Общие рекомендации к развитию речи Вашего малыша

(от 1,5 до 2 лет).

Во второй половине второго года жизни словарный запас Вашего малыша стремительно нарастает: значительно увеличивается количество слов, понятных ребенку. Качественно изменяется и речь самого ребенка. От так называемого облегченного языка, детского «жаргона» он постепенно переходит на качественно другой уровень, связанный с началом усвоения элементарных норм родного языка.

Сначала в речи малыша преобладают предложения «телеграфного стиля», которые грамматически никак не оформлены. Однако Ваш малыш уже способен чутко улавливать достаточно тонкие нюансы Вашего словоупотребления и, по возможности, воспроизводить их в собственной речи. Например, в его словаре появляется форма инфинитива («гулять», «спать» в значении «хочу гулять», «хочу спать»), используемая ребенком для того, чтобы рассказать о своих действиях в данный момент. Наряду с этим Ваш ребенок часто употребляет некоторые важные глаголы в форме повелительного наклонения («дай», «кати», «идем»), используя эти слова, чтобы добиться от Вас совершения определенного действия.

Конечно, различные глагольные формы, которые употребляются ребенком в общении, являются заимствованными из речи взрослых людей, поэтому ребенок правильно употребляет их только в определенной ситуации. Такие формы называют «замороженными», т.к. ребенок еще не способен самостоятельно изменять их. Например, если малыш усвоил глагольную форму «идем», он еще не сможет ее изменить в «иду», «иди». «Замороженные» формы глаголов используются наряду с лепетными словами, тоже обозначающими действия: «прыг», «бух», «ам».

Родителям важно знать, что первоначально дети употребляют слова-действия изолированно, и только потом, ближе к 2 годам начинают строить с их помощью фразы.

По последним исследованиям, проведенным в лаборатории логопедии ИКП РАО, в начальном детском лексиконе наблюдаются стандартная зависимостьмежду ростом глагольного словаря и успешностью накопления слов в таких морфологических группах, как существительные и прилагательные, а именно: при численных значениях глаголов менее 10 все лексическое развитие «задерживается».

Значение глагольной лексики для развития фразовой речи трудно переоценить. Освоив всего несколько десятков слов, ребенок примерно в возрасте 1.8. - 1.10. месяцев начинает строить первые двухсловные высказывания: «Аля топ. Мама папа бай-бай»2.

Малыш также начинает произносить слова с определенной интонацией, богатство оттенков которой служит для выражения смысла детского высказывания. Сначала ребенок, копируя Вашу интонацию, повторяет за Вами вопрос, обращенный к себе. Затем этот же интонационный контур начинает использоваться малышом самостоятельно, придавая его высказываниям оттенок вопроса (в так называемых «вопросах без вопросительного слова»).

Конечно, не все двухкомпонентные высказывания обязательно содержат в себе лепетные слова со значениями глаголов, многие из них образованы принципиально по другим моделям: «Мама нет. Есё сыя (еще сыра). Папа де? (папа где)». Закономерно возникает вопрос о том, точно ли совпадают значения слов во взрослом и детском языках? Не связан ли специфичный для детского языка способ

2 Это типичные примеры из так называемого «доморфологического» этапа развития детской речи, когда слова в высказывании не связаны между собой морфологически, т.е не имеют окончаний, форм и т.д.

употребления отрицательного слова «нет» (Мама нет - Нет мамы), наречия «много» (Сина много - много машин), некоторых вопросов (Папа де - Где папа?) с особым порядком установления грамматических связей между словами в начальном детском лексиконе.

Подобное конструирование отражает принципы

универсальной грамматики (термин Д. Слобина), согласно которым отрицательное слово «нет» выступает в роли глагольного эквивалента отрицания (не находится, не растет, не умеет). Аналогично, вопрос «где» выступает здесь не в роли вопросительного слова (Папа где?), а как глагол в типичной для детского языка модели «вопроса без вопросительного слова» (Папа есть?).

Самый важный шаг в речевом развитии, который должен сделать Ваш малыш в этом возрасте, связан с постепенным переходом от лепетных слов к собственно словам, от аморфного, понятного только маме «слова-предложения» к короткой двухсловной фразе, значение которой доступно другим людям. Существенно изменяется и «содержание» детских высказываний: от выражения эмоционального состояния или сиюминутного желания малыш подходит к наименованию объектов и различению их свойств и совершаемых действий.

На этом этапе когнитивное развитие существенно опережает речевое, поэтому для активизации речи ребенка особенно актуальными становятся задания, связанные с выделением из его ближайшего окружения отдельных предметов, их свойств и способов действий с ними и игровая или бытовая стимуляция называния этих объектов и действий.

Развитие речи (от 1 г.6 м. до 1 г. 9 м.):

Игры и задания

1. Ваш малыш уже может успешно повторить за Вами простое
двухсложное слово. Хорошо поиграть с ребенком в «Телефон».
Произносите знакомые слова, которые Вы уже слышали в
собственной речи Вашего малыша, в трубку игрушечного
телефона или в «рупор» (его можно сделать из рулона ватмана).
Старайтесь произносить слова четко, с выделением ударного
слога. В этом возрасте дети еще очень часто опускают начальный
звук в слове или конечный согласный, могут заменить слово
более легким по произнесению («иди» - «ди», «кот» - «кота»).
Для облегчения задания его можно начинать с повтора цепочек
слов - «звукоподражаний» (типа «мяу-мяу»), постепенно
переходя к собственно словам. Когда игра уже будет знакома
ребенку, можно попробовать включать в нее новые слова
(которые малыш хорошо знает, но сам еще не произносит),
используя прием звуковой имитации.

2. Самым сложным вариантом заданий, доступных ребенку этого
возраста, является произнесение трехсложные слов. Малыш
часто «теряет» при самостоятельном произнесении первый
безударный слог (А.Н. Гвоздев «кусу» - «укушу»). Попробуйте
поиграть с Вашим ребенком в «Ладушки», прохлопывая
«трудные» слова. Другим вариантом такой «тренировки»
является совместное слитное пение слова по слогам. Выберите ту
игровую форму, которая в данный момент больше нравится
Вашему малышу, и немного потренируйтесь вместе с ним.

3. Важным шагом в развитии речи ребенка является формирование
у него умения по просьбе взрослого самостоятельно называть
окружающие предметы. Если Ваш малыш привык только
повторять нужное слово за Вами, а в произвольном общении

предпочитает жесты, взгляды, эмоциональные восклицания, Вам следует предпринять все меры для создания необходимых предпосылок, формирующих собственно речевое общение. Прежде всего постарайтесь организовать предметное взаимодействие с ребенком: не оставляйте малыша в одиночестве, в окружении множества игрушек. Наоборот, сами предлагайте ему поиграть «в куклы», «в машинки». Совместную игру следует организовывать по принципу «Давай вместе ...», причем стремится сопровождать свои действия рассказом о новой игрушке, ее качествах, демонстрируя возможные действия с нею.

4. Чаще предлагайте Вашему малышу те игры, в которые нельзя
играть самому и которые потребуют от ребенка обязательного
словесного обращения к Вам в ходе игры. С мальчиком можно
загружать самосвал, побуждая малыша «командовать» машине:
«Вверх! Вниз! Стоп!». Девочке понравится укачивать куклу,
называя ее по имени, успокаивая перед сном ласковыми словами.
Так можно самым простым предметным действиям ребенка
придать «человеческий» характер, уча ребенка разговаривать с
игрушками, как с Вами, и влиять на их «поведение» словами.

5. Если Вам кажется, что Ваш ребенок просто «ленится»
произносить слова, хотя уже может назвать достаточно много
предметов, попробуйте поиграть с ним в Незнайку. Пусть
Незнайка, роль которого можете сыграть Вы сами или большая
кукла, ходит по дому и приговаривает: «Вот мишка. Вот сани...»,
называя некоторые предметы не своими именами. Если малыш не
заметит ошибку, то названный «не так» предмет исчезнет в
огромной дорожной сумке. «Спасти» игрушку или вызволить
необходимую вещь, можно только назвав ее правильно. Чтобы

малыш лучше усвоил эти несложные правила игры, сначала в нее играют двое взрослых.

6. Если Ваш малыш легко называет знакомые предметы, можно
постепенно переходить к работе с предметными картинками,
учить малыша узнавать изображения и называть знакомые
предметы по картинкам. При сопоставлении картинки и игрушки
их надо обязательно показывать малышу одновременно и
произносить названия четко, с выделением ударения. «Вот лиса.

Покажи ее лапки, глазки, хвостик. Подними у лисы хвостик... И

вот лиса. Где у нее хвостик? Покажи! Кто это?». Помните, что при разучивании новых слов следует использовать сначала игрушку, а затем - картинку. Первоначально поощряйте любой вариант произношения, доступный ребенку. В дальнейшем, когда новое слово усвоится ребенком, хорошо соотнесется в его представлении с реальным предметом, Вы сможете закрепить его точное произношение в игре «Телефон».

7. Постепенно процесс разучивания новых слов и формирование
отчетливого произношения значительно ускорится, потому что
ребенок, как правило, легко усваивает требования к своей речи со
стороны взрослых, если они адекватны его возрасту и
артикуляционным возможностям.

Наши рекомендации