Сущность домашней учебной работы учащихся и ее роль в овладении знаниями
В настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий, но без достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет образовательной ценности. Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности – вот что относится к целям, которые мы преследуем, давая задание на дом. Подходить к проблеме домашнего задания без учета накопленного положительного опыта нельзя. Сюда относится, например, принцип единства обучения на уроке и домашней работы учащихся.
Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, то есть требует организации их домашней учебной работы. Не менее важное значение имеет она также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Таким образом, домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков. Как следует из этого определения, домашняя работа по овладению изучаемым материалом характеризуется двумя основными признаками — наличием учебного задания, даваемого учителем, и самостоятельной работой учащихся по его выполнению.
Домашние задания по своему содержанию включают в себя:
а) усвоение изучаемого материала по учебнику.
б) выполнение устных упражнений (придумывание примеров на изучаемые правила по языку, определение признаков делимости чисел по математике, заучивание хронологической таблицы по истории и т.д.).
в) выполнение письменных упражнений по языкам, математике, физике и другим предметам.
г) выполнение творческих работ по литературе.
д) подготовку докладов по изучаемому материалу в старших классах.
е) проведение наблюдений по биологии, географии, физике.
ж) выполнение практических и лабораторных работ по физике, химии и биологии.
з) изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.
64) Значение факультативных занятий. в учебные планы общеобразовательных школ включены факультативные занятия по предметам, которые изучаются по выбору самих учащихся. Факультативные занятия как форма обучения введены в конце 60-х – начале 70-х гг., когда проводилась одна из очередных перестроек содержания школьного образования. Свое название они получили от латинского слова facultatis, что означает возможный, необязательный, предоставляемый на выбор.
Следовательно, факультативные занятия проводятся на добровольных началах и по выбору самих учащихся параллельно с изучением обязательных предметов.
С помощью факультативных занятий школа призвана решать следующие задачи: а) удовлетворять запросы в более глубоком изучении отдельных предметов, которые интересуют учащихся, б) развивать учебно-познавательные интересы, творческие способности и дарования учащихся. В этом и состоит их важное педагогическое значение.
б) Содержание и организация факультативных занятий. Как уже отмечено, факультативные занятия проводятся параллельно с изучением обязательных учебных предметов с целью углубления и обогащения знаний учащихся и развития их творческих способностей и дарований. Это оказывает влияние на их содержание. Оно может включать в себя более глубокое изучение отдельных тем или разделов учебной программы по какому-либо предмету, а также содержать новые темы и проблемы, выходящие за пределы программы. Для этого в помощь учителю составляются специальные программы и создаются учебные пособия по факультативным предметам.
Что же касается организации факультативных занятий, то они могут проводиться в форме обычных уроков, экскурсий, семинаров, дискуссий и т.д. К сожалению, в школах они нередко используются не для углубления знаний и развития способностей учащихся, а для преодоления их отставания в овладении программным материалом, что, естественно, искажает их смысл и дидактическое назначение
65)Обучающие системы.
Учебные (образовательные) системы объединяют в себе два предыдущих разновидности форм обучения (формы организации и организационные формы) и реализуются в устоявшихся пределах своего функционирования. Исторически сложилось несколько обучающих систем, которые отвечали запросам своего времени. Первой из них можно считать систему индивидуального обучения, восходящая к античному периоду. Она была доминирующей в средневековье, а в некоторых странах вплоть до XVIII в. (Обучение детей в дворянских и богатых семьях). В сьогочасси эта система получила новое дыхание в репетиторстве. Ее смыслом является работа учителя с одним учеником, который дает наилучшие качественные результаты обучения, низкие количественные показатели охвата им детей и значительные экономические затраты.
В противовес названной существовала система массового обучения (к. XVIII-п.XIX ст.), Исторически обусловлена переходом от мануфактуры к машинной индустрии, которая требовала большого количества элементарно грамотных работников. Такое обучение одновременно охватывало до 600 человек, характеризовалось низким качеством и минимальными затратами. Авторы системы (священник А. Белль и учитель Дж. Ланкастер) применили ее одновременно в Англии и в Индии. Смысл Белль-ланкастерской системы обучения состоял в подготовке учителем своих помощников (мониторов), что учили менее образованных учеников. Прототип этой системы отработаны еще Я.А. Коменским. Он предлагал обучать одновременно 300 учеников, с которыми общее занятие проводил учитель, а потом с каждым десятком работали его помощники (декурионы).
Система самостоятельного обучения нашла свое воплощение в Дальтон-плане, отработанные в начале XX ст. в г. Дальтон (США, штат Массачусетс) учительницей Е.Паркхерст. Эта система была построена на приспособлении темпа учебной работы в индивидуальных возможностей каждого ученика. Функции учителя в ней заключались в подготовке индивидуальных заданий, консультировании при их выполнении, в проверке результатов усвоения материала и в создании условий для такой работы. Местом учебы были лаборатории или мастерской, где дети самостоятельно в течение учебного времени выполняли каждый свою задачу, полученное от учителя определенного предмета (на год, месяц, неделю), о чем отчитались в определенный контрактом (письменная договоренность) время. По результатам выполнения учебных заданий детей переводили в следующий класс. Лучшие из них за год могли отработать программу нескольких классов, хуже - несколько лет обучались по программе друга.
Явным недостатком этой системы было полное интеллектуальное отделения детей во время учебы. Преодолеть его попытались сторонники модификации дальтон-плана под названием бригадно-лабораторной системы обучения (СССР, 20-е годы ХХ ст.). По этой системе задачи по определенному курсу или темы получала группа учеников (бригада). После совместного их выполнения в лабораториях бригадир отчитывался учителю о результатах работы. Полученная им оценка выставлялась всей бригаде.
В 50-е годы ХХ ст. система самостоятельной работы получила свое развитие в так называемом плане Трампа, основанному профессором педагогики Ллойдом Трампом (США), где сочетались, дополняя друг друга, индивидуальная, групповая и фронтальная работа с учащимися. Фронтальные занятия (лекции) проводились лучшими преподавателями для большого количества учащихся (до 150 человек). Материал, полученный на лекциях, дополнялся и обсуждался в малых группах (до 15 человек) под руководством рядового учителя или лучшего ученика. Индивидуальная работа проходила в школьных кабинетах и лабораториях. Она реализовывалась частично за обязательными заданиями учителя, частично по выбору ученика. На индивидуальную работу и занятия в больших группах отводилось по 40% учебного времени, а на занятия в малых группах - 20%. В образовательном сьогочасси принципы построения этой системы нашли воспроизведения при обучении в высшей школе.
Система комплексного обучения возникла в начале ХХ ст. В ее основу положен метод проектов, когда учебный материал угруповувався по тем-комплексов (а не учебных предметов), которые имели четко выраженное практическое направление. Отрабатывая их дети готовились к реальной работы (главная задача), и получали определенные теоретические знания, которые помогали им достичь поставленной практической цели. Например, чтобы испечь хлеб, нужно посеять пшеницу, собрать урожай, смолоть муку, замесить тесто, испечь буханки. Чтобы реализовать указанный цепь практических действий, нужны знания агротехники, биологии, физики, химии и т.д., которые учащиеся усваивают в практической деятельности.
В конце XIX начале ХХ ст. с целью усиления индивидуализации в обучении появляется система выборочного обучения, реализуется в двух вариантах: Батавской система в США и Мангеймский в Европе. Они возникли как отклик на недостатки массового и группового обучения, когда работа направлялась на «усредненного» ученика, не учитывая уровень развития, способности и возможности каждого школьника.
В Батавской системе учительский время делится на две части, первая из которых предназначалась коллективной работе со всем классом, а вторая - индивидуальным занятиям с отдельными учениками, которые в этом нуждаются. В больших классах учитель работал с помощником. В Мангеймский системе на основе наблюдений, тестирования и экзаменов происходило разделение детей в соответствии с их способностями по уровневыми классами
(А, б, в, ...). Отработав определенный уровень, ребенок мог в течение учебного года перейти к классу высокого уровня.
В свое время сама идея выборочного уровневого обучения в нашей школе и педагогике категорически осуждалась, мол, все дети имеют право на равные условия обучения. Считаем целесообразным в последней фразе заменить слово «одинаковые» на «оптимальные», то есть лучшие в определенных условиях. (Представьте себе работу учительницы первого класса на уроке чтения одновременно с детьми, не знают ни одной буквы, и с теми, кто уже хорошо читает). Используя идею уровневой разветвления, педагогическая практика сьогочасся породила такое явление, как классы выравнивания. Эти классы создаются из детей, нуждающихся усиленной педагогического внимания, поэтому их состав не превышает 15-16 человек, и работает в нем опытный учитель. При таких условиях развитие детей на протяжении обучения в начальной школе действительно выравнивается, а в средней и старшей звеньях они уже ничем не отличаются от других.
На основе выборочного обучения сегодня реализуется также профильное обучение, что происходит в классах с углубленным изучением определенных учебных дисциплин или в профильных школах.
Особое место среди других занимает классно-урочная система группового обучения, отработанная Яном Амосом Коменским более четырех веков назад. Она получила наибольшее распространение в мире и с 1932 года определена государственным в нашей стране. За время существования эта система получила полного нормативного, материально-технического, кадрового, содержательного и технологического обеспечения. Основными ее характеристиками является распределение периода обучения на учебный год, что одномоментно начинаются и заканчиваются, каждый год - на четверти, между которыми назначено каникулы. Во время обучения происходит мониторинг успеваемости учащихся в виде четвертных оценок по каждому предмету и общих за год. В конце года состоят экзамены по базовым предметам. Обучение в течение года происходит в постоянных группах детей одного возраста (классах) в пределах определенной территории (классные комнаты) на уроках определенной длительности, проходящие по расписанию и перемежаются звонком. Учебный материал угруповуеться в учебные предметы, каждый из которых ведет отдельный учитель (за исключением начальных классов, где почти все предметы ведет класовод). Содержание и режим обучения определяются учебным планом школы, учебными программами по каждому предмету и учебной литературой. На основе указанных учебных атрибутов в классно-урочной системе осуществляется объединение детей в классные и школьный коллективы. Интегрирующую роль в организации воспитания детей выполняет классный руководитель, который направляет усилия школы, семьи и общественности на формирование личности каждого ученика.
Преимуществами этой системы обучения над другими является четкая организация учебного процесса, его обеспеченность, подконтрольность, цикличность. Классно-урочная система дает возможность охватить обучением большое количество детей, предоставляя им образовательные услуги, соответствующие звене обучения (начальной, средней, старшей). Она способствует сплочению детского коллектива, вследствие чего происходит социализация личности каждого ребенка. Ведущая роль в классно-урочной системе принадлежит учителю.
Но наряду с этим следует признать, что классно-урочная система направлена на среднестатистического ученика и недостаточно реализует творческий потенциал школьников. В ней не предусмотрено учебного времени на индивидуальные занятия, затрудненным является индивидуальный контроль качества обучения. Структура учебного года не является оптимальной, поскольку истощает детей и учителей особенно в его конце, когда складываются экзамены. Дискретность в преподавании (маленькими порциями) побуждает к индуктивному пути усвоения (не самого производительного и экономичного в обучении) и не дает целостного видения проблемы. Удлиненность обучения определенному предмету во времени (например, один урок в неделю в течение года) нарушает основные закономерности усвоения материала и побуждает к его забывания подобное.
В связи с этим в современной школе в рамках существующего распределения детей на классы делаются попытки совершенствования учебно-воспитательного процесса вопреки классно-урочной системе, а в дополнение к ней. Это стало возможным благодаря преодолению императивных принципов школы советского периода. Образовательный плюрализм, как одно из направлений реформирования школы, предоставил возможности целесообразного совершенствования школьного обучения за счет введения элементов других систем. Вследствие этого в современной школе в качестве государственных, помимо традиционной классно-урочной, функционируют семестрово-зачетная, модульная, рейтинговая и др.. обучающие системы.
Нововведения, принесенные этими системами в обучение, касающиеся структуры учебного года. Он делится не на четверти, а на несколько
(2, 3, 6) семестров, варьируется количество и продолжительность каникул. Изменяется длительность, содержательная насыщенность и технология проведения урока. Вводятся удвоены (2 40) и утроенной (3 30) уроки, меняется их название - появляются пары и модули. Вводятся новые шкалы оценивания -
12-балльная (четырехуровневая), 100-балльная (рейтинговая). В общеобразовательной школы спускаются атрибуты высшей - семестра, зачеты, лекции, семинары и т.п.. Функционируют школы-комплексы с институтами и ведущими производствами, которые готовят детей к будущей профессиональной деятельности и многое другое.
Сегодня трудно определить, какие из этих нововведений вступят продолжительности, а быстро выйдут из образовательной моды. Важно, что они есть. Важно, что они отработаны и дают реальные результаты. Важно, что ученик, учитель и руководитель школы благодаря этим нововведениям могут креативного вмешательства в существующую педагогическую действительность.
66)Кла́ссно-уро́чная систе́ма обуче́ния — преобладающая в современном образовании и повсеместно распространенная организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок.
Истоки классно-урочной формы обучения можно обнаружить в древних цивилизациях и в эпоху античности, например, агогэ - спартанская система воспитания, где форму класса представляли «агелы» - отряды.
Классно-урочная форма обучения, основанная на учебном плане и плане организации обучения «один класс - один год», возникла в начале 16 века в Европе. Например, городская школа реформатора Иоганна Агриколы (учебный план Эйслебена) (1527), разработанная гуманистом и педагогом Филиппом Меланхтоном система организации немецких школ и университетов (Саксонский устав) (1528), Страсбургская гимназия Иоганна Штурма (1537), Вюртембергский учебный план швабского реформатора Иоанна Бренца (1559) и т.д.
Чешский педагог Ян Амос Коменский, обобщив опыт прогрессивных школ, коллегиумов и университетов Европы, разработал классно-урочно-предметную систему, содержащуюся в его теории всеобщего универсального образования и воспитания.
Классно-урочная система относится в настоящее время к традиционному образованию. Выполнив свою историческую миссию, эта система начинает терять эффективность в современных социокультурных и экономических условиях. Основными недостатками классно-урочно-предметной системы следует признать: невозможность учета множества социальных факторов, воздействующих на ребенка, невозможность творческого саморазвития ребенка, невозможность впитывать информационные и технологические инновации, невозможность поспевать за темпами изменений в обществе и другие.
Многочисленные реформы классно-урочно-предметной системы: мангеймская, дальтоновская, метод проектов, метод комплексов, система Френэ, школа Дьюи, модульная система и т.д., пытались преодолеть основной недостаток классно-урочно-предметной системы - неприспособленность школьного образования к развитию индивидуальных способностей ребёнка. Все реформистские концепции основывались на изменении содержания образования и в соответствии с этим разрабатывали новые методы и формы учебно-воспитательной работы.
Самая решительная модернизация классно-урочной системы (Браун, Трамп, Пархерст и другие) основывалась на ином подборе содержания. Самый радикальный отказ от предметной системы, проводимый реформаторами (Килпатрик, Линке, Декрол и др.), сводился к иной дифференциации содержания. Таким образом, они не решали проблему по сути и в лучшем случае совершенствовали классно-урочно-предметную систему в определённых социально-политических и экономических условиях
67) Обучающие системы.
Учебные (образовательные) системы объединяют в себе два предыдущих разновидности форм обучения (формы организации и организационные формы) и реализуются в устоявшихся пределах своего функционирования. Исторически сложилось несколько обучающих систем, Которые отвечали запросам своего времени. Первой из них можно считать систему индивидуального обучения, восходящая к античному периоду. Она была доминирующей в средневековье, а в Некоторых странах вплоть до XVIII в. (Обучение детей в дворянских и богатых семьях). В сьогочассы эта система получила новое дыхание в репетиторство. Ее смыслом является работа учителя с одним учеником, Который дает Наилучшие качественные результаты обучения, низкие количественные показатели охвата им детей и значительные экономические затраты.
В противовеса названное существовала система массового обучения (к. XVIII-п.XIX ст.), Исторически обусловлена переходом от мануфактуры к машинной индустрии, которая требовала большого количества элементарно грамотных работников. Такое обучение одновременно охватывало до 600 человек, характеризовалось низким качеством и минимальными затратами. Авторы системы (священник А. Белль и учитель Дж. Ланкастер) применил ее одновременно в Англии и в Индии. Смысл Белль-Ланкастерской системы обучения состояла в подготовке учителем Своих помощников (мониторов), что учили менее образованных учеников. Прототип Этой системы отработаны еще Я.А. Коменский. Он предлагал обучать одновременно 300 учеников, с Которым общее занятие проводили учитель, а потом с каждым десятком работали его помощники (декурионы).
Система самостоятельного обучения нашла свое воплощение в Дальтон-плане, отработанные в начале XX ст. в г. Дальтон (США, штат Массачусетс) Учительница Е.Паркхерст. Эта система была построена на приспособлении темпа учебной работы в индивидуальных возможностей каждого ученика. Функции учителя в ней заключались в подготовке индивидуальных заданий, консультировании при их выполнении, в проверке результатов усвоения материала и в создание условий для такой работы. Местом учебы ни были лаборатории или мастерской, где дети самостоятельно в течение учебного времени выполняли каждый свою задачу, полученное от учителя определенного предмета (в год, месяц, неделю), о чем отчитались в Определенный контракту (письменная договоренность) время. По результатам выполнения учебных заданий детей переводили в следующий класс. Лучшие из них за год могли отработать программу нескольких классов, хуже - несколько лет обучались по программе друга.
Явным недостатком Этой системы было полное интеллектуальное отделения детей во время учебы. Преодолеть его попытались сторонники модификации дальтон-плана под названием бригадно-лабораторной системы обучения (СССР, 20-е годы ХХ ст.). По этой системе задачи по определенному курсу или темы получала группа учеников (бригада). После совместного их выполнения в лабораториях бригадир отчитывался учителю о результатах работы. Полученная им оценка выставлялась всей бригады.
В 50-е годы ХХ ст. система самостоятельной работы получила свое развитие в так называемом плане Трампа, основанном профессором педагогики Ллойдом Трампом (США), где сочетались, дополняя друг друга, индивидуальная, групповая и фронтальная работа с учащимися. Фронтальный занятия (лекции) проводились лучшими преподавателями для большого количества учащихся (до 150 человек). Материал, полученный на лекциях, дополнялся и обсуждался в малых группах (до 15 человек) под руководством рядового учителя или лучшего ученика. Индивидуальная работа проходила в школьных кабинетах и лабораториях. Она реализовывалась частично за обязательными заданиями учителя, частично по выбору ученика. На индивидуальную работу и занятия в больших группах отводилось по 40% учебного времени, а на занятия в малых группах - 20%. В образовательном сьогочассы принципы построения Этой системы нашли воспроизведения при обучении в высшей школе.
Система комплексного обучения возникла в начале ХХ ст. В ее основу поло метод проектов, когда учебный материал угруповувався по тем-комплексов (а не учебных предметов), которые имели четко выраженное практическое направление. Отрабатывая их дети готовились к реальной работы (главная задача), и получали определенные теоретические знания, Которые помогали им достичь поставленной практической цели. Например, Чтобы испечь хлеб, нужно посе пшеницу, собрать урожай, смолоть муку, замеса теста, испечь буханки. Чтобы реализовать указанный цепь практических действий, нужны знания агротехники, биологии, физики, химии и т.д., Которые учащиеся усваивают в практической деятельности.
В конце XIX начале ХХ ст. с целью усиления индивидуализации в обучении появляется система выборочно обучения, реализуется в двух вариантах: Батавской система в США и мангеймском в Европе. Они возникли как отклик на недостатки массового и группового обучения, когда работа направлялась на «усредненному» ученика, не учитываем уровень развития, способности и возможности каждого школьника.
В Батавской системе Учительский время Делится на две части, первая из которых предназначалась коллективной работе со всем классом, а вторая - индивидуальным занятиям с отдельнымы учениками, Которые в этом нуждаются. В больших классах учитель работал с помощником. В мангеймском системе на основе наблюдений, тестирования и экзаменов происходило разделение детей в соответствие с их способностями по уровневым классами
(А, б, в, ...). Отработав Определенный уровень, ребенок мог в течение учебного года перейти к классу высокого уровня.
В свое время сама идея выборочно уровневого обучения в нашей школе и педагогике категорически осуждалась, мол, все дети Имеют право на равные условия обучения. Считаем целесообразным в последней фразе заменить слово «одинаковые» на «оптимальные», то есть лучшие в определенных условиях. (Представьте себе работу учительницы первого класса на уроке чтения одновременно с детьми, не знают ни одной буквы, и с темы, кто уже хорошо читает). Используя идею уровневой разветвления, педагогическая практика сьогочасся породила такое явление, как классы выравнивания. Эти классы создаются из детей, нуждающихся усиленной педагогического внимания, поэтому их состав не превышает 15-16 человек, и работает в нем опытный учитель. При таких условиях развитие детей на протЯжении обучения в начальной школе действительно выравнивается, а в средней и старшей звеньях они уже ничем не отличаются от других.
На основе выборочно обучения сегодня реализуется также профильное обучение, что происходит в классах с углубленным изучение определенных учебных дисциплин или в профильных школах.
Особое место среды второго Занимает классно-урочная система группового обучения, отработанная Яном Амос Коменский более четырех веков назад. Она получила наибольшее распространение в мире и с 1932 года определена государственными в нашей стране. За время существования эта система получила полного нормативного, материально-технического, кадрового, содержательного и технологического обеспечения. Основными ее характеристиками является распределение периода обучения на учебный год, что одномоментно начинаются и заканчиваются, каждый час - на четверти, между Которым назначено каникулы. Во время обучения происходит мониторинг успеваемости учащихся в виде четвертных оценок по каждому предмету и общих за год. В конце года состоят экзамены по базовым предметам. Обучение в течение года происходит в постоянных группах детей одного возраста (классах) в пределах определенной территории (классные комнаты) на уроках определенной длительности, проходящие по расписанию и перемежаются звонком. Учебный материал угруповуеться в Учебные предметы, каждый из которых ведет Отдельный учитель (за исключением начальных классов, где почти все предметы ведет класовод). Содержание и режим обучения определяются учебным планом школы, УЧЕБНЫМИ программами по каждому предмету и учебной литературой. На основе указанных учебных атрибутов в классно-урочной системе осуществляется объединение детей в классные и школьный коллективы. Интегрирующую роль в организации воспитания детей выполняет классный руководитель, Который направляет усилия школы, семьи и общественности на формирование личности каждого ученика.
Преимуществами Этой системы обучения над другими является четкая организация учебного процесса, его обеспеченность, подконтрольность, цикличность. Классно-урочная система дает возможность охвата обучением большое количество детей, предоставляя им образовательные услуги, Соответствующие звене обучения (начальной, средней, старшей). Она способствует сплочению детского коллектива, вследствие чего происходит социализация личности каждого ребенка. Ведущая роль в классно-урочной системе принадлежит учителю.
Но наряду с этим следует признать, что классно-урочная система направлена на среднестатистически ученика и недостаточно реализует творческий потенциал школьников. В ней не предусмотрено учебного времени на индивидуальные занятия, затрудненным является индивидуальный контроль качества обучения. Структура учебного года не является оптимальной, поскольку истощает детей и учителей особенно в его конце, когда складываются экзамены. Дискретность в преподавании (маленькими порциями) побуждает к индуктивном пути усвоения (не самого производительно и экономично в обучении) и не дает целостного видения проблемы. Удлиненность обучения определенному предмету во времени (например, один урок в неделю в течение года) нарушает основные закономерности усвоения материала и побуждает к его забывание подобное.
В связи с этим в современной школе в рамках существующего распределения детей на классы делаются попытки совершенствования учебно-воспитательного процесса вопреки классно-урочной системе, а в дополнение к ней. Это стало возможным благодаря преодолению императивных принципов школы советского периода. Образовательный плюрализм, как одно из направлений реформирования школы, предоставила возможности целесообразного совершенствования школьного обучения за счет введения элементов других систем. Вследствие этого в современной школе в качестве государственных, помимо традиционной классно-урочной, функционируют семестрово-зачетная, модульная, рейтинговая и др.. обучающие системы.
Нововведения, принесенные Этими системами в обучение, касающиеся структуры учебного года. Он Делится не на четверти, а на несколько
(2, 3, 6) Семестровая, варьируется количество и продолжительность каникул. Изменяется длительность, содержательная насыщенность и технология проведения урока. Вводятся удвоены (2 40) и утроенное (3 30) уроки, меняется их название - появляются пары и модули. Вводятся новые шкалы оценивания -
12-балльная (четырехуровневая), 100-балльная (рейтинговая). В общеобразовательной школы спускаются атрибуты высшей - семестра, зачеты, лекции, семинары и т.п.. Функционируют школы-комплексы с институтами и ведущими производствами, Которые готовят детей к будущей профессиональной деятельности и многое другое.
Сегодня трудно определить, какие из ЭТИХ нововведений вступят продолжительности, а быстро выйдут из образовательной моды. Важно, что они есть. Важно, что они отработаны и дают реальные результаты. Важно, что ученик, учитель и руководитель школы благодаря этим нововведениям могут креативного вмешательства в существующую педагогическую действительность
68) ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
Теория воспитания - часть педагогической науки, которая рассматривает вопросы содержания, методики и организации воспитательного процесса.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.
Уже давно педагогической аксиомой является положение о том, что ребенок не только объект воспитания, но и его субъект. Однако на практике педагоги редко создают условия для полноценной реализации указанной закономерности воспитательного процесса. Ребенок, конечно, проявляет себя как субъект воспитательной деятельности, когда он "относится" к тем или иным факторам, воздействиям на него. Мы имеем в виду, что внешне он может вести себя так, как от него ожидают педагоги, родители, но внутренне его отношение к тому, что и как он делает, может не совпадать с внешним поведенческим репертуаром: внешне он подчиняется, выполняет поручения, а мотивом деятельности является желание благополучия (страх перед наказанием), тщеславие и т. д. При этом происходит становление совсем не тех психических новообразований, для развития которых была организована деятельность. В этом смысле ребенок действительно всегда не только объект, но и субъект воспитания.
1. Цель воспитания
Современная педагогика исходит из понимания процесса воспитания как социального взаимодействия педагога и воспитуемых, их развивающихся отношений.
Таким образом, воспитание - процесс целенаправленного формирования личности; специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие педагогов и учеников, конечная цель которого - развитие личности, нужной и полезной обществу.
Воспитание, как процесс и как система, имеет ряд особенностей:
- целенаправленность;
- многофакторность;
- сложность;
- длительность;
- непрерывность;
- комплексность;
- вариативность и неопределенность;
- двусторонний характер.
Одним из важнейших принципов воспитания в педагогике является учет возрастных особенностей. На нем построены все известные педагогические системы. Возрастная периодизация в современной педагогической теории несколько отличается от периодизации в психологии, поскольку связана с различными типами педагогических систем.Эффективность воспитательных воздействий находится в непосредственной зависимости от восприимчивости человека к воспитанию. Восприимчивость меняется с возрастом: чем младше ребенок, тем он восприимчивее. Цель воспитания - результат, будущее, на достижение которого направлены усилия различных людей и организаций.