Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Вопросы выходного контроля (зачета)
1. Предмет и задачи дисциплины «Психология и педагогика высшей школы».
2. Требования к знаниям и умениям, личностным качествам преподавателявысшей школы.
3. Формы обучения и формы организации учебного процесса в ВУЗе.
4. Сущность новой парадигмы образования (Болонский процесс).
5. Методы исследования в педагогике.
6. Понятие о методологии и ее уровнях.
7. Методология педагогики (аксиология).
8. Воспитание в целостном педагогическом процессе.
9. Объективный и субъективный факторы преподавания.
10. Методика преподавания и ее функции. Общие и частные методикипреподавания.
11. Образование как многоаспектный феномен.
12. Историческое развитие форм обучения.
13. Активные методы обучения.
14. Отличие педагогической технологии от методики обучения.
15. Структурные компоненты педагогической технологии.
16. Личностно-ориентированное образование.
17. Методы воспитания в высшей школе.
18. Лекция как форма организации и метод обучения. Виды лекций.
19. Нетрадиционные формы занятий в вузе.
20. Взаимодействие преподавателя со студентами.
21. Методика проведения семинарского занятия.
22. История развития высшего образования.
23. Современные тенденции развития высшего образования в Европе.
24. Технология контроля знаний, умений, навыков.
25. Методология диссертационного исследования.
26. Психологические особенности студенческого возраста.
27. Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения.
28. Педагогическое общение и установки преподавателя на студентов.
29. Основные принципы и методологические основания методикипреподавания.
30. Структура педагогической деятельности преподавателя высшейшколы.
31. Культура труда и идеальная модель современного преподавателя.
32.Современные тенденции развития высшего образования за рубежом.
33.Влияние болонского процесса на изменение системы высшегообразования в России.
34.История возникновения компетентностного подхода в образовании.
35.Организация научно-исследовательской рабы в вузе, различные ееформы.
36.Педагогические технологии, их основные классификации.
37.Общая характеристика основных методов и стилей воспитания.
38.Мастерство преподавателя в высшей школе.
39.Перспективы развития высшей школы в Российской Федерации.
40. Психологические особенности студенческого возраста и проблемавоспитания в высшей школе.
41. Психология деятельности и проблемы обучения в высшей школе.
42. Общие понятия о деятельности.
43. Деятельность как философская категория.
44. Психологическая структура деятельности и «деятельностная»трактовка психики.
45. Критерии оценки лекции.
46. Критерии оценки семинарского занятия.
47. Научно-исследовательская работа студентов.
48. Организация самостоятельной работы студентов.
49. Классификация средств обучения.
50. Слагаемые имиджа преподавателя в вузе.
51. Роль студенческой группы в процессе воспитания в высшей школе.
52. История развития американской системы высшего образования.
53. История развития европейской (континентальной) системы высшегообразования.
54. История развития высшего образования в России.
55. Фундаментализация, гуманизация и гуманитаризация образования ввысшей школе.
56. Использование нетрадиционных, в том числе игровых, методов впроцессе обучения студентов.
57. Деятельность и познавательные процессы. Познание как деятельность.
58. Функциональная структура познавательных процессов и понятие«образ мира».
59. Культура речи преподавателя.
60. Теория планомерного формирования умственных действий и понятийкак пример последовательного воплощения деятельностного подхода кобучению.
61. Этапы формирования умственных действий и понятий.
62. Типы ориентировочной основы действия или типы учения.
63. Возможности и ограничения использования метода планомерногоформирования умственных действий и понятий в высшей школе.
64. Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения.
65. Методы стимуляции творческой деятельности и понятие творческойличности.
66. Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания.
Темы рефератов
Темы рефератов определяются в соответствии с тематикой научных исследований аспирантов и оформляются согласно требованиям к оформлению научных рефератов. Примерные темы:
1. Компьютеризация психодиагностических методик.
2. Анализ профессиональной деятельности преподавателя ВУЗа.
3. История и современное состояние высшего образования в России.
4. Современные тенденции развития высшего образования за рубежом и перспективы российской высшей школы.
5. Критерии творческого мышления. Творчество и интеллект.
6. Проблема умственного развития в связи с успешностью адаптации в высшей школе.
7.Психология личности и проблема воспитания в высшей школе.
8. Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения
9. Цели, содержание, методы и средства обучения в высшей школе
10. Технические средства и компьютерные системы обучения
11. Психодиагностика в высшей школе.
12. Классификация психодиагностических методов и их применение в высшей школе.
13. Психодиагностика в контексте обследования групп студентов и преподавателей в высшей школе.
14. Влияние условий тестирования на выполнение тестов способностей, интеллектуальных и личностных тестов.
15. Компьютеризация психодиагностических методик
16. Профессиональная деятельность преподавателя вуза.
17. Проблема педагогического мастерства.
18. Установки преподавателя и стили педагогического общения
19. Зарождение и основные тенденции развития высшего образования в России (XVII – начало XX в.).
20. Первые высшие учебные заведения в России.
21. Педагогическая практика и педагогические идеи в системе образования в России в XVIII–XIX вв.
22. Система высшего образования в советский период.
23. Особенности развития высшего образования в России и СССР между Первой и Второй мировыми войнами.
24. Восстановление системы высшего образования, его качественная и количественная динамика после Великой Отечественной войны.
25. Современные тенденции развития высшего образования за рубежом и перспективы российской высшей школы.
26. Высшая школа индустриально развитых стран после Второй мировой войны.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература
1. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: учебник / Г.В.Бороздина. – М.: Юрайт, 2014. – 480 с. – ISBN 978-5-9916-2812-9, 978-5-9692-1467-5.
2. Гуревич П.С.Психология и педагогика. Учебник/ П.С.Гуревич. – М.: Юрайт, 2014. – 480 с. – ISBN 978-5-9916-3122-8.
3. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика высшей школы: учебник / Л.Д. Столяренко, М. Буланова-Топоркова, А. Духавнева и др.. – М.: Феникс, 2014. – 624 с. – ISBN 978-5-222-22256-0.
4. Реан А. Психология и педагогика. Учебник/А. Реан, Н. Бордовская, С.Розум. – Питер, 2010. – 432 с. – ISBN 978-5-272-00266-2.
б) дополнительная литература
1. Бахмутский А. Педагогика / А. Бахмутский, Н. Вершинина, Е. Глубокова, О. Даутова, И. Кондракова, Н. Лабунская, С. Писарева, Е. Пискунова, А. Тряпицына. – Питер, 2012. – 304 с. – ISBN 978-5-496-00028-4.
2. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: учебник / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – М.: Юрайт, 2014. – 671 с. – ISBN 978-5-9916-4079-4.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. http://flogiston.ru/library библиотека по психологии
2. http://www.iqlib.ru/ электронная библиотека
3. http://www.biblioclub.ru/ электронная библиотека