движений, образа действий, частных действий и иных проявлений активности. Эти понятия, по энциклопедическому определению, близки по своему значе­нию), выполняемых с соблюдением определенных правил.

11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности 395

Таким образом, психологическая и педагогическая техника —

это совокупность психологических и педагогических действий, средств, приемов и правил, используемых в интересах получения максимального психологического и педагогического результата в различных ситуациях жизни и профессиональной деятельности. Сегодня она — уже не чистая эмпирика, но и продукт научных изысканий. Это выработанные успешной практикой, исследо­ванные, усовершенствованные и апробированные психологиче­ской и педагогической науками эффективные способы действий. Психологическая и педагогическая техника кому-то может ка­заться мелочами, деталями, тонкостями. Но подлинное мастерст­во — всегда и во всем тонкости. Именно они отличают подлин­ного мастера от ремесленника, дилетанта, форматиста, верхогля­да. Мастер знает не только, что надо делать, но и до мелочей, как. Он подмечает, учитывает и делает то, что менее компетент­ный не замечает, чему не придает значения, отбрасывает, как лишнее. Учет «мелочей» или пренебрежение ими как раз и опре­деляют различия в результатах успешных и неуспешных специа­листов, которые внешне вроде бы делают одно и то же. Разница чаще всего не в том, что одни что-то делают, а другие нет. Главное, как делают. Вот почему так важно овладеть техникой действий.

тЛ«,,.,„о ,...„„„. -,.„., Техника начинается с элементарного —
Техника использова- '

ния речевых средств Умения пользоваться словом, речью. Они

насыщают жизнь каждого человека. Есть профессии, где слову принадлежит решающая роль: учи геля, преподавателя, журналиста, юриста, воспитателя и др. Надо знать иену слова — оно может окрылить человека и принести невыразимую боль.

Возможности человека пользоваться словом связаны с бо­гатством словарного состава, с точным словоупотреблением — использованием слов в соответствии с их значением. Это позво­ляет подбирать самые нужные, самые лучшие, самые точные, самые яркие слова. Надо почаще обращаться за справками к словарям русского языка, иностранных слов, энциклопедиям, записывать новые слова в записную книжку, запоминать их.

Возможности речи связаны с богатством и культурой словес­ного оформления мыслей, словесных оборотов, использованием образов исторических и литературных героев, исторических со­бытий, отрывков стихотворений, народных пословиц и погово-

396

Раздел III. Психология и педагогика: профессионал

рок, высказываниями мудрых людей, поучительных историй и т.п. Одно простое слово, один удачный эпитет иной раз могут сказать больше, чем длинные бледные рассуждения. Скучно, трудно, нудно слушать речь, состоящую из бесцветных, тусклых, затасканных, общих, мало что значащих выражений, а тем более засоренную вульгарными, почерпнутыми из криминального жаргона, иностранными словечками. Культурность и образован­ность человека проявляется в любви к своему национальному языку, стремлении беречь его чистоту, как завещали нам наши великие предки, много сделавшие для его расцвета и совершен­ства. Обязательное условие высокой культуры и техники речи — правильные произношение и ударения, отсутствие слов-паразитов («так сказать», «надо сказать», «как говорится», «значит»,

«понимаешь», «ну» и пр.) и посторонних звуков («м-м-м-м.... »,

«э-э-э-э...... » и т.п.).

Самое важное — уметь излагать мысли точно, ясно, логично. Сложность этого связана с тем, что речь — это громкое мышле­ние. Ясно, логично, убедительно говорит тот, кто так же мыс­лит. Не развив свой интеллект, невозможно говорить толково. Многословие, малопонятность речи — лакмусовая бумажка со­ответствующего мышления и коренной дефект слабости речи как основы психологической и педагогической техники.

Другое техническое умение — умение пользоваться вырази­тельными возможностями речи:

• эмоциональной выразительностью (экспрессивностью). Слова, произносимые без выражения чувств, бесстрастно и равнодушно, многое утрачивают в своей смысловой и воздейственной силе. Нужно выражение искреннего отношения говорящего к произно­симому, «артистичность» интонаций. По некоторым данным, по­нимание речи на 40% зависит от ее экспрессивной партитуры;

• лексической выразительностью — использованием точных, ярких, нестандартных, образных слов и словесных оборотов, си­нонимов, омонимов, терминов;

• фонетической выразительностью — хорошим произношением, дикцией, ритмикой, темпом, громкостью. Плох «пулеметный» темп, еще хуже крик, а тем более визг. Старая восточная мудрость гласит: если ты кричишь, значит ты не прав и слаб;

• грамматической выразительностью;

11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности 397

• звуковой выразительностью — сопровождением высказыва­ний уместным покашливанием, вздохами, хмыканием, хохотком, смехом, несущими смысл звуками «у-у-у», «а-а-а» и др.

Педагогически совершенная речь отличается ясностью вложен­ной в нее мысли, выразительностью слов и интонаций, четкостью произношения, нужной громкостью, использованием разнообраз­ных словесных оборотов, ярко сформулированных выражений, применением уменьшительных и ласкательных слов, идиомов, афо­ризмов, пословиц, дидактических повторов, подытоживаний и др.

Тембр голоса — обязательный атрибут речи каждого, ее му­зыка. Бас, баритон всегда ласкают слух, а визгливый, хриплый, глухой голос портят восприятие даже правильных по смыслу слов. Нередко тембр характеризует человека: у злого — злой го­лос, у грубого — грубый, у веселого — веселый, у доброго — добрый, неуверенный в себе человек говорит неуверенно, тихо. Следует обращать внимание на тембр своего голоса, по возмож­ности придавать ему нужные звуковые краски, тренироваться в этом (например, с использованием магнитофона). Техника использова- Речь, слово воспринимаются другими в

ния неречевых «обрамлении» сопровождающего их ком-

средств плекса неречевых средств: мимики, жестов,

позы, осанки, походки говорящего. В них столько же, а порой и больше, красноречия, искренности, доб­роты, уверенности или равнодушия, лживости, недоброжела­тельности, сомнения, сколько в словах.

Полезно взять за правило следить за своей мимикой, проду­мывать, какая она должна быть, какая она есть, почему, когда и как ее менять. Многие вообще не знают, какое у них выражение лица. Стоит временами бросать взгляд в зеркало и мгновенно оценивать, каково оно обычно. Управляя мимикой при разгово­ре, придавать нужное выражение глазам (искреннее, сомневаю­щееся, с прищуром, хитринкой, насмешливое, смеющееся и др.), положению головы (прямо, высокомерно поднятый подбо­родок, наклон вперед с взглядом исподлобья, наклон вбок), но-согубным мышцам.

Разумно использовать возможности жестов при разговоре, но не допускать бессмысленной жестикуляции — размахивания руками, избегать стереотипных жестов (одного — двух, напри­мер, «рубки воздуха», «указующего перста») и не пользоваться вульгарными. .

398

Раздел III. Психология и педагогика: профессионал

Мимика, пантомимика, поза, походка, осанка позволяют создавать впечатление о себе, повышать воздействие произно­симых слов на собеседника, придавать им особый смысл. Они свидетельствует о значимости для говорящего произносимых слов, вере в то, что он говорит, интересе, его психическом со­стоянии, отношении к собеседнику и к себе, демонстрируют ряд имеющихся качеств (интеллигентность, ум, образованность, воспитанность, культурность, самомнение, глупость, решимость, волнение, неуверенность, испытываемый страх и др.). Даже по­ходка может немало сказать о человеке. Взгляните на идущего впереди человека и попытайтесь что-то сказать о нем. Даже не будучи натренированным в такой диагностике, можно сказать что-то, что будет соответствовать действительности.

В большинстве профессий не должно быть раздвоения между содержанием речи, средствами выразительности и неречевыми. В противном случае одни и те же слова могут приобрести противопо­ложный смысл. Можно, например, произносить уважительные сло­ва и ненавидеть глазами. Лишь в отдельных случаях и профессиях бывают обстоятельства, когда все призвано маскировать действи­тельный смысл высказываний, отношения и намерения говорящего.

Психологическая и педагогическая техника заключается в продуманном и умелом использовании всех абсолютно нерече­вых средств при контактах и общении с людьми. Они во многом сказываются на формировании имиджа человека — его образе во мнении других, впечатлении о нем. Говорить надо не только ушам, но и глазам людей. Этому надо учиться, занимаясь отра­боткой голоса, произнесения слов и фраз, использованием ми­мических и пантомимических средств перед зеркалом, магнито­фоном и видеокамерой, в паре с товарищем.

11.2. Техника выполнения основных психологических действий

Психологическая тех- Нужную для работы информацию профес-ника профессиональ сионал часто собирает в процессе наблю-ного наблюдения дения. Профессиональное наблюдение — это преднамеренное, избирательное и пла­номерно осуществляемое с помощью органов чувств выявление

11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности



и сбор информации об окружающем, необходимой для решения профессиональной задачи. Его осуществлению способствует та­кое комплексное качество (оно связано с мотивацией, работой органов чувств, знаниями и мышлением), как профессиональная наблюдательность — развитая способность подмечать характер­ные, но малозаметные и на первый взгляд малосущественные особенности обстановки, людей, предметов и их изменений, имеющие или могущие иметь значение для решения профес­сиональной задачи. Наблюдательность и наблюдение связаны с владением соответствующей техникой — психологическими приемами и правилами.

Прием обеспечения интенсивности наблюдения. Наблюдение эффективно, если «луч» внимания ярок и силен. Достигается это активизацией личностных зависимостей наблюдения.

Правило самостимулирования внимания. Внимание усиливает­ся, делается интенсивным, когда профессионал наблюдает, а не глазеет, когда ищет, а не случайно находит, когда стремится до­быть нужную информацию, чувствуя ответственность за свое­временность и полноту ее.

Правило бдительности. Подлинный профессионал знает, что об­становка всегда чревата внезапными угрожающими осложнениями. Спокойствие ее бывает обманчивым и не должно убаюкивать.

Правило волевого самонапряжения. Следует постоянно пом­нить о том, что профессиональное наблюдение — это своевре­менное выявление обычно малозаметных, трудно обнаруживае­мых признаков. Надо заставлять себя присматриваться, прислу­шиваться, по необходимости — принюхиваться, не спешить, разглядывать («ощупывать» взглядом) детали, приближаться.

Правило уяснения цели и задач наблюдения. Наблюдение более успешно, если наблюдатель знает, за чем наблюдать, что обна­руживать, за какими признаками следить. Общая установка типа «Наблюдайте лучше, постарайтесь не пропустить, глядите в оба» в силу психологических механизмов хуже сказывается на интен­сивности наблюдения, чем конкретная.

Прием организации наблюдения. Объекты, процессы и пара­метры, за которыми ведется наблюдение, обычно многочислен­ны, сложны и многозначны. Надо ничего не упустить, и в этом одна из самых больших трудностей наблюдения, а недостатки — источник серьезных промахов.

400 ■ Раздел III. Психология и педагогика: профессионал

Правило планомерной ориентировки в поле наблюдения. Орга­низовать наблюдение — значит прежде всего сориентироваться в обстановке, изучить поле наблюдения, выделить его критиче­ские точки или зоны, уточнить задачи, за чем следить и что ис­кать, выбрать место наблюдения, определить порядок действий при наблюдении.

Правило обоснованного распределения и переключения внимания. Просмотр поля наблюдения успешен, когда подчиняется обос­нованной логике, осуществляется по рассчитанным схеме, мар­шруту, диктуемым задачей и оценкой обстановки. Учитывать следует и психологические возможности: широту внимания (возможность одновременно воспринимать 7±2 параметров и объектов), предельный угол ясного видения (не больше 30°), скорость переключения внимания, время разглядывания отдель­ных деталей (минимум 7—8 секунд). Если поле наблюдения ве­лико, оно разбивается на секторы, зоны дальности, выделяются зоны приоритетного просмотра.

Правило обеспечения комплексности восприятий при наблюде­нии. Хотя 90% информации человек получает с помощью зре­ния, но из этого не следует, что можно пренебрегать другими ощущениями и восприятиями.

Прием обеспечения высокой чувствительности органов чувств. Чувствительность — особое состояние органов чувств. Чем она выше, чем ниже, как говорят, ее пороги, тем меньшие детали, признаки, оттенки, изменения предметов и явлений человек обнаруживает и тем быстрее ему это удается, и наоборот. Чувст­вительность как состояние очень динамична и у одного и того же человека в разные моменты она может кардинально разли­чаться: быть очень высокой или очень низкой (у зрения, на­пример, высокая и низкая чувствительность различаются в 200 000 раз). Естественно, что в интересах обеспечения эффек­тивного наблюдения необходимо первое.

Правило учета адаптационных зависимостей чувствительно­сти. Существует абсолютный порог ощущений, который харак­терен той силой раздражителя (света, звука, запаха и пр.), кото­рый впервые вызывает у человека ощущение, и слабый звук, свет, запах, деталь начинают подмечаться. Чем ниже порог, тем выше чувствительность. Однако он не постоянен и связан с адаптационным механизмом, приспосабливающим чувствитель-

11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности 401

ность к силе действующего в данный момент раздражителя. Время адаптации не константно. Темновая адаптация зрения при переходе человека со света в темноту происходит медленно (наиболее выраженно — на 80% — в первые 15—20 минут), све­товая же (при переходе из темноты на свет), связанная с огруб­лением чувствительности, — быстро, обычно за 20—40 секунд. С этим временем надо считаться, ведя наблюдение в меняющихся условиях.

В последующем в ходе наблюдения, например в темноте, важно беречь установившуюся высокую чувствительность, ибо даже кратковременная засветка (например, фонариком, зажи­галкой) даже в течение 1—2 секунд снижает чувствительность на 8—10 минут.

Правило учета взаимодействия ощущений при наблюдении. Че­ловек одновременно что-то слышит, видит, чувствует запахи, температуру и др. Происходящее при этом взаимодействие пси­хологических и физиологических процессов (на уровне коры больших полушарий мозга) может как повышать, так и снижать чувствительность самого важного в данный момент органа чувств. Повышают чувствительность (остроту) зрения ощуще­ния, возникающие при обтирании лица и шеи холодной водой, приеме кофе и тонизирующих препаратов (элеутерококка, ки­тайского лимонника, жень-шеня, золотого корня, крепкого чая и др.), жевании чего-то кислого (лимон, кислые и незрелые фрукты и др.), болевых ощущениях небольшой интенсивности (например, при пощипывании себя, похлопывании по лицу). Повышение чувствительности такими способами кратковремен­но (не более чем на 20—30 минут), хотя и оно может сослужить службу в сложной для наблюдения и утомительной обстановке.

Отрицательно сказываются на чувствительности зрения жара или холод (повышение температуры с + 21 до + 28° снижает, например, остроту зрения в 2 раза); активные ощущения со сто­роны желудка после обильной еды; ощущения при сильном сдерживании естественных надобностей (при переполнении мо­чевого пузыря чувствительность зрения может снижаться на 80%); испытываемая сильная боль, усталость, неприятные запа­хи. Если воздействие таких ощущений нельзя прекратить, надо повышать волевые самомобилизующие усилия для сохранения качества наблюдения.

402 Раздел III. Психология и педагогика: профессионал

Прием повышения осмысленности наблюдаемого. Наблюдает лучше тот, кто лучше понимает — такова обшая закономер­ность. Не случайно говорят, что «Глаза без ума — что отверстия в стене», «Человек смотрит глазами, а видит умом», «Орел видит значительно дальше, чем человек, но он не замечает и сотой доли того, что замечает в окружающем человек».

Правило опоры на знания. Наблюдателю следует использовать знания как об объектах наблюдения, их свойствах, особенно­стях, признаках, так и о технике наблюдения.

Правило вербализации обнаруженного. Необходимо побуждать себя к мысленному обозначению словами всего обнаруживае­мого, что подключает к наблюдению имеющийся запас знаний, способствует сложению мысленной картины и констатации то­го, что обнаруживается и происходит.

Правило образности. Активизация мысленных образов спо­собствует построению картины происходящего.

Правило критичности наблюдения. Связь наблюдения с лично­стными качествами порождает ошибки в наблюдении, если эти качества имеют недостатки. Возможно сужение внимания, прико­ванность к одной точке, поспешность оценок, предубежтения, субъективные предпочтения и др. Рекомендуется обращать повы­шенное внимание на обстоятельства, противоречащие («негатив­ные») напрашивающейся оценке, выводу, складывающейся карти­не, версии, когда что-то не находит места в них, не совпадает, не связывается по времени, не укладывается в логику причин и след­ствий.

Прием повышения устойчивости наблюдения. Эффективное наблюдение — хорошее наблюдение от начала и до конца.

Правило сохранения психологической уравновешенности. Воле­вым усилием и методами самоуправления следует предупреж­дать и преодолевать чувство расслабленности, самоуспокоенно­сти, беспечности, раздражительность, чрезмерное волнение, тревогу, страх («У страха глаза велики», «Обжегшись на молоке, дуют на холодную воду»).

Правило поддержания работоспособности. Повышенная ус­талость, сонливость и другие проявления снижения работоспо­собности сказываются негативно на эффективности наблюде­ния. О возможных мерах поддержания работоспособности — см. гл. 10.

11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности 403

Техника составления Психологическое изучение и оценка лю-
психологического дей, представляющих интерес и значи-
портрета мость для данного человека, правильны,

когда они не строятся по отрывочным, случайным, вольно ин­терпретируемым данным, а осуществляются системно, с исполь­зованием научно-психологических рекомендаций. Психологиче­ский портрет — и есть цель и результат такого подхода.

Прием обеспечения достоверности психологического портрета. Составить психологический портрет с использованием научных тестовых методик не так уж сложно. Но в жизни приходится делать это «подручными» средствами, по результатам психологи­ческого наблюдения. Такое наблюдение дает обильную информа­цию о человека, но вести наблюдение надо умело.

Правило общей структуры личности. Нельзя изучить и оце­нить человека по одному или нескольким качествам. Надо ис­ходить из целостности личности, взаимосвязи ее свойств и ка­честв, возможностей маскировки отдельных недостатков. Пра­вило указывает на необходимость всегда строить программу изу­чения на основе психологической структуры личности и ее ос­новных свойств: направленности, морально-психологических особенностей и др. (см. гл. 2).

Правило избирательности. Ставя задачу изучить и оценить че­ловека, мы подходим к нему как к интересующему нас по какой-то причине: как к другу, товарищу, партнеру, сотруднику, члену команды, возможным будущим мужу или жене и др. Поэтому следуя общей программе, надо одновременно уделять первооче­редное внимание интересующим нас свойствам и качествам.

Правило надежности. Соотношение между внешне прояв­ляющимся в поведении и внутренней психической деятельно­стью человека не однозначно. Поэтому излишняя категорич­ность выводов и оценок чревата ошибками. Основной путь — перепроверка складывающегося мнения путем дополнительного сбора информации для его подтверждения или отмены.

Правило взвешенной оценки относится к завершению изуче­ния и заключается в обобщении и комплексной опенке выяв­ленных особенностей с выделением в них наиболее своеобраз­ных, доминирующих у данного человека. Полезно использовать лист бумаги, поделив на две разделенные вертикальной линией части, слева написав все положительные особенности (в поряд-

404

Раздел III. Психология и педагогика: профессионал

ке основных свойств), справа — оцениваемые как недостатки. Затем подчеркнуть все наиболее ярко выраженные. Чем более интересен для вас человек, чем ближе и дольше вы хотите с ним быть вместе, тем большего внимания требует оценка того, что беспокоит вас в нем. Даже мелкие недостатки со временем мо­гут превратиться в проблему, привести к психологической несо­вместимости и разрыву.

Прием использования всех источников психологической инфор­мации для изучения свойств и качеств человека. Таких источни­ков весьма много и никакими не следует пренебрегать.

Правило оценки человека по делам, поступкам и их результа­там. Информация о творениях человека, продуктах его стрем­лений, отношений, способностей, умелости — наиболее объек­тивная и достоверная информация о его качествах.

Правило учета мнении других о данном лице. Мнения несколь­ких людей, знающих изучаемого человека, всегда достовернее и многограннее, чем одного. Для анализа и обобщения мнений можно и здесь составлять таблички, схемы.

Правило психологической оценки документов, характеризующих изучаемое лицо. Если есть возможность, стоит ознакомиться с анкетными данными, характеристиками, рекомендациями, ди­пломами об образовании, трудовой книжкой, автобиографией и другими документами, хотя часть сведений, содержащихся в них, могут быть неточны и даже недостоверны, а поэтому не следует принимать их за истину.

Правило извлечения психологической информации из вещей, принадлежащих человеку. Информативны записные книжки, ко­шельки, сумки, записки, хранящееся в карманах, украшения, предметы одежды. Подмечая их, следует стараться понять вку­сы, интересы, потребности, аккуратность, культурность, крут знакомств, претензии, групповую принадлежность человека. Психологически информативна обстановка квартиры, домашние условия, порядок, гардероб, стол, библиотека, инструменты, предметы увлечения и коллекционирования, аулиовилеотехни-ка, наборы магнитофонных и компьютерных дискеток. Вещи всегда более искренни, чем слова их владельцев.

Правило биографическое. Выше уже отмечено, что наиболее существенные качества человека — жизнью «написанная в нем» его биография, интегральный результат всей совокупности уело-

11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности 405

вий, образа жизни, собственной активности. Не хронология жизни, а биографическая беседа позволяет выявить те типичные условия, преобладающие вилы активности, переломные момен­ты жизни, которые скорее всего отразились на качествах чело­века. Надо интересоваться такими вопросами: Какой была атмо­сфера в семье? Каковы взаимоотношения родителей? За что они его поощряли и наказывали? Чего требовали? Как учился? Чем интересовался? Что нравилось и не нравилось и почему? Чем увлекался? Чего старался добиться? Какой результат считал са­мым важным и почему? Что считает неудачей? С кем дружил? Что это были за люди? Что в них нравилось? Как проводили досуг, почему так? Какие книги любил и что в них нравилось? и т. п. Спрашивая, слушая ответы, надо стараться понять внут­ренний мир человека.

Правило изучения жизненной и профессиональной позиции чело­века реализуется путем познавательной беседы, которая может быть продолжением биографической. Что нравится и не нравит­ся в своей жизни и жизни современного общества и почему? Что бы изменил, если бы имел власть? Что нравится или не нравится в телепередачах? Что интересует в газетах? Чем зани­мается в свободное время? С кем чаше всего общается и что в них нравится? Как помогает родителям? Почему выбрал эту профессию? Чего хочет добиться, чтобы сказать «Я счастлив»? Как этого добиться? и пр.

Прием визуальной психодиагностики. Его назначение — оцен­ка психологических особенностей человека по внешним прояв­лениям при контакте с ним.

Правило психологической оценки поведенческих признаков чело­века. Многое в поведении содержит психологическую информа­цию: как человек вошел в комнату, как подошел, как сел, куда дел руки, какую фразу и почему произнес, почему на одном во­просе задержался, другой обошел, почему опустил глаза, когда дрогнули веки, на кого и в какой момент посмотрел и многое другое. Все это составляет язык внешних проявлений психоло­гии человека.

Психологической диагностике человека подлежат:

• содержание высказываний, по которым можно судить о его взглядах, убеждениях, целях, планах, мотивах, потребностях, ценностных ориентациях, интересах и др.;



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал

• словарный запас, построение речи, изложение мыслей, от­веты на вопросы, по которым можно судить о его образованно­сти, культуре, профессиональной принадлежности, умственном развитии, находчивости, знаниях, опыте и т.п.;

• произношение, позволяющее оценивать национальную и региональную принадлежность, возможное место рождения и длительного жительства, образованность;

• темп речи, интонации, жестикуляция, выразительность мимики и экспрессивности речи, по которым можно оценить тип темперамента, эмоциональную уравновешенность, умение вла-деть собой, силу воли, самомнение, культурность, систему цен­ностных приоритетов. Так, человек с холерическим темперамен­том быстр, темп речи у него устойчиво высок, мимика вырази­тельна, в поведении характерны порывистость, нетерпеливость, несдержанность.

Правило выявления и оценки психического состояния человека. Взволнованность, страх, радость, тревога, напряженность, рас­слабленность, злость, растерянность, даже спокойствие во многом характеризуют общающегося человека, запятую им по­зицию, отношение к содержанию разговора. О психическом состоянии можно судить по интонации голоса, изменениям его темпа, паузам, тембру, выражению и движению глаз, цвету ли­ца и выступлению пота, жестам, позе, движениям рук. Трудно вообще судить о человеке, ни разу не взглянув пристально, изучающе ему в глаза.

Общая психотехника Общением с другими людьми насыщена
обшения жизнь каждого человека. Без этого не бы-

вает не только быта, досуга, семейной жизни, но и труда. Причем в труде умение общаться имеет не­редко огромное значение для успеха.

Прием подготовки предстоящего общения. Люди в общении не просто передают-принимают информацию, но вступают во взаимодействие, взаимоотношения, изучают, воздействуют друг на друга, проводят свою линию поведения, отстаивают свои ин­тересы.

Правило максимальной психологичности заключается в необ­ходимости стремиться к пониманию и учету всех психологиче­ских компонентов общения, намеренно строить его технику на основе психологических рассуждений и обоснований.

11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности 407

Правило разработки сценария предстоящего общения. Мыс­ленные рассуждения о предстоящей встрече следует воплотить в сценарий общения — мысленную модель, содержащую ответы на вопросы, чего надо добиться в результате общения и как.

Правило коммуникативной проработки общения. Продумыва­нию подлежит не только общая схема общения, но и то, что сказать, как сказать, когда сказать.

Прием создания благоприятных исходных психологических усло­вий для общения. Необходимо строить общение в спокойной, деловой обстановке с желанием достигнуть договоренности.

Правило благоприятных исходных обстановочных условий обще­ния. Имеют значение время, место и окружающая обстановка, которые надо избрать. Чаще всего предпочтителен разговор с глазу на глаз, на равных (например, собеседники сидят в крес­лах). Различия, когда один сидит, а другой стоит, один — за служебным столом, а другой — на стуле перед ним, затрудняют раскрепощенное, искреннее, доверительное общение.

Правило оказания благоприятного впечатления на собеседника. Для последующего хода общения с незнакомым человеком имеют значение внешний вид и поведение при встрече инициа­тора общения — одежда, лицо, вежливость, проявление распо­ложения к пришедшему.

Правило удачного начала разговора. Психологично не начи­нать сразу со сложных и болезненных вопросов, уместнее на­чать с непринужденных и вежливых: «Как добрались?», «Вы прямо с работы?», «Я не отрываю Вас от неотложных дел?», «Как самочувствие?» и пр.

Прием развития взаимоотношений в ходе общения. Удачная встреча задает тон общению, но начальный успех надо разви­вать и быть психологичным до конца.

Правого поведенческой и речевой культуры. Уместно вспом­нить, что ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Хорошее впечатление производит соблюдение правил речевого этикета (здороваться, благодарить, вежливо формулировать несогласие, не «тыкать», не грубить и пр.), язы­ковой и речевой культуры.

Правило биологичности. Общение не должно походить на иг­ру в одни ворота. Активный собеседник чувствует, что его ува­жают, слушают, хотят понять, а поэтому более искренен и



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал

склонен благожелательно слушать другого. Инициатор общения заинтересован в диалоге и потому, что говорящего легче понять и на этой основе скорректировать свои заготовки на общение. Нужно стимулировать и поддерживать активность собеседника.

Правило активного слушания и поддержания речевой активно­сти собеседника. Слушать следует не только слова, но человека, стремиться понять, что он хочет и не хочет сказать, что отстаи­вает, чего добивается. Всем своим видом надо выражать готов­ность понять человека и помочь ему. Недопустимо заниматься чем-то другим, отвлекаться на телефонные разговоры, погляды­вать все время на часы, демонстрировать торопливость и жела­ние побыстрее расстаться с пришедшим.

Позиция активного слушания реализуется: наклоном тела в сторону говорящего; визуальным контактом, выразительной мимикой — «Я весь внимание»; реагированием всеми невер­бальными способами на сообщаемое говорящим: жестами, из­менением формы бровей, сужением и расширением глаз, дви­жениями губ, челюстей, положением головы, тела; словами «Понимаю», «Да что Вы?!». «Представляю, что Вы чувствовали!» и др.; стимулированием подробного изложения: «Не понял. Уточните это», «Расскажите детальнее» и пр.; резюмированием с предложением подтвердить правильность понятого или внести уточнение: «Я Вас понял так... Правильно?». «Вывод из ваших слов я делаю такой:...».

Прием установления психологического контакта. Психологи­ческий контакт — синхронность мыслей, намерений, довери­тельность отношений, содействие друг Другу в поисках истины, решении вопроса, проблемы. В отличие от дружбы, товарищест­ва он имеет временный характер и локален, ограничен конкрет­ным содержанием разговора (иногда только частью его). Его можно сравнить с ниточкой, временно протягивающейся между собеседниками. Найти такую «ниточку», «потянуть за нее» — важное условие достижения успеха в разговоре.

Наши рекомендации