Функции и формы обучения. Методы обучения
Весьма актуальной в педагогической практике остается проблема методов обучения. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности педагогов и обучаемых. Эти виды деятельности и стали называть методами обучения. Термин "метод" происходит от греческого слова "methodos", что означает путь, способ продвижения к истине.
В педагогической практике метод выступает как упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. В древние времена преобладали методы обучения, основывавшиеся на подражании. С момента организации школ появились словесные методы, которые доминировали в средние века. Слово было главным носителем информации, а обучение по книгам — одной из главных задач образования.
В эпоху великих открытий и изобретений получают развитие методы наглядного обучения, помогающие применять знания на практике. На рубеже XIX—XX вв. интерес вызывала концепция, которая получила название "учение через деятельность". Ее сторонники использовали практические методы обучения.
Педагог может и должен использовать самые разные формы организации обучения: лекции, практикумы, экскурсии, деловые игры, разнообразные виды социально-психологических тренингов, кейс-методы и др. Поскольку ни один метод не является универсальным, результатов можно достичь, используя несколько методов. В связи с тем что разные авторы в основу группирования методов обучения кладут разные признаки, существует ряд их классификаций.
Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:
словесные методы (источник — устное или печатное слово);
наглядные методы (источник — наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
практические методы.
Был период, когда словесные методы являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги (Я. Коменский, К. Ушинский и др.) выступали против абсолютизации их значения, доказывая необходимость их дополнения другими методами. Сейчас нередко словесные методы называют устаревшими, "неактивными". К их оценке следует подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память и чувства.
К словесным методам относят лекцию, рассказ, беседу, дискуссию, работу с книгой. В вузе работа с книгой и учебником важнейший метод обучения. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Среди таких можно назвать конспектирование — краткое изложение прочитанного; составление плана текста; тезирование — краткое изложение основных мыслей прочитанного; цитирование — дословная выдержка из текста; аннотирование — краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла; рецензирование — формулирование краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному; составление формально-логической модели — словесно-схематического изображения прочитанного; составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по теме; составление матрицы идей — сравнительных характеристик однородных предметов и явлений в трудах разных авторов.
Во взаимосвязи со словесными активно используются наглядные методы, подразделяющиеся на методы иллюстраций (показ иллюстративных пособий) и методы демонстраций (приборов, опытов, технических установок, кинофильмов).
Внедрение новых технических средств (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов.
По степени самостоятельности выделяют следующие упражнения: а) воспроизводящие (с целью закрепления известного); б) тренировочные (с целью применения знаний в новых условиях).
Основное назначение данной группы методов — получение информации на основании практических действий. Некоторые ученые относят к этой группе методов дидактические игры. Их основными структурными элементами являются: моделируемый объект учебной деятельности; совместная деятельность участников игры; правила игры; принятие решения в изменяющихся условиях; эффективность применяемого решения. Технология игры — это технология проблемного обучения. В ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, так как информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная информация порождает новую, и так продолжается до тех пор, пока не будет получен конечный результат обучения.
Ю. Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения выделяет три группы методов:
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные и практические; индуктивные и дедуктивные; репродуктивные и проблемно-поисковые, а также методы самостоятельной работы;
методы стимулирования и мотивации: интерес к учению, чувства долга и ответственности в учении;
методы контроля и самоконтроля: устные, письменные и лабораторно-практические.
Существуют и другие классификации методов обучения. Все они нацелены на то, чтобы стимулировать функциональность пассивных знаний, преобразование их в активные; способствовать усвоению и применению новых знаний на практике.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
1. Какова история происхождения науки педагогики?
2. Сформулируйте определения основных понятий (категорий) педагогики.
3. Перечислите принципы и методы обучения.
Вернуться вверх
Глава 2