Закономерности и принципы воспитательного процесса
Первая закономерность:воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса.
Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребенка...
Говоря об активности ребенка, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотиваций. Поэтому педагог должен прежде всего опираться на потребности и мотивы ребенка, определять, что является для ребенка главным на данный момент.
Вторая закономерностьопределяет единство образования и воспитания. Образование направлено на формирование общей культуры человека. При этом происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний, духовных способностей. Рассматривая процесс образования и воспитания как единый, необходимо выделить специфику этих двух социально-педагогических явлений. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению сферы своей деятельности и общения, которая в свою очередь требует новых знаний и умений...
Третья закономерностьпредполагает целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, делает другое, призывает к активности, но проявляет пассивность и т.п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся.
При этом осуществляется педагогическое регулирование социального взаимодействия, означающее непосредственное и опосредованное влияние педагогов на систему отношений детей в социальной микросреде
34 Кроме названных авторов в разработке участвовали: В.И. Рыбакова, Л.К. Никонова, В.Б. Успенский.
как в образовательном учреждении, так и вне его. Это влияние направлено на реализацию личностно значимых целей в совместной деятельности и освоение учащимися системы социальных ролей, способов поведения с учетом их возрастной субкультуры.
Сущность целостности воспитательного процесса — в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию целостного человека (развитию индивидуальности ребенка и его социализации). Такой подход к организации воспитательной работы предполагает реализацию следующих условий:
- каждый педагог должен работать на общую цель: не содействовать, а именно обеспечивать достижение общей цели;
- комплексное решение задач обучения, развития и воспитания на каждом уроке:
- единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования. При этом необходимо обеспечить установление связей между элементами педагогической системы: информационных (обмен информацией), организационно-деятельностных (методы совместной деятельности), коммуникативных (общение), связи управления и самоуправления.
Реализация этой закономерности предполагает взаимодействие социальных институтов в организации воспитательной работы, направленной на развитие сущностных сфер человека, характеризующих образ его жизнедеятельности, гармоничность, свободу и разносторонность человека, его счастье и самочувствие среди людей.
Перечисленные закономерности определяют принципы воспитательного процесса и выражают основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.
Принцип гуманистической ориентации воспитаниятребует добровольности включения ребенка в ту или иную деятельность, наличия у него цели — доступной, понятной, осознанной; доверия ребенку в выборе средств и способа достижения поставленной цели, веры в возможности каждого ребенка и его собственной веры в возможность достижения поставленных задач.
Реализация этого принципа предполагает отход от привычного, прежде удобного для всех принципа мероприятийной организации воспитательной работы. Реализация этого принципа ориентирует на учет всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов детей, их обогащения и возвышения, пробуждения новых интересов.
Этот принцип требует также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, участия в других общественных и политических организациях и движениях, не противоречащих конституционным и нравственным нормам; упрочения норм уважительного отношения к каждому человеку.
Принцип социальной адекватности воспитаниятребует создания таких условий, чтобы дети, осознавая свою социальную защищенность, в то же время формировали у себя готовность к социальной самозащите.
Для того чтобы наступила социальная зрелость, необходимо поставить ребенка в такие условия, при которых он был бы вынужден проявить
волевые усилия для решения возникающих социальных проблем, испытать страдание от невозможности легкого достижения собственных целей.
Этот принцип предполагает подготовку ребенка к сложным и далеко не всегда гуманным отношениям, так называемому социальному закаливанию. Он предполагает включение учащихся в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздействия окружающей среды, для выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека...
Социальное закаливание требует: диагностирования волевой готовности к системе социальных отношений; создания условий для самореализации учащихся в этих отношениях через комплекс социальных проб; стимулирование самопознания учащихся в этих отношениях; определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях; самоанализа и вариативного проектирования своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
Принцип интеграции и дифференциациисовместной деятельности педагогов и учащихся предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей, делегирование им полномочий при росте ответственност педагогов перед детьми. В основе этого принципа — определение общих целей педагогов и учащихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи...
Принцип эвристической средыозначает, что в школе и в социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.
Этот принцип требует также создания условий для выбора учащимися форм участия в учебной и внеучебной деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности как педагогов, так и учащихся35.
♦ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
О Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.
О Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное посо бие. Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
О Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Материалы экс периментального курса; Ч. 1. Екатеринбург: Уральский госпедии статут, 1992.
О Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. М., 1997.
О Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996.
О Капшерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // П.Ф. Кап-терев. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. С. 270-652.
О Леднев ВС. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 1991.
О Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие. М.: Прометей, 1992.
О Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1981.
О Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // А.С. Макаренко. Пед. соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 1. С. 267-329.
О Макаренко А.С. Педагогическая поэма // А.С. Макаренко. Пед. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 3.
О Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания (лекции) // Пед. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 4. С. 123-203.
О Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.
О Ободовский А.Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М., 1987. С. 259-264.
О Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Роспедагентство, 1996.
О Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.
О Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шия-нов. М.: Школа-Пресс, 1997.
О Педагогический поиск/ Сост. И.Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987.
О Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996.
О Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.: Новая школа, 1996.
О Редкий П.Г. На чем должна основываться наука воспитания // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М., 1987. С. 373-385.
О Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. М.: Педагогика, 1989.
О Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // В.А. Сухомлинский. Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1979. Т. 1. С. 25-226.
О Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа // В.А. Сухомлинский. Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1979. Т. 2.
О Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1990.
35 Рожков М.И., Байбородова Л.В., Вульфов Б.З. и др. Возвращение воспита ния // Учительская газета. 1997. № 48. С. 11 — 12.