Воспитательные влияния
(Выдержки из статьи) (1873-1874 гг.)
Вопрос о том, лучше ли совершается воспитание человека в семье или вне ее, вовсе еще не разрешен. Моралисты свои идеальные требования прилагают к идеальной семье, но укажите такую в действительности! Все усилия прогрессивной мысли в последнее время направлены именно к тому, чтобы создать нормальную семью. А могут ли ненормальные отношения создать нормальные последствия; может ли быть воспитано человечество в требованиях моралистов, если, прежде всего, именно недостает требуемой ими семьи? (...)
В защиту семьи мы могли бы сказать, что под руководством настоящей матери она могла бы влиять на формирование добрых и великодушных чувств. Семья чужда черствой одноформенности, казарменного быта воспитательных заведений и не знает фабричной дисциплины школы. В семье ребенок имеет возможность сохранить наибольшую свободу чувств и действий; он живет среди самых разнообразных впечатлений как внутренней, домашней жизни, так и тех, которые являются в нее извне вследствие сообщения с внешним миром. Но вот тут-то именно и поворотная точка взаимодействия общества и семьи.
Мы не можем выделить семью из окружающей ее жизни. Элементы внешнего мира, с которыми она входит в общение, должны в ней отражаться и иметь в ней свои корни... Все отношения, все разговоры, все нравственные принципы внешней жизни входят неизбежно в основу жизни семьи, и практика внутренних отношений несет на себе неизбежно клеймо отношений внешних26.
23 Острогорский АН. Семейные отношения и их воспитательное значение //
А.Н. Острогорский. Избр. пед. соч. М, 1985. С. 276.
24 Там же. С. 277-278.
25 Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение ,//
А.Н. Острогорский. Избр. пед. соч. М, 1985. С. 299.
26 Шелгунов Н.В. Воспитательные влияния // Антология педагогической
мысли России второй половины XIX — начала XX в. М., 1990. С. 206-207.
♦ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
О Афанасьева Т.М. Семья. М: Просвещение, 1985. О Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М: Педагогика, 1983.
О Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991. О Гребенников И.В. Школа и семья. М.: Просвещение, 1985. О Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. М.: Знание, 1986. О Диалоги о воспитании: Книга для родителей. М.: Педагогика, 1985. О Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребенка. Книга для родителей. М.: Прогресс, 1986.
О Ковалев А. Г. Психология семейного воспитания. Минск: Народная асвета, 1980.
О Ковалев СВ. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988.
О Конвенция о правах ребенка. Принята 44-й сессией Генеральной ассамблеи ООН (1989). В кн.: Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 388-409.
О Макаренко А.С. Книга для родителей / Пед. соч.: В 8 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1985.
О Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей / Пед. соч.: В 8 т. Т. 4.
М.: Педагогика, 1984. С. 59-116. О Сухомлинский В.А. Родительская педагогика / Избр. пед. соч.: В 3 т.
Т. 3. М.: Педагогика, 1981. С. 305-420. О Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. О Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. 2-е изд., испр.
М.: Просвещение, 1985.
Тема 7 ^
КОЛЛЕКТИВ KRK ФПКТОР \3 (