Какой непостижимой важности

на Земле произошло событие:

ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ!!!

В своих мудрых «Размышлениях о гуманной педагогике» Ш.А. Амонашвили приводит эпизод из сказки Мориса Метер-линка. Очень хочется воспроизвести этот удивительный по свое­му гуманистическому звучанию эпизод, предваряя разговор о том, с чем человек приходит в наш мир.

Герой сказки Тильтиль в поисках Синей Птицы попадает в Царство Будущего, где в волшебно голубом пространстве живут и работают, готовясь к будущей земной жизни, дети, которым еще только предстоит родиться. Но судьба их определяется уже здесь, уже сейчас, уже ими самими... Вслушайтесь в диалог:

Тильтиль. А кто тот румяный карапуз, который с таким серьез­ным видом сосет палец?

Ребенок. Насколько мне известно, он должен уничтожить на Земле Несправедливость... Говорят, это ужасно трудно...

Тильтиль. А этот рыжий мальчуган, который ходит так, как будто он не видит, — он что, слепой?

Ребенок. Пока еще нет, но потом ослепнет. Приглядись к нему повнимательнее... Кажется, он должен победить смерть...

Тильтиль. Что это значит?

Ребенок. Толком не знаю, но говорят, что это очень важно...

Тильтиль (указывая на множество детей, спящих возле колонн, на ступенях, на скамьях и тд.}. А те, что спят, — ой, сколько их! — они ничего не изобретут?..

Ребенок. Они думают...

Тильтиль. О чем?

Ребенок. Они сами этого пока не знают, но они непременно должны с чем-нибудь прийти на Землю — с пустыми руками туда не пускают...2

•Ilk Г*М И ;...................................... !

1 Советский энциклопедический словарь. Изд. 4. М., 1987. С. 864.

2 Цит. по: Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.
С. 11.


Какой непостижимой важности - student2.ru

...И человек родился!

Маленький,еще совсем беспомощныйЧеловек

пришелв большой мир...

Что принесэтот Человек миру?

Что несет Онв себе?

А несет он заложенную в генах наследственную информацию, охватывающую своим влиянием формирование всех органов и функций развивающегося организма и во многом предопределяю­щую становление человека и его личности. При этом известно, что именно наследственностью обусловлено как то обшес, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

ТАК ЧТО ЖЕ ЧЕЛОВЕК НАСЛЕДУЕТ?

Какой непостижимой важности - student2.ru

♦ Анатомо-физиологическую структуру, отража­ющую видовые признаки индивида как представи­теля человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой дея­тельности.

Ш СПЕЦИАЛИСТЫ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО:

«Биологически... человеческий индивид не предназначен даже к прямохождению. Предоставленный самому себе, ребенок ни­когда не встанет на ноги и не пойдет. Даже этому его приходится

учить.

К прямохождению ребенка принуждают именно для того (и только для того), чтобы освободить его передние конечности..

для труда...

То же самое и с артикуляционным аппаратом, и с органами зрения. От рождения они не являются органами... человеческой жизнедеятельности. Они лишь могут стать, сделаться таковыми, и только в процессе их человеческого, социально-исторически запрограммированного способа употребления.

По мере того как органы тела индивида превращаются в орга­ны человеческой жизнедеятельности, возникает и сама личность как индивидуальная совокупность человечески-функциональных орга­нов. В этом смысле процесс возникновения личности выступает как процесс преобразования биологически заданного материала силами социальной действительности, существующей до, вне и совершенно независимо от этого материала»3.

3 Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность / Пол общ. ред. Р.И. Косолапова. 2-е изд. М, 1984. С. 334-335.

4*


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! ЭТОВАЖНО!
 

НО ЕСТЬ И ИНОЕ МНЕНИЕ:

«...Если в наследственных задатках и вообще во внутренних условиях развития младенца вовсе нет ничего специфически человеческого, социального и т.д., которое затем привносится лишь извне, и если новорож­денный появляется на свет, имея задатки только к чисто биоло­гическим, не специфическим человеческим способностям, то неизбежен вывод, что он рождается не человеком, а чем-то или кем-то вроде животного. И тогда само исходное деление психи­ческих свойств человека на специфически человеческие, выс­шие, и природные, низшие, вообще выводит последние за пре­делы человеческого, превращая их в нечто животное»4.

А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ?

...ИО ПРОДОЛЖИМ о том, ЧТО ЖЕ ЧЕЛОВЕК НАСЛЕДУЕТ

Какой непостижимой важности - student2.ru

♦ Физические особенности: внешние расо­вые признаки, окраску кожи, волос, цвет и рефракцию глаз, черты лица, телосложение, строение нервной системы,на основе которой в результате психофизиологического разви­тия и взаимодействия человека с внешним миром формируется определенный тип выс­шей нервной деятельности.

♦ Физиологические особенности: формы обмена веществ, соче­тание в организме белков, группу и резус-фактор крови и др.

♦ Аномалии в развитии организма:многопалость, короткопа-лость, «заячья губа», «волчья пасть», помутнение хрусталика (ка­таракта), цветовая слепота (дальтонизм).

Какой непостижимой важности - student2.ru
4 Ьрушлинский А.В. О наследственных предпосылках психического развития человека // Вопросы философии. 1970. № 9. С. 156.


♦ Предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера:склонность к трудно уни­маемому кровотечению (гемофилия), шизофрения, сахарный диабет, эндокринные расстройства (карли­ковость и др.).


Какой непостижимой важности - student2.ru

Невсе врожденное является наследственным

Некоторые врожденные индивидуальные особенности ребенка определяются услови­ями его утробного развития. К ним отно­сятся многие аномалии, вызываемые таки­ми причинами, как интоксикация, облуче­ние, влияние алкоголя, родовые травмы, ранние менинго-энцефалиты и пр.3

БОЛЕЕ ТОГО!СПЕЦИАЛИСТЫ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО:

Какой непостижимой важности - student2.ru ^J Характер наследования таких признаков, как рост, вес, ус-LM тойчивость или предрасположенность к различным заболе­ваниям, определяется, во-первых, сложным взаимодействием множества генов, участвующих в их формировании, во-вторых, влиянием окружающей среды, условиями жизни и труда и — в определенной мере — специальными воздействиями (воспита­тельными, медицинскими) на человека.

Так, например, наличие красивого певческого го­лоса зависит от особенностей строения грудной клет­ки, носовой полости, языка, губ, силы дыхательной мускулатуры, объема легких. Однако всего этого недо­статочно для того, чтобы реализовать свои вокальные возможности — необходима система специальных за­нятий6.

♦ Задатки, определяющие предрасположенность к определенной деятельности.

ЗАДАТКИ — анатомо-физиологи-ческие особенности организма, глав­ным образом центральной нервной системы, являющиеся предпосылка­ми развития способностей7.

Какой непостижимой важности - student2.ru Ш В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К СЛОВУ!

ТОЛКОВЫЙ

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ

s См.: Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., 1966. Т. 3. С. 52.

6 См.: Популярная медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б.В. Петровский.
М, 1987. С. 390-393.

7 См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 317.


Какой непостижимой важности - student2.ru
С

ПОСОБНОСТИ — индивидуальные особеннос­ти личности, являющиеся субъективными условия ми успешного осуществления определенного рода дея­тельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овла­дения способами и приемами деятельности. Высокий уровень^развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности8.

т

АЛАНТ(от греч. talanton) — выдающиеся способности, вы­сокая степень одаренности в какой-либо области9.

В качестве задатков, являющихся индивидуально-природной предпосылкой развития способностей и таланта, могут высту­пать:

Какой непостижимой важности - student2.ru

О Типологические свойства нервной сис­темы, от которых зависит скорость образова­ния временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная ра­ботоспособность и др. О Индивидуальные особенности строения анализаторов, от­дельных областей коры головного мозга, органов и др.

противовес концепции врожденных способностей (С. Бёрт, X. Айзенк и др.) большинство отечественных специалистов — физиологов, психологов и педагогов — рассматривают способнос­ти как прижизненные образования, формирующиеся в процессе деятельности и в результате воспитания.

Наши рекомендации