Учебно-исследовательское задание 3.1
ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ
(опросник Спилбергера)
Цель.Оценка уровней личностной и ситуативной тревожности.
Задание.Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже в шкале ситуативной тревожности (СТ) предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Затем прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже в шкале личностной тревожности (ЛТ) предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Шкала ситуативной тревожности (СТ)
№ п/п | Суждение | Ответы | |||
нет, это не так | пожа-луй, так | верно | совер-шенно верно | ||
Я спокоен Мне ничто не угрожает Я нахожусь в напряжении Я внутренне скован Я чувствую себя свободно Я расстроен Меня волнуют возможные неудачи Я ощущаю душевный покой Я встревожен Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения Я уверен в себе Я нервничаю Я не нахожу себе места Я взвинчен Я не чувствую скованности, напряженности Я доволен Я озабочен Я слишком возбужден, и мне не по себе Мне радостно Мне приятно |
Шкала личностной тревожности (ЛТ)
№ п/п | Суждение | Ответы | |||
никог- да | почти никогда | часто | почти всегда | ||
У меня бывает приподнятое настроение Я бываю раздражительным Я легко могу расстроиться Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть Я чувствую прилив сил, желание работать Я спокоен, хладнокровен и собран Меня тревожат возможные трудности Я слишком переживаю из-за пустяков Я бываю вполне счастлив Я все принимаю близко к сердцу Мне не хватает уверенности в себе Я чувствую себя беззащитным Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей У меня бывает хандра Я бываю доволен Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня Бывает, что я чувствую себя неудачником Я уравновешенный человек Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
Обработка результатов
Определите показатели ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа, приведенного ниже. При анализе результатов имейте в виду, что общий итоговый показатель по каждой из шкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31 – 44 балла – умеренная, 45 и более – высокая.
Ключ
СТ ЛТ
№ п/п | Ответы |
4 3 2 1 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 1 2 3 4 4 3 2 1 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 4 3 2 1 | |
∑ СТ = |
|
№ п/п | Ответы |
4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 1 2 3 4 1 2 3 4 4 3 2 1 1 2 3 4 | |
∑ ЛТ = |
Протокол
Учебно-исследовательского задания 3.1
Фамилия, имя, отчество_______
___________________________
Возраст ____________________
Дата _______________________
Задание____________________
___________________________
Шкалы ситуативной и личностной тревожности
Ключи
Выводы и рекомендации
Пояснение к заданию.Прежде чем приступить к выполнению данного задания, внимательно прочитайте в специальной литературе главы, посвященные тревожности как свойству личности, во многом обусловливающему поведение человека. Помните, что у каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Лицам с высокими показателями тревожности следует формировать чувство уверенности в успехе. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Учебно-исследовательское задание 3.2
ДИАГНОСТИКА ЭМПАТИИ
Цель.Диагностика эмпатии с помощью модифицированного опросника А. Меграбяна и Н. Эпштейна.
Задание. Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения и, ориентируясь на то, как Вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите степень своего согласия или несогласия с каждым из них. Для этого в соответствующей графе ответного листа поставьте галочку.
Опросник
1. Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко.
2. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.
3. Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.
4. Я считаю, что плакать от счастья глупо.
5. Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей.
6. Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств.
7. Я бы сильно волновался (волновалась), если бы должен был (должна была) сообщить человеку неприятное для него известие.
8. На мое настроение сильно влияют окружающие люди.
9. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.
10. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.
11. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.
12. Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой).
13. Когда я читаю книгу (роман, повесть и т.п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.
14. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.
15. Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются.
16. Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут.
17. Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет.
18. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.
19. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.
20. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.
21. Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.
22. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
23. Я очень переживаю, когда смотрю фильм.
24. Я могу остаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.
25. Маленькие дети плачут без причины.
Ответный лист
Номер утверждения | Да (всегда) | Скорее да, чем нет (часто) | Скорее нет, чем да (редко) | Нет (никогда) |
… |
Обработка результатов
Обработайте Ваши ответы с помощью ключа, приведенного ниже, за каждый ответ присваивая 1, 2, 3 или 4 балла. Затем, путем суммирования, подсчитайте общий балл по свойству эмпатии. Степень выраженности эмпатии определите по таблице пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки шкалы стенов (см. таблицу пересчета «сырых» баллов в стены).
Ключ к опроснику А. Меграбяна и Н. Эпштейна
Номер утверждения | Да (всегда) | Скорее да, чем нет (часто) | Скорее нет, чем да (редко) | Нет (никогда) |
Таблица пересчета «сырых» баллов в стены
Стены | ||||||||||
Стандартный процент | 2,28 | 4,40 | 9,19 | 14,98 | 19,15 | 19,15 | 14,98 | 9,19 | 4,40 | 2,28 |
Мужчины | ≤45 | 46-51 | 52-56 | 57-60 | 61-65 | 66-69 | 70-74 | 75-77 | 79-83 | ≥84 |
Женщины | ≤57 | 58-63 | 64-67 | 68-71 | 72-75 | 76-79 | 80-83 | 84-86 | 87-90 | ≥91 |
Сделайте выводы о степени выраженности у Вас эмпатии, постарайтесь соотнести ее с успешностью Ваших межличностных отношений, будущей профессиональной деятельностью, наметьте пути развития или ограничения в себе (при необходимости) данного качества.
Занесите все в протокол.
Протокол