II. Практическая часть

1. Опишите особенности генезиса образования в Византии.

2. Охарактеризуйте главные этапы развития педагогической мысли в Византии.

3. Проанализируйте сущность взглядов на воспитание двух (на выбор) представителей византийской философско-педагогической мысли. Результаты оформите в виде конспекта (см. схему в задании к теме 2).

4. Проанализируйте сущность взглядов двух (на выбор) выдающихся мыслителей европейского средневековья на проблемы воспитания и развития личности. Результаты оформите в виде конспекта (см. схему в задании к теме 2).

5. Опишите опыт средневековых учебных заведений: «Дом радости» Витторино де Фельтре, коллеж, гимназия И.Штурма, «public schools» (желательно в форме таблицы).

6. Охарактеризуйте общие тенденции и специфику развития школьной практики и педагогических идей в эпоху средневековья. Постарайтесь при этом показать взаимообусловленность европейского и восточного образования.

7. Подготовьте презентации о выдающихся представителях гуманистического направления в средневековой педагогической мысли (М. Монтень, Х. Л. Вивес, В. де Фельтре, Т. Мор, Э. Роттердамский, Т. Кампанелла, М. Лютер и др.) (на выбор).

Тема 4.

Система традиционного обучения

Цель:показать пути дальнейшего развития школьного образования в эпоху Нового времени; раскрыть историческую закономерность и сущность процесса возникновения научно-педагогического знания.

Задачи:студенты должны знать предпосылки зарождения педагогики как науки, философско-педагогические идеи, лежащие в основе учения Я. А. Коменского; основные положения педагогической теории Я.А. Коменского; основные признаки классно-урочной системы; сущность метода Белла и Ланкастера; уметь раскрывать значение философского учения Ф. Бэкона для развития педагогических теорий Нового времени; характеризовать факторы развития личности, задачи, принципы, формы обучения и воспитания, направления воспитания, опираясь на основные работы Я.А. Коменского; отмечать гуманизм, демократизм, просветительскую направленность учения Я.А. Коменского; синтезировать и обобщать информацию, полученную из различных историко-педагогических текстов; раскрывать требования к подготовке учителя; показывать пути реализации идей Коменского в практике европейской и русской школы.

Основные понятия: педагогическая теория, сенсуалистическое познание; «пансофия» и «пангармония» в воспитании; дидактика; факторы развития личности, цели, задачи, принципы воспитания и обучения; принцип природосообразности; классно-урочная система обучения; «золотое правило» дидактики; материнская школа; школа родного языка.

Персоналии: Ф. Бэкон, В. Ратке, Я. А. Коменский.

Основные труды: Я. А. Коменский «Материнская школа» (руководство для семейного воспитания) (1632); «Великая дидактика» (1633-1638); «Законы хорошо организованной школы» (1652-1653); «Мир чувственных вещей в картинках» (учебник) (1658).

Форма изучения:семинарское занятие с использованием мультимедийных технологий и элементов дисскусии, самостоятельная работа.

I. Теоретическая часть

План

1. Философское (сенсуалистическое) учение Ф. Бэкона и его значение для развития педагогических теорий Нового времени.

2. Теоретические основы педагогического учения Я.А.Коменского: сенсуалистическое познание; человек – «микрокосм»; природосообразность воспитания и обучения; пансофия; демократизм и гуманизм в образовании и воспитании личности.

3. «Великая дидактика» Я.А.Коменского - универсальная теория обучения.

4. Классно-урочная система обучения.

5. Миссионерская роль профессии учителя, требования к подготовке учителя.

6. Реализация идей Коменского в практике европейской и русской школы. Метод А. Белла и Дж. Ланкастера (ХVIII в. - нач. ХIX в.).

Основная литература

1. Воронина, С.А. Учитель: личность и деятельность: Учеб.-метод. пособие / С.А. Воронина, И.А. Щуринова; Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. – 112 с.

2. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2008.

3. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия /Сост. М.А.Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009.- 241 с.

4. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений /Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001.

5. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов вузов/ Под ред. З.И. Васильевой. – 5-е издание, стер. – М.: Академия, 2009. – 432 с.

6. Латышина, Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для вузов/ Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2006. – 603 с.

7. Хрестоматия по истории педагогики. Т.2. Новое время/ Под ред. А. И. Пискунова.– М.: Сфера, 2006.

8. История педагогики. Визуальный словарь. www.ped.vslovar.ru/786.html

9. Учебные материалы по педагогике в электронном виде. /Books/istoriya_pedagogiki/

Дополнительная литература

1. Кувырталова, М.А. История образования и педагогической мысли /М.А. Кувырталова, Э.В. Власов, Ю.А. Тарасова. - Тула: ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006.

2. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Торосян.– М.: ВЛАДОС, 2003.

II. Практическая часть

1. Охарактеризуйте теоретические основы педагогического учения Я.А.Коменского, отразившие его общее философское видение мира.

2. Ответьте на вопросы:

1) Какая связь между мировоззрением Я.А.Коменского и его трактовкой цели воспитания?

2) В чём суть «пансофии» и «пангармонии» в воспитании?

3) Что означает «золотое правило» дидактики?

4) В чём проявлялись гуманизм и демократизм педагогической теории Коменского?

5) В чём заключается миссионерская роль профессии учителя по Коменскому?

6) Какие требования к личности учителя выдвигал Я.А. Коменский?

7) Почему «Великую дидактику» называют универсальной теорией обучения?

3. Перечислите и охарактеризуйте признаки классно-урочной системы обучения.

4. Приведите примеры реализации идей Я.А. Коменского в практике европейской и русской школы.

5. Краткоохарактеризуйте Белл-Ланкастерскую систему взаимного обучения. Приведите пример использования декабристами метода А. Белла и Дж. Ланкастера в русских школах нач. ХIХ века.

Задание творческого характера (выполняются в микрогруппах по 3 человека)

Подберите из работ Я.А. Коменского историко-педагогические тексты для хрестоматии по одной из указанных ниже проблем:

1) Цель и задачи воспитания

2) Факторы развития личности

3) Принцип природосообразности в воспитании

4) Роль школы в воспитании личности

5) Классно-урочная форма обучения

6) Трудовое воспитание

7) Нравственное воспитание

8) Требования к учителю (воспитателю)

Обязательно укажите автора, название работы, год её написания, страницы цитируемого источника. Объём отрывка из текста - не более 1 страницы.

Тема 5.

Наши рекомендации