Музыкально-компьютерные технологии
Музыкально-компьютерные технологии — очень молодая и динамично развивающаяся область знаний. Она находится на стыке между техникой и искусством, предоставляющим человеку постоянно совершенствующиеся инструменты для творчества, обучения и научных исследований. Эта область знаний, несомненно, имеет динамичную природу развития, которая сопряжена с непрерывным обновлением достижений научно-технического прогресса. На музыкально-компьютерные технологии как на область исследований существует множество разных взглядов. Это позволяет их классифицировать именно как систему знаний, объединяющую в себе информатику, звукорежиссуру, педагогику и музыкознание.
Педагогика рассматривает музыкально-компьютерные технологии как важную часть музыкального воспитания, которую необходимо включить в процесс обучения с целью воспитания разносторонних специалистов.
Музыкознание же рассматривает их как с надеждой, так и с тревогой: с одной стороны, как обновление средств музыкальной выразительности, с другой — как своего рода вырождение музыкальной эстетики и опыта, накопленного за последние несколько веков. Но, несмотря на порой совершенно противоположные взгляды, следует отметить, что музыкально-компьютерные технологии — это данность. Именно от того, как и в каком виде они займут свое место в системе знаний ближайших поколений педагогов, музыкантов и звукорежиссеров, зависит преемственность культурного наследия, науки и педагогических традиций.
Вредит компьютер музыке или помогает ей? Совместимо ли «чистое творчество» со сложными технологиями? Может ли музыкант быть инженером и программистом без ущерба для творчества? Мы живем в удивительное время, когда в культуре рождается нечто принципиально новое. А компьютерная музыка – одна из граней новой реальности. Компьютер может заменить не только целый расчетный отдел бухгалтеров, конструкторов и чертежников, но и даже целый симфонический оркестр с его многообразием инструментов и законов композиции музыкальных жанров.
Итак, «Музыкальная информатика» — это симбиоз музыки и техники. Успешное преподавание ее во многом зависит от баланса этих двух составляющих. Поэтому техническая сторона предмета настолько же важна, сколько и практическая, музыкальная. Благодаря методически продуманному построению предмета можно решить большинство задач, связанных со спецификой преподавания в музыкальных учебных заведениях. Несомненно, претерпевает изменения и взгляд на этот предмет в контексте музыкального образования. Если еще не так давно в силу ряда причин «Музыкальная информатика» рассматривалась как прикладная дисциплина, то сейчас она выделилась, как необходимый компонент музыкального образования, предоставляющий молодому специалисту дополнительные возможности профессиональной реализации.
Периодическое обновление музыкально-компьютерных технологий вынуждает постоянно изменять программы и содержание предмета. В музыкальной информатике основными технологиями можно считать:
MIDI технологию (как универсальный язык общения между цифровыми музыкальными устройствами),
цифровую обработку звуковых сигналов,
акустику,
нотографию и нотное издательство,
аранжировку,
звукорежиссуру.
Третий фактор, необходимый для успешного преподавания этой дисциплины, касается вопросов воспитания, как в учащемся, так и в преподавателе механизмов самосовершенствования. Темпы развития компьютерной техники и программного обеспечения заставляют осваивать все новые версии музыкальных редакторов, модифицировать и усовершенствовать аппаратную поддержку технологического процесса создания музыкальных файлов.
Прогресс в науке и технике обусловил появление множества новых электронных инструментов, разработку музыкальных компьютерных программ, что повлекло за собой обогащение и усложнение системы средств музыкальной выразительности. Создание музыки на основе интерактивного взаимодействия пользователей персональных компьютеров с музыкальными программами стало доступным для людей, не имеющих даже минимальной музыкальной подготовки.
Проблемное обучение в настоящее время получило довольно широкое распространение в преподавании самых различных предметов, в том числе и музыки. Это обусловлено тем, что при проблемном обучении центр тяжести переносится на личность самого ученика, на его творческую активность и самостоятельность в решении учебных задач, что создает благоприятные условия для развития познавательных интересов и способностей учащегося.
Теория проблемного обучения разрабатывалась специально в работах В.М. Максимовой, А.М. Матюшкина, М.М. Махмутова, М.Н. Скаткина, В. Оконя и других. Нашло оно развитие и в теории и практике музыкального воспитания: Ю.Б. Алиев, Э.Б. Абдуллин, Д.Б. Кабалевский, Т. Шмагина, в зарубежных методиках выделяется методика Карла Орфа.
В условиях проблемного обучения обеспечивается возможность усвоения общих закономерностей, общих способов и условий действий, что создает большие возможности использования усвоенных знаний для решения новых практических и теоретических задач. В сущности весь процесс обучения можно выстроить как систему постепенно усложняющихся проблем и обеспечить последовательное их решение учащимися.
Сущность проблемного метода заключается в определенном алгоритме:
постановка учителем доступной, но в то же время требующей новых знаний и операций проблемы перед учащимися;
1) выдвижение самими ребятами гипотез возможного решения проблемы;
2) практическое воплощение решения проблемы на основе некоторых предложенных гипотез, в том числе и неверных, чтобы была возможность через анализ и рассуждения подвести ребят к верному решению;
3) обобщение, с откорректированными основными выводами.
Данный процесс можно изобразить формулой, облегчающей запоминание основных составляющих проблемного метода:
П --- Г --- Р--- О
(проблема - гипотеза- решение- обобщение)
Ю.Б. Алиев в работе «Методика проблемно-творческого приобщения учащихся к музыке» пишет, что, как утверждает психолог С.Л. Рубинштейн, мышление, его активность начинается с проблемы. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления, недоумения или противоречия. При этом Ю.Б. Алиев, характеризуя методику организации проблемного обучения, указывает: «Учебная проблема, предполагающая поисковую деятельность, наиболее успешно решается именно в условиях групповой, коллективной работы, помогая преодолевать субъективизм во вкусовых оценках, формирует умение сотрудничать с другими членами классного коллектива». Здесь уместно вспомнить алгоритм работы по импровизации К. Орфа, когда со словами: «Придумайте мелодию» (слово, фразу, ритм и др.) учитель обращается ко всем детям и выслушивает затем разные варианты ответов, выбирая из них наиболее понравившиеся ребятам.
В российском опыте методика проблемного обучения воплотилась сполна в системе музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского. Впоследствии данная методика трансформировалась в белорусских программах и учебниках. Д.Б. Кабалевским разработана целая система постепенно усложняющихся от класса к классу проблем, они сформулированы прежде всего как обобщенные понятия. В этом виде проблемы предлагаются на четверть или полугодие. Так, в качестве примера приведем темы одного из классов по четвертям: «Три кита в музыке», «О чем говорит музыка?», «Куда ведут нас три кита?», «Что такое музыкальная речь?». Не только в младших классах, но и в старших, часто проблема формулируется как вопрос, вопросительное предложение. (Рекомендуется в качестве домашнего задания составить табличку из всех тем программы, так как программы могут меняться, а многие музыковедческие проблемы останутся на долгие годы). Особое значение в решении этих больших проблем имеют вводные уроки, где намечаются гипотезы решения. Уроки последующие - развития и углубления темы - подтверждают или опровергают выбранные гипотезы и приводят к решению, которое обобщается на уроках-обобщениях.
Проблемы условно можно разделить по масштабу на большие, средние и маленькие. Примером проблемы «средней» величины является тема урока, которая может решаться также в проблемном ключе. Тема урока обычно формулируется или авторами учебников, или самим учителем. Здесь просто необходимо творчество, знание детей каждого класса, так как тема-проблема должна заинтересовать и увлечь ребят. А уже в структуре самого урока может возникать проблемная ситуация, решаться отдельные проблемные вопросы. Но всегда мы вспоминаем формулу (П-Г-Р-О). Так, на проблемные вопросы при слушании незнакомого музыкального произведения «О чем может быть, по Вашему мнению, это произведение? Как бы Вы его назвали?» учащиеся предоставят различные гипотезы о содержании, о вариантах названия. Придти к общему решению - умение понять каждого учащегося и заметить наиболее удачные варианты, которые можно было бы аргументировать самой музыкой.
Можно ли выйти на большую проблему как бы издали, с маленького проблемного задания, с какой либо частности? Конечно, можно и нужно. Достаточно найти нужные строчки в песне, чтобы говорить и строить гипотезы, что хотел своим слушателям сказать автор, найти интонацию и ее изменения в повторяющейся музыкальной теме, чтобы проследить путь развития музыкальной мысли. Дать проблемным заданием на импровизацию определенный поэтический текст, который впоследствии сравнить с уже зрелым композиторским шедевром и выйти на понятие о художественном образе. Но всегда в подобного рода методике главная роль отводится учащимся - это их поиск, их варианты решения, их путь усвоения закономерностей музыкального искусства, а, следовательно, их взросление.
Может ли стать проблемой любая задача? Да, если ее решение проблемно, требуются усилия и поиск.
История исследований игры насчитывает в мировой науке уже не одно столетие. Толкование игры можно обнаружить еще в ранних памятниках философского творчества (Платон, Аристотель, Гераклит, Сократ), где прослеживается стремление мыслителей разобраться в сущности игры и ее месте в развитии человека. У древних греков слово «игра» означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас теперь называется «предаваться ребячеству». У евреев слово «игра» соответствовало понятию о шутке и смехе. У римлян «ludo» означало радость, веселье и т. д. Впоследствии на всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг человеческих действий, с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой - доставляющих людям веселье и удовольствие. Другими словами, игра, термин, обозначающий широкий круг деятельности животных и человека, противопоставляемой обычно утилитарно-практической деятельности и характеризующейся переживанием удовольствия от самой деятельности. Игра - одно из самых результативных средств познания мира. В работах Л.С. Выготского, Й. Хейзинги подчеркивается возможность человека действовать в процессе игры в условных ситуациях. С игрой связано представление о занимательности, легкости, удовольствии, положительных эмоциях, возможности общения и т.д. Введение в учебный процесс игр позволяет:
· обеспечить занимательность упражнениям и тренингу;
· создать благоприятную атмосферу на уроке;
· повысить интеллектуальную и эмоциональную активность учащихся;
· возможность установления дружеских контактов между учащимися;
· почувствовать успех в игровой ситуации;
· повысить внимание;
· снять напряжение;
· усвоить учебный материал;
· развивать комплекс различных способностей;
· освоить необходимые для музыкальной деятельности роли и т.д.
Общепринято, что чем младше дети, тем большее место в их жизни занимает игра. Однако, игра просто необходима в любом возрасте. Э. Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди» высказывает идею, которую можно было бы сформулировать так: «Что наша жизнь? – Игра». Он же указывает на влияние игры в развитии человека и даже на воздействие на его судьбу в целом.
В практике встречается огромный ряд различных игр: спортивные, математические, музыкальные, познавательные, настольные игры, народные игры, ребусы, кроссворды, телевизионные игры, подвижные игры, развивающие игры и многие другие. Существуют различные классификации игр, например, классификация, где все игры разделяются на сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. При необходимости мы будем обращаться к любой группе игр, к любой классификации.
Чтобы овладеть игровыми методами, нужно научиться их использовать в практике работы по музыкальному воспитанию в двух направлениях. Первое - это игровой характер занятия в целом, игровые ситуации, введение в урок некоторых игровых приемов. Второе - введение конкретных игр с зафиксированными названиями, определенными правилами и традициями проведения. Например, что касается первого направления: в программах по музыке и методических разработках очень часто предлагаются различного рода путешествия - в страну, музыка которой изучается, в музыкальный жанр, в концертный зал, в сказку, на природу (в лес, на полянку с цветами, в горы, на море и т.д.). Некоторые темы школьной программы уже предполагают игровое решение. Очень много игровых ситуаций можно организовать с принесенной натуральной наглядностью, будь то музыкальный инструмент, будь то игрушка или в чем - то значимый предмет (привести примеры). Также в игровой форме можно организовать любой тренинг: различать регистры - игра, определять высотность звука - игра, запоминать и анализировать мелодии - тоже игра. Часто в ситуациях занимательного характера используются фрагменты известных игр.
Сюжетно-ролевые игры.
Особое место в музыкальном воспитании занимают сюжетно-ролевые игры. Усвоение канонов любой деятельности требует также усвоение ролей в рамках этой деятельности. Музыкальная сфера предполагает три самые важные ролевые позиции: композиторская, исполнительская, слушательская. В роли мы - композиторы могут быть самые различные задания: сыграть роль определенного композитора, представить, что ты - композитор, и рассказать о замысле произведения, истории его создания, отстоять «свой» стиль письма, порассуждать о содержании и форме произведения и т. д. В старших классах можно устроить дискуссию с «композиторами». Исполнительских ролей вообще не счесть: роль дирижера, пианиста, балалаечника, скрипача, певца и др., в том числе и пародии на конкретных исполнителей. Эти роли могут иметь практическое наполнение с дирижированием, игрой, пением, а могут быть лишь внешней имитацией под фонограмму. Слушательская позиция письменно или устно может выражаться в играх «Мы - репортеры», «Мы - музыкальные критики», «Лекторы», «Диск-жокеи», «Слушатель на концерте» и т.д.
В музыкальном воспитании сюжетно-ролевые игры имеют важное значение в усвоении музыкальной культуры, традиций, национальных особенностей в отношениях. Белорусские народные праздники имеют игровую основу, их можно отнести к сюжетно-ролевым играм.
«Дажынкi», «Багач», «Звiжанне», «Свята кавалеў», «Мiхайлаў дзень» - осенние праздники;
«Каляды», «Масленiца» - зимние;
«Гуканне вясны», «Саракi», «Юрья» - весенние;
«Купалле» - летний праздник.
Сколько ролей здесь исполняется, сколько музыки - песен, танцев, костюмированных представлений и шествий! Повторение выбранных для процесса музыкального воспитания народных праздников, повторяемых из года в год, создает возможности для развития творческой фантазии ребят, для творческого их участия в становлении национальной культуры.
Воспитание детей во многом сводится к процессу обучения их тому, в какие игры они должны играть.
Игры с правилами.
Каждый начинающий учитель музыки в своем арсенале должен иметь не менее десятка различных игр, которые могут повторятся от занятия к занятию, из класса в класс. Вначале сделаем перечень таких популярных игр, затем охарактеризуем некоторые из них. Лучше иметь картотеку, где на отдельной карточке с одной стороны указано название игры, с другой - правила по ее организации. Правила игры при этом усваиваются не всегда сразу всеми учащимися, чаще всего это процесс постепенный. (Практическое задание по подготовке личной картотеки музыкальных игр).
· Музыкальное эхо (ритмическое эхо, интонационное эхо, мелодическое эхо);
· Кто это? (узнавать звучание голоса, предмета, инструмента по тембру);
· Живой рояль;
· Игра с ритмоблоками (по Карлу Орфу);
· Музыкальная викторина;
· Угадай мелодию;
· Музыкальный ринг (или другой вид соревнования);
· Два рояля;
· Музыкальные ребусы;
· Музыкальные кроссворды;
· Музыкальное лото и др.
Также можно любую известную игру трансформировать в музыкальную, поставив задачи по музыкальному образованию и развитию: «Ассоциации», «Что? Где? Когда?», «Крестики-нолики», «Переводчик», «Продолжи рассказ» и др. Например, «Я знаю пять названий...» - обычно это названия городов, рек и др. В нашей интерпретации: «Я знаю пять музыкальных инструментов симфонического оркестра, скрипка - раз, виолончель - два и т. д. (5 жанров, 5 композиторов, 5 исполнителей; 5 средств музыкальной выразительности, 5 произведений Чайковского и т.д.).