Горло производит те движения, которые ведут к закрытию переходных нот
— Направляете ли Вы звук в какое-либо место нёба и где у Вас место
наибольшей вибрации?
— Ядумаю, что звук, как я уже говорил, должен исходить из гру
ди, горла и, естественно, захватывать также нос и весь лицевой скелет.
— Эти ощущения у Вас рассеяны или имеется определенная точка
наибольшей вибрации за зубами?
— Я не думаю, чтобы такая точка могла существовать. Мое мне
ние, что когда кто-либо производит звук со свободным открытым гор
лом, он автоматически заставляет звучать, вибрировать и губы, и зубы,
и все кости головы.
— Причиной вибрационных ощущений в лице, в «маске», Вы считаете
горло, работу голосовых связок ?
- Д а .
— Чувствуете ли Вы голосовые связки, когда поете ? Фиксируете ли
Вы в своем сознании их работу или же следите только за резонаторными
ощущениями в груди и голове ?
—Для меня это все происходит естественно, натурально. Потому что,
когда певец ведет профессиональную деятельность, когда он на сцене и поет
Бориса или Филиппа II, уже нет времени думать о том, где формировать и
куда посылать звук. Певец обязан думать только о психологии персонажа.
Когда, например, Филипп II начинает свою арию, исполнитель погружен
в горе Филиппа, тогда и голос автоматически получит нужную окраску. Все
должно быть естественно, и, если техника правильна, голос легко подчи-
няется, то и воспроизведение переживаний в звуке получается само собой.
— Это понятно. Но, когда Вы упражняетесь, работаете специально
над голосом, Вы чувствуете свои связки ? Например, Вы говорите, что при
переходе что-то меняется в гортани, в связках. Когда Вы переходите от
открытого звука к закрытому, Вы их чувствуете?
— Да! В пассаже это хорошо ощущается. Это обязательно должно
ощущаться.Вот, например, когда доходишь до ноты, которую уже нельзя
больше взять открытым способом, звук автоматически прикрывается, и
это ощущается в горле. Прикрытие нельзя объяснить словами, говоря в
микрофон. Это можно постичь лишь практически. Это можно показать
только в самом процессе, и на нем следует строить систему обучения.
Ученику надо дать послушать этот звук, и ученик должен пробовать ими
тировать его. Нет таких теоретических систем, по которым можно было
бы это понять и практически сделать. Это достигается примером, под
ражанием. Было бы слишком легко — взять книгу о пении и выучиться
по ней. Тогда сразу все запели бы правильно.
— Вы слушаете здесь русскую речь. Как Вы воспринимаете ее звучание
с точки зрения пения ? Что бы Вы могли сказать, если сравнить речь русскую,
итальянскую, немецкую и т.д. ?
— По-моему, итальянский язык самый подходящий для пения,
потому что у нас нет ни горловых, ни носовых звуков. Самые плохие
языки для пения, на мой взгляд, немецкий, английский. За ними идет
французский, тоже мало удобный, так как в нем весьма распростране
ны носовые звуки. На этих звуках голос не имеет возможности хорошо
развернуться, раскрыться.
Голос развивается исключительно на гласных. В итальянском язы-
ке, как и в русском, пять основных гласных «И», «Е», «О», «А», «У». Со-
гласные служат только для соединения гласных, они стоят между ними.
Когда молодой певец учится, он пытается петь все звуки, в том числе и
согласные. Но на согласных голос не может развиваться, потому что
большинство согласных — это не полные красивые звуки, как, напри-
мер, гласный «А».
Русский язык очень благоприятствует пению, почти как итальян-
ский, потому что в нем тоже нет горловых и носовых звуков. Я не нахо-
жу большой разницы между русским и итальянским языками в смысле
удобства для пения. Русская речь звучит мягко и красиво.
— Не кажется ли она Вам более глубокой или, наоборот, узкой не в
смысле оценки ее в отношении пения, а непосредственно по звучанию в речи ?
— Русская речь для меня звучит очень естественно, натурально.
В ней нет каких-либо искусственных, деланных звуков. Так я ее воспри
нимаю. Русские гласные подобны итальянским.
— Не кажутся ли Вам наши русские «И» и «Е» более узкими по
звучанию?
— Не думаю, так как и в итальянском языке тоже есть «Е» от
крытое и «Е» закрытое (приводит примеры звучания). В пении нельзя
делать «Е» очень открытое или «Е» очень закрытое. Надо формиро
вать верное, правильное для пения «Е», которое представляет собой
по звучанию нечто среднее между открытым или закрытым «Е». Я на
зываю его правильным потому, что надо всегда искать звук по возмож
Ности наиболее красивый для пения, даже если этот гласный в точности
Не соответствует естественному звучанию в данном языке, то есть язы
Ковым нормам.
Не знаю, удается ли мне это объяснить. Вот, например, в речи в
слове Ella при чистом речевом произношении гласный звук «Е» должен
быть очень узким. Например, в той фразе короля Филиппа, которую я
уже приводил: «Ella diammai m'amo!» (показывает голосом) я могу, как
требуют нормы языка, спеть «Е» узко, а все остальные гласные очень ок-
ругло, широко. Но в итальянском пении нельзя «Е» спеть узко, а остальные
гласные открыто, кругло.Надо находить круглое, красивое «Е», которое по
звучанию совпадало бы с другими гласными,гармонировало бы с ними. Это
надо делать даже если сие противоречит языковым нормам речи.
Мне кажется, что русский язык очень гармоничен и выразителен.
Я слышал одну русскую певицу, которая пела в Кремле на приеме, и,
даже не зная русского языка, понимал, о чем она поет, понял содержа-
ние песни. Это была волжская песня, и она тронула меня почти до слез.
Такая выразительность у нее потому, что из всех известных мне народов,
не принимая в расчет итальянцев, у русских самое большое сердце. Чув-
ства и душа у русских людей самые большие.
Я знаком с множеством других народностей, в том числе — вос-
точными, но только в русских нашел такую большую чувствительность,
сердечность, энтузиазм, которых не ожидал. Я не ожидал также и такого
редкого гостеприимства. Все эти качества находят свое отражение в му-
зыке, в поэзии, в живописи и других видах искусства. Русский народ
обладает чувствительностью, подобно итальянскому народу.
— Как, по Вашему мнению, следует организовывать обучение пению?
Нужно ли заниматься ежедневно и по скольку, как распределять пение в
течение дня ? Вы тоже преподаете пение ?
— Нет, в Италии тот, кто еще поет, — пению не учит.Преподавать
начинают только по окончании певческой карьеры. Однако к педагоги
ческой деятельности способны далеко не все артисты. Только очень не
многие могут успешно преподавать это искусство. Каждый учит тому,
что он знает и умеет, в том числе часто передает и дефекты своего пения.
Думаю, лучше всего учить педагогу, который никогда не пел, но знает
физиологию и анатомию человека, понимает, как работают дыхание,
гортань и т.п., и имеет музыкальный вкус. У нас в Италии есть бывшие
певцы, преподающие пение, но артисты, которые еще поют, никогда не
занимаются с учениками. Это, прежде всего, потому, что у них нет вре-
мени преподавать, а, во-вторых, не все чувствуют себя способными к
преподаванию. Ведь маэстро пения — это очень большая ответствен-
ность. Можно угадать пять учеников, а на двух ошибиться, так как оди-
наковых голосовых аппаратов не существует, у всех горло разное, и по-
тому многие не понимают своего учителя.
Если молодой человек или девушка хотят обучаться пению, они
должны с первого же момента понять, что для успеха в этом деле необ-
ходимо вести очень серьезную жизнь. Без этого нельзя делать певчес-
кую карьеру. Человеку, который начинает заниматься пением, я посове-
товал бы очень серьезно, строго относиться к себе.Нужна абсолютная
ответственность. Я думаю, это не надо говорить русской молодежи, ко-
торая гораздо серьезнее итальянской. Следует вести здоровую, спортив-
ную жизнь. Надо рано ложиться спать.
Необходимо также безоговорочно доверять тому, у кого обучаешь-
ся.Нельзя сомневаться, хорош твой педагог или плох. Если есть сомне-
ние, то учиться у него пению бесполезно. Случается и в Италии, что после
трехмесячного обучения певцы идут профессионально петь или ищут
себе другого педагога. Часто молодой певец, пришедший к новому пе-
дагогу, сразу же слышит, что он учился неправильно и все надо начинать
сначала. Такие переходы — большая ошибка. Поэтому нужно иметь до-
верие к педагогу на два-три-четыре года, не менее. Если после четырех
лет занятий получается так, что голос ученика не приобрел необходи-
мых профессиональных качеств, то и это еще не значит, что маэстро плох.
Это лишь говорит о том, что или этот маэстро не подходит ему по шко-
ле, или ученик имеет горло, вообще не подходящее для певческой карь-
еры, для сцены, для профессионального пения. Следует понять, что
нельзя претендовать на хорошее пение и требовать от маэстро настоя-
щей школы через 3—5 месяцев или год обучения.
В Италии многие молодые люди учатся мало, потом идут к другому
педагогу или в театры и часто преждевременно разрушают свои голоса.
Я не знаю жизни русского народа и условий работы певцов, но у
нас в Италии в театре очень много работы. Когда имеется хороший мо-
лодой голос, то частный импресарио заставляет его слишком много ра-
ботать, не считаясь с недостаточной подготовкой молодого певца к та-
кой интенсивной работе. Это ведет к преждевременному разрушению
голоса. Певца толкают на это погоня за деньгами и обманчивая близость
большой карьеры, между тем чаще всего это приводит к потере голоса.