Уровень знания должен определяться уровнем бытия
В границах низкого уровня бытия улучшение качества знания совершенно невозможно.
Экономический прогресс, достигаемый путем экономического и технического роста, не отводил места духовному прогрессу человечества, отодвигая его на второй план в общекультурном процессе, ставя его в прямую зависимость от производства материальных благ, забывая, что высшие принципы (духовность) никогда не могут быть функцией низших (материальное производство).
В результате сама культура оказалась бездуховной, а духовность — бескультурной.
На этой основе происходит и отождествление знания и понимания. Считается, что большее понимание зависит от большего знания, но не учитывалось, что если знания можно накопить, то понимание не накопишь. Знание, основанное на субъективно-логическом мышлении, на словах, на буквальном понимании смысла, превращает учащихся в схоластов, «книжных червей».
Знание, лишенное ценностных и мировоззренческих смыслов, бессмысленно.
Реализация содержания образования осуществляется через образовательную парадигму — ту систему теоретических, ценностных построений, которые лежат в основе процесса и признаны научной общественностью.
Традиционная парадигма Знания—Умения—Навыки, уже не удовлетворяет научную педагогическую мировую общественность, так как она ориентирована только на одну психологическую реальность: знания — умения — навыки.
Но есть еще и вторая психологическая реальность: задаток — способность — механизм таланта,
которая не учитывается традиционной парадигмой. Следовательно, традиционная ЗУНовская парадигма необходимо должна меняться на новую парадигму, предлагаемую академиком В.А. Разумным:
п-п-д
потребность — переживание — действие
Доминантой поведения человека и условием его развития является ПОТРЕБНОСТЬ,как единственный и универсальный источник человеческой активности, следовательно и воспитание и образование всегда и повсеместно должны предполагать формирование устойчивых ПОТРЕБНОСТЕЙ,как единственного и универсального стимула человеческой жизнедеятельности, актуализируемых как ПЕРЕЖИВАНИЯиндивида (интеллектуальные, эмоциональные, волевые, духовные), непосредственно влияющие на все ДЕЙСТВИЯ.
Следовательно, универсальной формулой любого педагогического процесса в любой конкретной ситуации и на любом уровне цивилизованности является П-П-Д, то есть
путь от регулируемых целенаправленно действий к изменению всей совокупности переживаний, а в итоге — устойчивых индивидуальных потребностей.
Втехнологическом плане это означает ориентацию на принципы и методы художественной педагогики, наработки гуманистической педагогики, социальной педагогики. Художественная педагогика, в частности, предусматривает:
■ диалог и коллективный поиск истины как основы общения с классом;
■ опору на творческий потенциал детей;
■ создание условий для саморазвития личности (стимулирующих и поддерживающих позитивные формы, приемы, методы, отношения на уроке и вне его);
■ развитие коллективных форм работы;
■ развитие эмоционального и духовного мира личности, ее сенсорной культуры;
■ создание ситуации поиска и творчества, свободного самовыражения;
■ развитие сущностных сил человека.
Иначе говоря,