Методические рекомендации для преподавателей
Ведущими подходами в освоении учебного материала студентами по данной дисциплине являются: 1. Активно - деятельностная форма освоения содержания обучения. 2. Диалоговый характер обучения.
Преподавателю необходимо знать:
1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.
2. Необходимо использовать формы самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.
3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи.
При подготовке лекций по данному курсу необходимо опираться на следующие принципы:
научность и информативность;
доказательность и аргументированность;
эмоциональность формы изложения;
постановка вопросов на размышление.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
разработка учебно-методического материала:
- формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;
- определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;
- выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;
- подбор литературы для преподавателя и студентов;
- при необходимости проведение консультаций для студентов.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:
- полнота и конкретность ответа;
- последовательность и логика изложения;
- связь теоретических положений с практикой;
- обоснованность и доказательность излагаемых положений;
- наличие качественных и количественных показателей;
- наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;
- уровень культуры речи;
- использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:
- качество подготовки;
- степень усвоения знаний;
- активность;
- положительные стороны в работе студентов;
- ценные и конструктивные предложения;
- недостатки в работе студентов;
- задачи и пути устранения недостатков.
При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.
Методические рекомендации при оценивании контрольных работ
Контрольные работы могут быть следующих видов:
текущая – в течение всего курса обучения;
тематическая - после изучения определенного раздела;
итоговая - в конце изучения дисциплины.
При оценке контрольной работы преподаватель должен обратить внимание на следующее:
· понимание и степень освоения вопроса;
· соответствие знаний студента по объему, глубине, научности требованиям программы курса;
· знакомство с основной литературой по предмету, современной периодической отечественной и иностранной литературой по специальности; характер и количество ошибок;
· самостоятельность ответа;
· умение применять теоретические знания к решению практических задач средней трудности; логика, структура, стиль ответа и умение студента аргументировать свою точку зрения;
· обобщенность и конкретность;
· гибкость, то есть умение студента самостоятельно находить ситуации применения полученных знаний.
Дидактические материалы