Глава 13. развитие, социализация и воспитание личности

§ 1. Развитие личности как педагогическая проблема

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической тео­рии и практики является проблема личности и ее развития в спе­циально организованных условиях. Она имеет различные аспек­ты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной фи­зиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эф­фективные условия для гармоничного развития личности в про­цессе обучения и воспитания.

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее разви­тия имели место три основных направления: биологическое, со­циологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (3. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться тре­бованиям общества и при этом постоянно подавлять естествен­ные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску» или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятель­ности.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процес­се своей жизни он постепенно социализируется благодаря влия­нию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляют­ся У нее биологические черты, прежде всего инстинкты облада-Ния, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления считают, что пси­хические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, спо­собности личности формируются как явления социальные. Такое рЛение личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее Развитие.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социаль­ного. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако ре­шающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвы­чайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах об­щения с другими людьми. Так, смелость может доходить до без­рассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе внима­ние (естественная потребность в признании). Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, мо­жет граничить с подхалимством, послушание — быть показате­лем пассивного исполнения требований, безразличия, а непо­седливость — свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.

Личность, по определению Л. С. Выготского, — это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основ­ные функции личности — творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все сто­роны личности обнаруживаются только в деятельности и в отно­шениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая ха­рактеристика личности — социальный облик человека, всеми сво­ими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Существуют различия и в понимании сущности развития лич­ности. Метафизики рассматривают развитие как процесс количе­ственного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Последователи диалектического материализма при изучении этого вопроса рассматривают разви­тие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и от­мирание или преобразование старого.

При таком подходе развитие личности представляет собой еди­ный биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования-Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса раз­вития. Более того, именно противоречия между новым и старым»

а

которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и вос­питания, выступают движущими силами развития личности.

К таким противоречиям относятся:

противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися форма­ми взаимоотношений и видами деятельности;

противоречие между растущими требованиями со стороны об­щества, группы взрослых и наличным уровнем развития лично­сти {В.А.Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через фор­мирование более высоких уровней деятельности. В результате ре­бенок переходит на более высокую ступень своего развития. По­требность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлет­воренная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим — развитие про­должается.

В процессе обучения и воспитания общие противоречия конк­ретизируются, приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитатель­ными воздействиями и «сопротивлением материала» (А. С. Мака­ренко). В педагогическом процессе проявляются также противоре­чия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.

Наши рекомендации