Методические рекомендации для преподавателей

Ведущими подходами в освоении учебного материала студентами по данной дисциплине являются: 1. Активно - деятельностная форма освоения содержания обучения. 2. Диалоговый характер обучения.

Преподавателю необходимо знать:

1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.
2. Необходимо использовать формы самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.
3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи.
При подготовке лекций по данному курсу необходимо опираться на следующие принципы:

Методические рекомендации для преподавателей - student2.ru научность и информативность;

Методические рекомендации для преподавателей - student2.ru доказательность и аргументированность;

Методические рекомендации для преподавателей - student2.ru эмоциональность формы изложения;

Методические рекомендации для преподавателей - student2.ru постановка вопросов на размышление.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
разработка учебно-методического материала:

  • формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;
  • определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;
  • выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;
  • подбор литературы для преподавателя и студентов;
  • при необходимости проведение консультаций для студентов.


Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

  • полнота и конкретность ответа;
  • последовательность и логика изложения;
  • связь теоретических положений с практикой;
  • обоснованность и доказательность излагаемых положений;
  • наличие качественных и количественных показателей;
  • наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;
  • уровень культуры речи;
  • использование наглядных пособий и т.п.


В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:



  • качество подготовки;
  • степень усвоения знаний;
  • активность;
  • положительные стороны в работе студентов;
  • ценные и конструктивные предложения;
  • недостатки в работе студентов;
  • задачи и пути устранения недостатков.


При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

Методические рекомендации при оценивании контрольных работ
Контрольные работы могут быть следующих видов:
текущая – в течение всего курса обучения;
тематическая - после изучения определенного раздела;
итоговая - в конце изучения дисциплины.
При оценке контрольной работы преподаватель должен обратить внимание на следующее:

· понимание и степень освоения вопроса;

· соответствие знаний студента по объему, глубине, научности требованиям программы курса;

· знакомство с основной литературой по предмету, современной периодической отечественной и иностранной литературой по специальности; характер и количество ошибок;

· самостоятельность ответа;

· умение применять теоретические знания к решению практических задач средней трудности; логика, структура, стиль ответа и умение студента аргументировать свою точку зрения;

· обобщенность и конкретность;

· гибкость, то есть умение студента самостоятельно находить ситуации применения полученных знаний.

Дидактические материалы

Наши рекомендации