Примерный перечень тем контрольных работ по курсу «Современные проблемы науки и образования»
Вопросы к экзамену по курсу
«Современные проблемы науки и образования»
1. Понятие науки. Наука и ее роль в развитии общества.
2. Наука как система знания, наука как деятельность. Научное понятие, научный закон, предмет науки.
3. Общее понятие о достоверности научной информации. Проблема достоверности знания в науке. Критерии достоверности научного знания.
4. Современная классификация наук и ее отражение в образовании. Междисциплинарный контекст образования.
5. Ценностные аспекты науки и образования.
6. Человек как субъект и объект познания. Человек как цель образования.
7. Понятие парадигмы. Циклы развития науки (по Куну).
8. Естественные, социальные и гуманитарные науки. Этапы развития науки об образовании.
9. Полипарадигмальность как парадигма современной науки и современного образования.
10. Научные традиции и научные революции.
11. Основные проблемы развития современной педагогики. Приоритетные направления реализации достижений педагогической науки.
12. Инновационность как тенденция современного образования. Особенность инновационных образовательных процессов.
13. Модернизация в образовании.
14. Тенденции развития системы образования РФ.
15. Современное состояние образования в России.
16. Мировое сообщество о современном состоянии образования России.
17. Современная стратегия обновления и развития образования.
18. Роль высшего образования в современных реалиях.
19. Вхождение России в мировое образовательное пространство. Болонский процесс.
20. Основные характеристики категории «образование». Фундаментализация образования.
21. Гуманизация и гуманитаризация образования.
22. Интеграционные процессы в образовании. Идея демократизации образования.
23. Развития образования в России в контексте глобализации и интеграции.
24. Сущность, задачи мониторинга в образовании.
25. Методологические, методические и технологические проблемы мониторинга в системе образования.
26. Мониторинг качества обучения.
27. Мониторинг качества воспитания.
28. Мониторинг качества работы педагогических и руководящих кадров.
29. Международные системы оценки качества образования.
30. Качество образования и качество подготовки учителя. Системы, компоненты и критерии оценки профессионализма педагога.
31. Методологические основы современного образования.
32. Деятельностный подход в решении проблем образования личности
33. Личностно-ориентированный подход в решении проблем образования личности
34. Системный подход в решении проблем образования личности
35. Технологический подход к решению проблем образования личности
36. Ценностно-ориентированный подход к решению проблем образования
37. Синергетический подход к решению проблем образования
38. Компетентностный подход в образовании.
Литература
- Громкова М.Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Громкова М.Т.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 447 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12854.— ЭБС «IPRbooks»
- Джуринский А.Н. Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий: сравнительно-исторический контекст: Монография. – М.: МПГУ, 2011.- 152с. Режим доступа - http://www.knigafund.ru/books/149250 - ЭБС «knigafund.ru»
- Самойлов В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма [Электронный ресурс]: учебник/ Самойлов В.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 207 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16428.— ЭБС «IPRbooks»
- Современное образование как открытая система: коллективная монография, под ред. Н.Г. Ничкало, Г.Н. Филонова, О.В. Суходольской-Кулешовой. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012-567с. - Режим доступа - http://www.knigafund.ru/books/149250- ЭБС «knigafund.ru»
- Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Шарипов Ф.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2012.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9147.— ЭБС «IPRbooks»
- Джуринский А.Н. Теория и методология истории педагогики и сравнительной педагогики. Актуальные проблемы [Электронный ресурс]/ Джуринский А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2014.— 130 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30415.— ЭБС «IPRbooks»
Дополнительная литература:
1. Байденко В.И. Болонский процесс. М., 2009.
2. Беспалько В.П. Просвещение или образование? //Народное образование.- №1, 2014. С.19-34
3. Боровкова, Т.И., Морев, И.А. Мониторинг развития системы образования.
4. Борытко, Н.М. Педагогика: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, A.M. Байбаков. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
5. Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания. -М., 2003. - 208 с.
6. Булкин А.П. Вопросы жизни, или образование и подготовка (от статьи Н.И. Пирогова до Закона РФ «Об образовании») //Педагогика -№10. 2013 С.14-25
7. Гнешаева, В.А., Луков, В.А. Тема высшего образования в новейшей российской научной литературе /В.А. Гнешаева, В.А. Луков // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2007. - № 1. -Режим доступа: http:// www. zpu-j ournal. ru.
8. Голованова Н.Ф. Семантические изменения понятия «воспитание» в отечественной педагогике //Педагогика №8, 2010 С.70-79
9. Горбунова О.В., Кузьминова Н.С. Веб-квест в педагогике как новая дидактическая модель обучения// Школьные технологии- №2, 2013 С.5966
10. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. - М., 2000.
11. Илюшин Л.С. Использование «Конструктора задач» в разработке современного урока// Школьные технологии- №1, 2013- С.123-132
12. Имакаев В.Р. Тьюторское отношение в парадигме российского образования// Школьные технологии- №3, 2013 -С.46-49
13. Кларин. М.Ю. Педагогические технологии в учебном процессе-М., 1998 г.
14. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии.С-Пб, 2001 г.
15. Краевский В.В. Методология педагогики. - М., 2008.
16. Краткая философская энциклопедия. -М., 1994.
17. Кручинин В.А. Психология и педагогика высшей школы. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Кручинин В.А., Комарова Н.Ф.— Электрон. текстовые данные.— Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 197 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20793.— ЭБС «IPRbooks»
18. Кузнецова Л.Ф. Картина мира и ее функции в научном познании. - Минск, 1984.
19. Кузьминов, Я. И. Образование в России. Что мы можем сделать? / Я. И. Кузьминов // Вопросы образования. — 2004, № 1. — С. 5-30.
20. Кун Т. Структура научных революций.
21. Метлик И.В. Развитие воспитательного компонента общего образования. Педагогика// №5, 2013. С.24-31
22. Монахов В.М. Перспективы понятийно-категориального аппарата дидактики при переходе к новым ФГОС ВПО// Педагогика №5. 2012. С.27-35
23. Образование, которое мы можем потерять. Сборник. Под ред. В.А. Садовничего. -М.: МГУ, 2003.
24. Осмоловская И.М. Теоретико-методологические проблемы развития дидактики// Педагогика -№5. 2013 С.35-569
25. Остапенко А.А., Хагуров Т.А. Реформа образования глазами учителей и преподавателей //Школьные технологии- №1, 2014- С.16-30
26. П.Сазонов, Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования / Учебное пособие. - М.:.ФИРО - 2006.
27. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2006.
28. Попков, В.А., Жирнов, В.Д. Идеалы педагогики и антипедагогическая идеология: Российские парадоксы Болонского процесса. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.
29. Рыжов А.Н. Генезис педагогических понятий в России в XI – XX вв [Электронный ресурс]: монография/ Рыжов А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2012.— 300 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18562.— ЭБС «IPRbooks»
30. Сабитова Р.Г. Основы научных исследований.-Владивосток.-2005.
31. Савотина Н.А. Понятие «парадигма» и его статус в педагогике. Педагогика// №10, 2012 С.3-10
32. Савотина Н.А. Стратегия развития технологий воспитания// Педагогика -№5 2013. С.12-23
33. Саранцев Г.И. Гармонизация методической подготовки бакалавров педагогического образования// Педагогика. №3, 2013- С.59-72
34. Томпсон М. Философия науки. - М., 2003.
35. Уиггинс А. Пять переменных проблем науки: Перевод с английского. М., 2005.
36. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Г. Фокин. - 3-е изд., испр. -М.: Издательский центр «Академия», 2008.
37. Ходусов А.Н. Воспитание в 20-начале 21 в. //Педагогика -№6, 2013. С.83-88
38. Штокман Е.А. Высшее образование в США. М., 2005.
39. Эмих Н.А. Культурная парадигма современного образования [Электронный ресурс]: монография/ Эмих Н.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2012.— 183 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13006.— ЭБС «IPRbooks»
40. Якушина Е.В. Медиаобразование как средство обеспечения информационной защиты. Школьные технологии. №1 2013 С.114-122
41. Ясюкова Л.А. Психологические причины снижения качества образования// Школьные технологии №6, 2013.-С.165-168
42. Российский образовательный портал- http://www.school.edu.ru/
43. Соснин П.И.История и методология науки - http://old.ulstu.ru/people/SOSNINIumkl
44. YistoryandMethodsofScience/metod.htm
45. Электронное научное издание (журнал) «Современные проблемы науки и образования»,http://www.science-education.ru
46. Национальная философская энциклопедия http://terme. ru/
47. Философский портал http://www. philosophy. ru
48. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www. humanities. edu. ru
49. Федеральный портал «Российское образование» http://www. edu. ru/
50. Портал «Философия online» http://phenomen. ru/
51. Электронная библиотека по философии: http://filosof. historic. ru
52. . Электронная гуманитарная библиотека http://www. gumfak. ru/
53. Российский общеобразовательный портал http://www. school. edu. ru
54. Международная конференция «Применение новых технологий в образовании» http://www. bytic. ru
55. Российский образовательный форум http://www. schoolexpo. ru
56. ВикиЗнание: гипертекстовая электронная энциклопедия http://www. wikiznanie. ru
57. .Википедия: свободная многоязычная энциклопедия http://ru. wikipedia. org
58. Электронная библиотека е-LIBRARY, ЭБС «IPR-books», ЭБС «КнигаФонд»: онлайн учебники
Примерный перечень тем контрольных работ по курсу «Современные проблемы науки и образования».
1. Новые концептуальные идеи и направления развития педагогических наук.
2. Методы получения современного научного знания в области педагогики.
3. Современная классификация педагогических наук.
4. Особенности систем оценки высшего образования в странах Европы и Америке.
5. Проектирование путей развития образования.
6. Этно-экологические, демографические и конфессиональные особенности развития отечественной системы образования.
7. Положительные и отрицательные стороны тенденции глобализации в образовании.
8. Инновационные проекты, реализуемые в моём университете (школе).
9. Проблемы становления трансдисциплинарного образования в 21 веке.
10. Сетевое обучение.
11. Мобильное и цифровое обучение.
12. Креативная педагогика.
13. Краудсорсинг в образовании.
14. Образовательный маркетинг.
15. Компьютерная дидактика.
16. Особенности национального проекта «Образование».
17. Информатизации российского образования.
18. Мониторинг качества школьного образования.
19. Глобальное образование - поликультурный аспект.
20. Сценарии развития интеграционных процессов в мировое образование.
21. Антропоцентрические факторы развития основных научных парадигм.
22. Возможности и риски в реализации ФГОС ВПО И ФГОС ВО.
23. Целеполагание и проектирование в условия ФГОС.
24. Модернизация содержания образования на современном этапе.
25. Проблема стандартизации в образовании.
26. Антропологические проблемы в развитии личности.
27. Проблемы непрерывного образования и непрерывной социализации.
28. Проблемы природосообразности и культуросообразности воспитания.
29. Проблема раннего развития.
30. Проблемы историко-педагогических исследований.
31. Связь педагогики с акмеологией.
32. Модернизация и эксперимент в образовании.
33. Новые формы обучения в контексте интеграции с мировым образовательным пространством.
34. Идеи непрерывного образования: зарубежный и отечественный подход.
35. Управление образовательными системами в контексте интеграции с мировым образовательным пространством.