Возникновение и развитие Д
Основоположник Я.А.Коменский-чешский педагог.
Внесли вклад:Пестолоцци, Гербарт, Дьюи, Толстой, Ушинский, Шацкий, Сухомлинский, Занков, Эльконин, Давыдов, Лысенкова, Амонашвили и др.
11. Понятие о процессе обучения. Образовательная, воспитывающая и развивающая функции обучения, их взаимосвязь.
12. Понятие «метод», «приём» и «средство» обучения, их соотношение. Различные основания для классификации методов обучения. Сравнительная характеристика традиционной и современной классификаций методов обучения. Условия выбора методов в процессе обучения.
Метод обучения –способ организации учебно – познавательной деятельности, в ходе которой учитель решает задачи обучения.
Прием обучения – часть, элемент, деталь. Любой метод состоит из приемов.
Средства обучения – это предметы материальной и духовной культуры, с помощью которых учитель реализует методы обучения.
Существует большое количество методов:
· По уровню активности учащихся
· По уровню включения в продуктивную деятельность
· По источникам полученных знаний
· Организационный
По активности учащихся:
· Активные- беседа, дискуссия, практические (лабораторные)
· Пассивные- лекция, рассказ
Наиболее известной является классификация по источнику полученной информации (традиционная):
· Словесные
· Наглядные
· Практические
Работа с книгой (появ. в 18 в.)
Видеометод, ИКТ (появ. в 20 в.)
13. Характеристика группы словесных методов обучения: объяснения, беседы, рассказа, дискуссии. Педагогические требования к их использованию в процессе обучения.
14. Характеристика группы наглядных методов обучения: наблюдения, демонстрации, иллюстрации. Педагогические требования к их использованию в процессе обучения.
15. Характеристика группы практических методов обучения: упражнения, практической и лабораторной работ. Педагогические требования к их использованию в процессе обучения.
16. Понятие формы организации обучения. Многообразие форм организации обучения, их классификация по различным признакам: по количеству учащихся, по месту проведения, по дидактической цели и т.д.
Форма (лат. «наружный вид»)
Форма организации – это внешние выражение согласованное деятельностью учителя и учащегося, осуществляется в определённом порядке и режиме.
Классификация:
-по месту учёбы:
1) школьные:
· Уроки
· Урок мастерства
· Урок в музее
· Урок на пришкольном участке
2)внешкольные:
· Экскурсии
· ДДТ
· Бассейн
· УПК
-по количеству учащихся:
· Индивидуальные
· Групповые
· Коллективные
· Массовые
-по длительности:
· Классическая (45 минут)
· Миниурок (5 минут)
· Спаренные занятия (90-70 минут)
17. Возникновение и развитие форм обучения в истории педагогики: индивидуальная, индивидуально-групповая, маннгеймская, далтон- план, белл- ланкастерская, батавская, КСО, и др. характеристика данных форм организации обучения. Их достоинства и недостатки.
18. Разработка Я.А.Коменским классно-урочной системы, её достоинства и недостатки.
Достоинства:
-Экономичность
-Удобно управлять педагогами, школьниками
-Четкая организация
-Воспитание в коллективе.
Недостатки:
-Страдает индивидуальный подход
-Ориентир на «среднего» ученика
-Ученик лишен возможности учиться в соответствии со своими способностями.
19. Понятие урока. Характеристика урока как основной формы обучения: признаки урока, его достоинства и недостатки.
Урок -отрезок учебного процесса, законченный в смысловом, временном, и организационным отношением.
Урок – форма обучения суть которого закл. в том, что учитель ведет занятия с постоянным составом учащихся, в соответствии с расписанием в определенном порядке.
Признаки урока:
1. Наличие расписания
2. Руководящая роль учителя
3. Индивидуальный подход к учащимся
4. Связь обучения с практикой
5. Постоянный состав учащихся, примерно одного уровня развития.
Достоинства:
· Позволяет в системе излагать дисциплину.
· Позволяет наблюдать за учащимися
· Дает возможность влиять на учеников (воспитывать, развивать)
Недостатки:
· Страдает индивидуальный подход, ориентир на среднего
· Сковывает творчество учителя.
20. Понятие структуры урока. Типы уроков. Особенности построения уроков различных типов: изучения нового учебного материала; урока обобщения и систематизации; контроля и коррекции.
Структура урока –соотношение и последовательность его частей.
Типы уроков:
1. Уроки изучения нового учебного материала.
2. Уроки формирования и совершенствования умений и навыков.
3. Уроки обобщения и систематизации знаний.
4. Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
5. Комбинированные (смешанные) уроки.
21. Характеристика комбинированного (смешанного) типа урока. Достоинство и недостатки данного типа урока. Причины его широкой применяемости в начальной школе.
22. Подготовка учителя к уроку. Структура деятельности учителя в учебном процессе. Этапы подготовки учителя к уроку: прогнозирование, диагностирование и проектирование урока. Тематическое и поурочное планирование учителем учебного материала, их особенности.
Подготовка к уроку- это выработка комплекса мер, выбор такой организации будущего урока, которая приведёт к качественным результатам.
Этапы подготовки к уроку:
· Диагностика- заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока:
· Прогнозирование- оценка различных вариантов проведения будущего урока. Составление программы урока (черновик).
· Проектирование(планирование)- завершается этап подготовки к уроку. Написание технологической карты.
23. Домашняя самостоятельная работа как форма организации обучения. Значение домашней самостоятельной работы учащихся, её функции. Виды домашних заданий. Педагогические требования к организации домашней самостоятельной работы учащихся.
Домашняя с.р. – форма организации обучения, которая заключается в самостоятельности выполнении школьником учебных заданий.
Значение: развивает самостоятельность; воспитывает умения контролировать себя; учит организовывать свою деят-сть; развивает интерес к предмету, индивидуальные способности.
Функции: обучающая (образовательная); развивающая, воспитательная.
Виды д.с.р.: устные, письменные, практические, творческие. Индивидуальные, групповые, коллективные.
Пед. Требования к организации д.р.с.: систематичные д.с.р.; посильные; небольшие по объему; должны быть интересными; индивидуализировать д.с.р.; четкий подробный инструктаж; соблюдать нормы нагрузок, проверять д.с.р.; поддерживать связь с родителями.
24. Понятия «контроль», «проверка» и др. значение и функции контроля. Принципы контроля. Педагогические условия эффективной организации контроля знаний, умений, навыков школьников.
Контроль – выявление, измерение, и оценивание ЗУНов учащихся.
Функции контроля:
1. Обучающая
2. Воспитательная
3. Развивающая
4. Диагностическая.
Принципы контроля:
1. Объективность
2. Систематичность
3. Наглядность.
25. Понятия «оценка», «отметка», «оценочное суждение», их различие. Критерии балльной системы оценивания знаний, умений, навыков учащихся.
Оценка –процесс сравнения имеющихся у учащихся ЗУНов с эталонами, описанными в учебной программе.
Отметка –условное выражение оценки, которое фиксируется в журналах в виде баллов.
Оценочное суждение – словесное выражение отметки, которая заключается в словесных выражений типов «хорошо».
Критерии оценивания в современной школе:
5 баллов: Уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного. Знания полные, глубокие, логичность, убедительность, использует дополнительный материал. Ошибок 0,недочет 1.
4 балла. Уровень выполнения требований выше удовлетворительного. Знании полные, умеет разъяснить, доказать. Ошибок 2-3, недочетов 4-5.
3 балла.Достаточный минимум, который предъявляется к работеученика. Изучил и понимает содержания уч. Материала, но допускает ошибки, которые говорят о неполном и не глубоком усвоении знаний. Ответ с помощью учителя. Ошибок 5-6, недочетов 8.
2 балла. Уровень выполнения требований ниже удовлетворительного. В знаниях нет системы, ошибочность основных положений. Заученные фразы бес понимания их сути. Нет раскрытия вопроса. Уровень, на котором нельзя строить дальнейшее обучение.
Пед. требования:
1. Оценка должна быть объективной, справедливой.
2. Знать критерии оценок
3. Должна комментироваться
4. Должен быть учет индивидуальных особенностей
5. Роль оценки должна быть стимулирующей
6. Проявлять гуманное отношение.
26. Виды, формы, методы контроля знаний, умений, навыков учащихся.
27. Понятие о содержании образования. Основные компоненты содержания образования. Преемственность в содержании дошкольного, начального, основного общего и среднего образования. Виды образования.
Содержание образования – это совокупность знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности (+ творческой деятельности), опыт отношений личности, овладение которыми обеспечивает гормоничное развитие школьника.