Какой непостижимой важности
на Земле произошло событие:
ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ!!!
В своих мудрых «Размышлениях о гуманной педагогике» Ш.А. Амонашвили приводит эпизод из сказки Мориса Метер-линка. Очень хочется воспроизвести этот удивительный по своему гуманистическому звучанию эпизод, предваряя разговор о том, с чем человек приходит в наш мир.
Герой сказки Тильтиль в поисках Синей Птицы попадает в Царство Будущего, где в волшебно голубом пространстве живут и работают, готовясь к будущей земной жизни, дети, которым еще только предстоит родиться. Но судьба их определяется уже здесь, уже сейчас, уже ими самими... Вслушайтесь в диалог:
Тильтиль. А кто тот румяный карапуз, который с таким серьезным видом сосет палец?
Ребенок. Насколько мне известно, он должен уничтожить на Земле Несправедливость... Говорят, это ужасно трудно...
Тильтиль. А этот рыжий мальчуган, который ходит так, как будто он не видит, — он что, слепой?
Ребенок. Пока еще нет, но потом ослепнет. Приглядись к нему повнимательнее... Кажется, он должен победить смерть...
Тильтиль. Что это значит?
Ребенок. Толком не знаю, но говорят, что это очень важно...
Тильтиль (указывая на множество детей, спящих возле колонн, на ступенях, на скамьях и тд.}. А те, что спят, — ой, сколько их! — они ничего не изобретут?..
Ребенок. Они думают...
Тильтиль. О чем?
Ребенок. Они сами этого пока не знают, но они непременно должны с чем-нибудь прийти на Землю — с пустыми руками туда не пускают...2
•Ilk Г*М И ;...................................... !
1 Советский энциклопедический словарь. Изд. 4. М., 1987. С. 864.
2 Цит. по: Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.
С. 11.
...И человек родился!
Маленький,еще совсем беспомощныйЧеловек
пришелв большой мир...
Что принесэтот Человек миру?
Что несет Онв себе?
А несет он заложенную в генах наследственную информацию, охватывающую своим влиянием формирование всех органов и функций развивающегося организма и во многом предопределяющую становление человека и его личности. При этом известно, что именно наследственностью обусловлено как то обшес, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга.
ТАК ЧТО ЖЕ ЧЕЛОВЕК НАСЛЕДУЕТ?
♦ Анатомо-физиологическую структуру, отражающую видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности.
Ш СПЕЦИАЛИСТЫ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО:
«Биологически... человеческий индивид не предназначен даже к прямохождению. Предоставленный самому себе, ребенок никогда не встанет на ноги и не пойдет. Даже этому его приходится
учить.
К прямохождению ребенка принуждают именно для того (и только для того), чтобы освободить его передние конечности..
для труда...
То же самое и с артикуляционным аппаратом, и с органами зрения. От рождения они не являются органами... человеческой жизнедеятельности. Они лишь могут стать, сделаться таковыми, и только в процессе их человеческого, социально-исторически запрограммированного способа употребления.
По мере того как органы тела индивида превращаются в органы человеческой жизнедеятельности, возникает и сама личность как индивидуальная совокупность человечески-функциональных органов. В этом смысле процесс возникновения личности выступает как процесс преобразования биологически заданного материала силами социальной действительности, существующей до, вне и совершенно независимо от этого материала»3.
3 Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность / Пол общ. ред. Р.И. Косолапова. 2-е изд. М, 1984. С. 334-335.
4*
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! ЭТОВАЖНО! |
НО ЕСТЬ И ИНОЕ МНЕНИЕ:
«...Если в наследственных задатках и вообще во внутренних условиях развития младенца вовсе нет ничего специфически человеческого, социального и т.д., которое затем привносится лишь извне, и если новорожденный появляется на свет, имея задатки только к чисто биологическим, не специфическим человеческим способностям, то неизбежен вывод, что он рождается не человеком, а чем-то или кем-то вроде животного. И тогда само исходное деление психических свойств человека на специфически человеческие, высшие, и природные, низшие, вообще выводит последние за пределы человеческого, превращая их в нечто животное»4.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ?
...ИО ПРОДОЛЖИМ о том, ЧТО ЖЕ ЧЕЛОВЕК НАСЛЕДУЕТ
♦ Физические особенности: внешние расовые признаки, окраску кожи, волос, цвет и рефракцию глаз, черты лица, телосложение, строение нервной системы,на основе которой в результате психофизиологического развития и взаимодействия человека с внешним миром формируется определенный тип высшей нервной деятельности.
♦ Физиологические особенности: формы обмена веществ, сочетание в организме белков, группу и резус-фактор крови и др.
♦ Аномалии в развитии организма:многопалость, короткопа-лость, «заячья губа», «волчья пасть», помутнение хрусталика (катаракта), цветовая слепота (дальтонизм).
4 Ьрушлинский А.В. О наследственных предпосылках психического развития человека // Вопросы философии. 1970. № 9. С. 156. |
♦ Предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера:склонность к трудно унимаемому кровотечению (гемофилия), шизофрения, сахарный диабет, эндокринные расстройства (карликовость и др.).
Невсе врожденное является наследственным
Некоторые врожденные индивидуальные особенности ребенка определяются условиями его утробного развития. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы, ранние менинго-энцефалиты и пр.3
БОЛЕЕ ТОГО!СПЕЦИАЛИСТЫ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО:
^J Характер наследования таких признаков, как рост, вес, ус-LM тойчивость или предрасположенность к различным заболеваниям, определяется, во-первых, сложным взаимодействием множества генов, участвующих в их формировании, во-вторых, влиянием окружающей среды, условиями жизни и труда и — в определенной мере — специальными воздействиями (воспитательными, медицинскими) на человека.
Так, например, наличие красивого певческого голоса зависит от особенностей строения грудной клетки, носовой полости, языка, губ, силы дыхательной мускулатуры, объема легких. Однако всего этого недостаточно для того, чтобы реализовать свои вокальные возможности — необходима система специальных занятий6.
♦ Задатки, определяющие предрасположенность к определенной деятельности.
ЗАДАТКИ — анатомо-физиологи-ческие особенности организма, главным образом центральной нервной системы, являющиеся предпосылками развития способностей7. |
Ш В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К СЛОВУ!
ТОЛКОВЫЙ
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ
СЛОВАРЬ
s См.: Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., 1966. Т. 3. С. 52.
6 См.: Популярная медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б.В. Петровский.
М, 1987. С. 390-393.
7 См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 317.
С |
ПОСОБНОСТИ — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условия ми успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень^развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности8.
т |
АЛАНТ(от греч. talanton) — выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области9.
В качестве задатков, являющихся индивидуально-природной предпосылкой развития способностей и таланта, могут выступать:
О Типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность и др. О Индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.
противовес концепции врожденных способностей (С. Бёрт, X. Айзенк и др.) большинство отечественных специалистов — физиологов, психологов и педагогов — рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе деятельности и в результате воспитания.