Слова и словосочетания

Речь

Средство человеческого общения

Естественный язык

Знаковая система

Усваивать – усвоить

Материализация

Хранение

Поколение

Окружающий мир

Обмен информацией

Выражать мысли и чувства

Управление познавательными процессами

Поведение

Порождать – породить

Поддерживать – поддержать

Голосовой аппарат

Устная речь

Письменная речь

Печатный текст

Написанный от руки текст

Безличная речь

Предназначенный (гл. предназначить)

Присутствующий собеседник

Разновидность речи

Внутренняя речь

Речевое мышление

Интеллектуальное общение

Беззвучная речь

Речь-мысль, внутренний диалог

Управление психологическими процессами

Разнообразие речи

Развитость речи

Сознательное действие

Говорящий

Текст занятия 4

Общение и речь

Сознание человека формируется в процессе общения между людьми. Совершающийся на основе совместной практической деятельности процесс духовного, сознательного общения между людьми осуществляется с помощью речи. Речь является основным средством человеческого общения. Благодаря речи каждый человек, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, через посредство языка питает и обогащает индивидуальное сознание результатами общественного опыта; благодаря речи наблюдения и знания всех людей становятся или могут стать достоянием каждого.

Речь – это вид деятельности человека, связанный с использованием естественного языка в различных ситуациях для решения разнообразных задач и достижения различных целей. В основе речи лежит язык, который представляет собой одну из многих знаковых систем. Язык – это основная знаковая система, которую усваивают и которой пользуются люди с раннего детства и в течение всей жизни. Язык – форма материализации, хранения и передачи из поколения в поколение знаний людей об окружающем мире.

Речь в её различных видах выполняет в жизни человека три функции. Она, во-первых, служит средством обмена информацией между людьми; во-вторых, выражает мысли и чувства говорящего; в-третьих, используется для управления познавательными процессами и поведением.

Речь имеет несколько видов: устная и письменная, монологическая и диалогическая. Устная речь – речь, которую человек порождает и поддерживает с помощью голосового аппарата. Письменная речь – речь, которая существует в виде печатного или написанного от руки текста. Письменная и устная речь выполняют обычно разные функции. Речь устная по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, письменная речь – как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная для неприсутствующего собеседника. Письменная речь при этом направлена преимущественно на передачу более отвлеченного содержания, между тем как устная речь по большей части рождается из непосредственного переживания. Монологическая речь – речь, в которой участвует только один человек. Диалогическая речь – речь, в которой участвуют двое и более людей. Есть особая разновидность речи, которая называется внутренней. Внутренняя речь – это вид речи, который составляет основу речевого мышления человека и интеллектуального общения людей. Внутренняя речь – это не просто беззвучная речь, это речь-мысль, внутренний диалог. Мы пользуемся внутренней речью, когда оцениваем ситуацию, решаем, как поступить, пытаемся понять, что с нами происходит, извлекаем из памяти какие-либо сведения. Не предназначенная для другого, внутренняя речь часто эллиптична, в ней пропускается то, что для говорящего представляется само собой разумеющимся. Иногда она предикативна: намечает, что утверждается, при этом опускается как известное то, о чем идет речь; часто она строится по типу конспекта или даже оглавления. Внутренняя речь перестаёт быть средством сообщения, чтобы стать прежде всего формой внутренней работы мысли. Утверждение о том, что внутренняя речь – это речь с самим собой, не совсем точно. Внутренняя речь обычно направлена на других людей, если не на реального, то на возможного слушателя.

Внутренняя речь включается в действие автоматически, поэтому мы не осознаем этот вид речи ни в момент обращения к нему, ни в момент функционирования. Именно внутренняя речь выступает в функции управления психическими процессами (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления) и поведением человека.

По разнообразию и развитости речи человека можно судить об общем уровне его развития. Индивидуальная лексика (словарный запас) каждого человека ограничена и примерно соответствует его запасу знаний. В речи выражаются индивидуальные особенности и общая культура человека. О нём как о личности можно судить по тому, какие он выбирает слова и как их употребляет, а также по тому, соответствуют или не соответствуют они ситуации, нормам речевого этикета.

Для того чтобы речь стала вполне сознательным действием, необходимо, чтобы говорящий четко осознал задачу, которую должна разрешить его речь, т. е. её основную цель. Однако понимание задачи, которую должна разрешить речь, предполагает не только осознание цели, но и учет условий, в которых эта цель должна быть осуществлена. Эти условия определяются характером предмета, о котором идет речь, и особенностями аудитории, к которой она обращена. Лишь при учете цели и условий в их соотношении человек знает, что и как ему сказать, и может строить свою речь как сознательное действие, способное разрешить задачу, которую поставил себе говорящий.

Наши рекомендации