Психологические проблемы

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Волгоградская государственная академия

Физической культуры»

«Утверждаю»

методическим советом

«____»____________ 200_ г.

ОБЪЕМ ТРЕБОВАНИЙ

К итоговому государственному экзамену

По специальности 050706. 65 «Педагогика и психология»

Для студентов факультета

«Физическая культура и спорт»

Квалификация - педагог-психолог

Волгоград – 2011

В разработке приняли участие:

зав. каф. педагогики и психологии профессор Зайченко В.Н.

доцент, к. психол.н. кафедры педагогики и психологии Иванова Г.М.

доцент, кандидат психологических наук Васюта Г.Г.

доцент, кандидат психологических наук Каминский Е.И.

доцент, кандидат педагогических наук Коробова А.Э.

доцент, кандидат биологических наук Полеткина И.И

ст. преподаватель, кандидат педагогических Тяглова Е.В.

доцент,кандидат медицинских наук Куропаткина Н.А.

Ответственные редакторы:

проректор по УР доцент Сергеев В.Н.

декан факультета физической культуры и спорта Ермолаев А.А.

Объем требований к междисциплинарному экзамену по специальности 050706.65 «Педагогика и психология» составлен в соответствии с требованиями к содержанию отдельных дисциплин, а также общими требованиями к выпускнику, предусмотренными государственным образовательным стандартом по данной специальности. – Волгоград ВГАФК, 2010г. – с.

© Волгоградская государственная академия

физической культуры, 2011

Требования к профессиональной подготовленности специалиста

Выпускник должен знать:

1. Основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности:

в области развивающей деятельности:

диагностика уровня психического развития детей;

разработка развивающих программ психологического сопровождения детей в образовательном процессе;

разработка коррекционно-развивающих программ для детей с трудностями в обучении;

психологическая поддержка творчески одаренных учащихся;

проведение развивающих занятий для разных категорий детей с учетом индивидуальных особенностей;

психологическая поддержка учителей в образовательном процессе;

в области учебно-воспитательной деятельности:

психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса;

организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;

использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей;

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

в области социально-педагогической деятельности:

проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

организация взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса;

проведение профориентационной работы;

оказание помощи в решении задач социализации учащихся;

индивидуальное консультирование участников образовательного процесса;

в области научно-методической деятельности:

выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

в области культурно-просветительской деятельности:

формирование общей культуры учащихся;

организация культурного пространства образовательного учреждения;

в области организационно-управленческой деятельности:

рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;

организация контроля за результатами обучения и воспитания;

ведение школьной документации.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

1. Психическое развитие в младенчестве и раннем детстве (1-3года). Характеристика психического развития, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, психические новообразования.

2. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. История, дефиниция, структура, и этапы становления и уровни развития по Д.Е. Эльконину, Диагностические методики. Психологическая характеристика готовности к школе.

3. Характеристика психического развития младшего школьника 7-11 лет: кризис 7 лет, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, психические новообразования. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возраста, Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.

4. Психологические особенности подростка. Возрастная периодизация психического развития ребёнка до 16 лет по Д.Б, Эльконину. Ведущий вид деятельности и психические новообразования на данном этапе развития ребенка.

5. Психология ранней юности. Характеристика психического развития детей юношеского возраста 16-18 лет: кризис юности, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, психические новообразования.

6. Психология зрелого возраста. Психология старости. Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития.

7. Психология общения. Содержание, цели и средства общения. Формы, функции, виды и уровни общения. Основные закономерности общения. Воздействие в процессе общения. Структура общения: субъект и объект общения; стороны общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная); средства общения (вербальные и невербальные средства общения; средства массовых коммуникаций); типы и виды общения. Обратная связь в общении. Барьеры в общении. Компетентность в общении, пути и способы ее развития.

8. Малая группа: основные параметры и структуры. Групповая совместимость, групповая сплоченность, принятие группового решения, эффективность групповой деятельности. Влияние межгруппового взаимодействия на внутригрупповые процессы. Механизмы развития группы, проблема группового давления, конформизм. Модели развития групп. Управление малой группой. Феномены больших социальных групп.

9. Социально-психологическая характеристика личности. Понятие гендерной роли. Социальные установки личности. Структура социальной установки: аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты. Иерархическая структура системы социальных установок. Проблема изменения социальных установок. Социально-психологическая диагностика и прогнозирование социального поведения. Я-концепция как структура установок на себя. Источники развития и формирования Я-концепции.

10. Семья как целостная система. Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат, психология интимных отношений, профилактика супружеских конфликтов. Правовое регулирование семейных отношений.

11. Основные характеристики детско-родительских отношений, характер эмоциональных связей, мотивы воспитания и родительства. Проблемы семейного насилия, семья с ВИЧ-инфицированными членами, алкоголизм в семье, социальный контроль трудных семей.

12. Детско-родительские отношения. Воспитание ребенка в семье. Воспитание в разных типах семей, влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2004.

2.Андреева Т.В. Психология современной семьи. Спб.: Речь, 2005

3. Возрастная и педагогическая психология Под. ред. М.В. Гамезо и др. - М., 2006

4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология М.2004

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 2002..

6.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гордарики, 2004

7. Мананникова Е.Н. Педагогическая психология: учеб. Пособие. –М., 2008.

8. Мухина В.С. Возрастная психология. Учебник для студентов вузов.- М.: Издательский центр «Академия». 2003.

Наши рекомендации