Глава 1.Теоретические основы формирования ценностного отношения к природе как личностный результат обучения в 6 классе

Введение

В ХХ веке человечество лицом к лицу столкнулось с экологическими проблемами. Резкое ускорение научно-технического прогресса вызвало массированное давление человека на природу, что привело к изменению окружающей среды. Острейшее противоречие между Человеком и Природой привели к угрозе всемирного экологического кризиса. «Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома – планеты Земля. Мы – часть природы и целиком зависим от неё» [40, с.10][1].

Последнее время всё более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. На первый план встаёт необходимость значительного повышения уровня экологической воспитанности школьников, поиск новых подходов к организации экологического воспитания в современной школе.

В условиях рыночной экономики существовавшая многие годы система экологического воспитания, нацеленная на формирование грамотного природопользователя, не выдерживает конкуренции с установками на сиюминутную экономическую выгоду. В этой ситуации воспитание экологической культуры школьника не должно ограничиваться передачей экологических знаний, всё более ясной становится необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, на формирование ценностного отношения к природе.

Повышение уровня экологической воспитанности подрастающего поколения находится в прямой зависимости от полноты научных представлений о своеобразии процесса экологического воспитания на каждом возрастном этапе и его практической реализации с учётом выявленных особенностей. Однако изучение состояния экологического воспитания в современной начальной школе выявило противоречие: с одной стороны - активная природа младшего школьника, его импульсивность, эмоциональность, интенсивность формирования у него наглядно-образной картины мира, с другой стороны – преобладание воздействия на интеллектуальную сферу личности ребёнка в практике экологического воспитания, что слабо влияет на воспитание отношения к природе как ценности. Кроме того, существует противоречие между продекларированным в школьных учебниках правилами экологически грамотного поведения и накоплением детьми негативного опыта собственного бездействия в ситуации обострения экологических проблем.

Данное противоречие рождает проблему, заключающуюся в вопросе: как воздействовать на эмоциональную и деятельностную сферу личности ребёнка для воспитания ценностного отношения к природе. Думается, из всего многообразия методов педагогического воздействия на формирование личности школьника наиболее подходящим является метод проектов. Этот метод предполагает с одной стороны высокую степень активности и самостоятельности школьника, а с другой стороны способствует более глубокому, эмоционально-чувственному восприятию ребёнком изучаемого явления или объекта.

Всё вышесказанное обусловило выбор темы исследования: «Метод проектов как средство воспитания ценностного отношения у младших школьников к природе».

Итак, цель данного исследования заключается в выявлении возможностей метода проектов в воспитании ценностного отношения к природе у младших школьников. При этом объектомисследования выступает процесс воспитания ценностного отношения к природе у младших школьников, а предметом – организация проектной деятельности с экологической направленностью у учащихся начальной школы с целью воспитания ценностного отношения к природе.

Задачиисследования:

1)Провести анализ специальной и методической литературы с целью разностороннего исследования понятий «ценностное отношение» и «отношение к природе».

2)Охарактеризовать сформированность ценностного отношения к природе у школьников 6 классов.

На первом этапе исследования мы проанализировали научную литературу по педагогике, психологии, философии и выявили позиции представителей разных наук в определении сущности понятий «ценностное отношение», «отношение к природе». Мы опирались на мнение таких авторов как Лихачёв Б.Т., Мясищев В.Н., Пидкасистый П.И., Сластенин, Ушинский К.Д., Харламов И.Ф., Щуркова Н.Е. и др.

Далее на этом же этапе исследования нами были проанализированы источники по педагогике и возрастной психологии, экологической педагогике и психологии и были выделены возрастные особенности младших школьников, связанные с возможностями воспитания ценностного отношения к природе и возможностями применения метода проектов на данном возрастном этапе. При этом мы рассмотрели точку зрения таких авторов, как Божович Л.И., Деребо С.Д., Зверева И.Д., Сидельковский, Симонова Л.П., Суравегина И.Т., А.П.,Цветкова И.В., Южакова Т.П., Ясвин В.А. и др. Кроме того, нами были использованы материалы статей из периодических изданий: «Педагогика», «Биология в школе», «Воспитание школьников».

На втором этапе исследования нами был выявлен уровень сформированности ценностного отношения к природе у младших школьников. Эксперимент был проведён на базе МОУ СОШ №47 г. Челябинска. На этом этапе исследования мы использовали эмпирические методы: анкетирование, наблюдение, а также теоретические: синтез, анализ. За основу эксперимента нами были взяты методики диагностики предложенные авторами Дерябо С.Д., Серебряковой Т.А., Ясвиным В.А.

На третьем этапе мы с учётом результатов диагностики разработали тематику и содержание проектов для воспитания ценностного отношения к природе как в процессе урочной, так и внеурочной деятельности учащихся.

Глава 1.Теоретические основы формирования ценностного отношения к природе как личностный результат обучения в 6 классе

Наши рекомендации