Функции и формы обучения. Методы обучения

Весьма актуальной в педагогической практике остается про­блема методов обучения. Ученые-педагоги, наблюдая за процес­сом обучения, обратили внимание на огромное разнообразие ви­дов деятельности педагогов и обучаемых. Эти виды деятельности и стали называть методами обучения. Термин "метод" происходит от греческого слова "methodos", что означает путь, способ про­движения к истине.

В педагогической практике метод выступает как упорядочен­ный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. В древние времена преобладали методы обучения, основы­вавшиеся на подражании. С момента организации школ появи­лись словесные методы, которые доминировали в средние века. Слово было главным носителем информации, а обучение по кни­гам — одной из главных задач образования.

В эпоху великих открытий и изобретений получают развитие методы наглядного обучения, помогающие применять знания на практике. На рубеже XIX—XX вв. интерес вызывала концепция, которая получила название "учение через деятельность". Ее сто­ронники использовали практические методы обучения.

Педагог может и должен использовать самые разные формы организации обучения: лекции, практикумы, экскурсии, дело­вые игры, разнообразные виды социально-психологических тре­нингов, кейс-методы и др. Поскольку ни один метод не является универсальным, результатов можно достичь, используя несколь­ко методов. В связи с тем что разные авторы в основу группирова­ния методов обучения кладут разные признаки, существует ряд их классификаций.

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

словесные методы (источник — устное или печатное слово);

наглядные методы (источник — наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

практические методы.

Был период, когда словесные методы являлись почти единствен­ным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги (Я. Коменский, К. Ушинский и др.) выступали против абсолютизации их значения, доказывая необходимость их дополнения другими методами. Сейчас нередко словесные методы называют устаревшими, "неактивными". К их оценке следует подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать боль­шую по объему информацию, поставить перед обучаемыми про­блемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображе­ние, память и чувства.

К словесным методам относят лекцию, рассказ, беседу, дис­куссию, работу с книгой. В вузе работа с книгой и учебником важнейший метод обучения. Существует ряд приемов самостоя­тельной работы с печатными источниками. Среди таких можно назвать конспектирование — краткое изложение прочитанного; составление плана текста; тезирование — краткое изложение ос­новных мыслей прочитанного; цитирование — дословная выдер­жка из текста; аннотирование — краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла; ре­цензирование — формулирование краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному; составление формально-ло­гической модели — словесно-схематического изображения про­читанного; составление тематического тезауруса — упорядочен­ного комплекса базовых понятий по теме; составление матрицы идей — сравнительных характеристик однородных предметов и явлений в трудах разных авторов.

Во взаимосвязи со словесными активно используются нагляд­ные методы, подразделяющиеся на методы иллюстраций (показ иллюстративных пособий) и методы демонстраций (приборов, опытов, технических установок, кинофильмов).

Внедрение новых технических средств (телевидения, видеомаг­нитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов.

По степени самостоятельности выделяют следующие упражнения: а) воспроизводящие (с целью закрепления известного); б) трени­ровочные (с целью применения знаний в новых условиях).

Основное назначение данной группы методов — получение ин­формации на основании практических действий. Некоторые уче­ные относят к этой группе методов дидактические игры. Их основ­ными структурными элементами являются: моделируемый объект учебной деятельности; совместная деятельность участников игры; правила игры; принятие решения в изменяющихся условиях; эф­фективность применяемого решения. Технология игры — это тех­нология проблемного обучения. В ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, так как информация не по­ступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная информация порождает новую, и так продолжается до тех пор, пока не будет получен конечный результат обучения.

Ю. Бабанский на основе целостного подхода к процессу обуче­ния выделяет три группы методов:

методы организации и осуществления учебно-познавательной де­ятельности: словесные, наглядные и практические; индуктивные и дедуктивные; репродуктивные и проблемно-поисковые, а так­же методы самостоятельной работы;

методы стимулирования и мотивации: интерес к учению, чув­ства долга и ответственности в учении;

методы контроля и самоконтроля: устные, письменные и лабораторно-практические.

Существуют и другие классификации методов обучения. Все они нацелены на то, чтобы стимулировать функциональность пас­сивных знаний, преобразование их в активные; способствовать усвоению и применению новых знаний на практике.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

1. Какова история происхождения науки педагогики?

2. Сформулируйте определения основных понятий (категорий) педагогики.

3. Перечислите принципы и методы обучения.

Вернуться вверх

Глава 2

Наши рекомендации