Классификационные параметры технологии. Уровень и характер применения: макротехнология, может охватывать ряд предметных
Уровень и характер применения: макротехнология, может охватывать ряд предметных областей.
Философская основа: прагматическая.
Методологический подход: практико-ориентированный.
Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные.
Научная концепция освоения опыта: деятельностная.
Ориентация на личностные сферы и структуры: ЗУН + СДП + СТК.
Характер содержания: общеобразовательный, профессионально ориентированный.
Вид социально-педагогической деятельности: социализация + обучающая.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + самоуправление.
Преобладающие методы: продуктивные.
Организационные формы: альтернативные, интегративные.
Преобладающие средства: практические + программированные.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: личностно ориентированный, демократический.
Направление модернизации: альтернативность, природосообразность.
Категория объектов: все категории.
Целевые ориентации
¶ Образовательные задачи вытекают из целей воспитания, основаны на определенных дидактических концепциях, особенностях развития детей, их интересах, потребностях, жизненном опыте. Дальтон-план нацелен на развитие детей в моторной, эмоциональной, социальной, когнитивной и нравственной сферах.
¶ Формирование у детей независимости и самостоятельности.
¶ Формирование коммуникативности, обучение общению.
Концептуальные положения
v Свобода, самостоятельность и сотрудничество.
v «Каждому ребенку дается та свобода, которая ему по плечу».
v Выбор темпа: обучение самим учеником.
v Индивидуальный план как форма самоуправления.
v Принцип самоконтроля, рефлексии.
Особенности организации
В школах могут организовываться как гомогенные, так и гетерогенные (разновозрастные) группы. Дети учатся самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, совершать выбор, ставить цели, выступать с инициативой, творчески мыслить и действовать, распределять обязанности и работать в группе. Учащиеся могут свободно сотрудничать друг с другом, выбирать порядок выполнения заданий, распределять свое время. Учитель, помимо учебных, должен формировать у детей и социальные навыки (к примеру, способность разрешать конфликтные ситуации), создавая в группе атмосферу доверия, доброжелательности и активности.
В основе деятельности учащихся лежит работа над задачами и заданиями. В младших группах занятия начинаются с общего собрания (круга), где обсуждаются вопросы организации деятельности учащихся на день. Затем каждый из школьников выбирает одно из предложенных заданий, при его выполнении берется за следующую задачу. На доске ведется учет работы каждого ученика. Учитель стимулирует познавательный интерес школьников в различных областях науки и практики, помогает им и организует процесс познания. В старших группах школьники учатся планировать свою деятельность на более длительный срок, определять темпы своей работы и формы необходимой помощи со стороны учителя или более опытных товарищей.
Свобода плюс ответственность. «Ребенку, - пишет Паркхерст, - должна быть предоставлена полная свобода без перерывов заниматься каким бы то ни было предметом, который его захватил».
«Обязательная работа в максимально комфортном режиме, учитывающем собственный выбор учащихся».
Контракт. Дальтон-план - это школьное производство со своей производственной «бюрократией» и даже с трудовым соглашением. Дети пишут план-обязательство по выполнению определенной учебной работы, подписываются под ним.
Перечисление «учебной работы» - это и есть, собственно говоря, план. Тот самый, от которого идет название методики.
Договора может не быть на бумаге, но он тем не менее существует. У каждого ученика - свой план, а это значит - своя учебная программа.
В Дальтон-плане столько программ, сколько и учеников. По каждому предмету есть три уровня обучения: минимальный, средний и развернутый, а также и три темпа прохождения программы: медленный, средний и быстрый.
Выбор. «Темп, собственный темп работы, утверждает Паркхерст, - важнейший компонент ее успешности. Пока ребенку не предоставляется возможность воспринимать знания его собственным темпом, он никогда ничего не изучит основательно».
Выбор темпа, выбор объема работы - вещи не простые, им посвящается у Паркхерст довольно много времени.
Следовательно, «ребенку должна быть дана возможность познакомиться с поставленной перед ним задачей во всем объеме.
Поэтому в начале школьного года перед учеником должна быть, развернута вся предстоящая ему 12-месячная работа. Это поможет ему разобраться в плане, намеченном для его обучения.
Особенности методики
В дальтонских школах широко используются игры в процессе обучения. Здесь стремятся создать атмосферу комфорта, доверия и сотрудничества. Организации равноправного общения придается особое значение. Учителя совместно с детьми устанавливают правила взаимного общения. Эти правила должны быть достаточно гибкими, дающими возможность согласовывать индивидуальные и групповые интересы.
Решение учебно-воспитательных задач осуществляется посредством организации самостоятельной деятельности учащихся (постановка и разрешение проблемной ситуации, поиск необходимой информации, выполнение упражнений). В школе функционирует Центр документации, где учащиеся могут найти необходимую информацию.
Все учащиеся выполняют программу минимум. При этом объем учебного материала может варьироваться в зависимости от способностей и возможностей ребенка. Более сильные учащиеся успевают проработать дополнительный материал, что является одной из форм дифференциации. Школьники, достигшие одного уровня, могут заниматься вместе по конкретным предметам (чтение, математика, родной или иностранный язык и др.). В зависимости от способностей учащихся и уровневых различий используются следующие формы организации учебной работы: аудиторное занятие, индивидуальная помощь, самостоятельная работа. Дети выполняют задания в собственной манере и собственном темпе, стремясь получить наилучшие результаты.
Правила и границы, обеспечивающие свободу, - очень важная часть Дальтон-педагогики.
Понятно, что лучше всего для этих целей подходят правила, выработанные совместно всеми членами школьного сообщества.
Учитель позволяет погружаться в тему так глубоко, как этого хочет ученик, и не разбивает его школьную жизнь на разрозненные осколки академических предметов. Школьник плавает в учебном пространстве, не запутываясь в нем, потому что у него есть план, придуманный им самим или в соавторстве со взрослым.
Он может легко найти необходимую информацию. Научение разным способам её поиска - одна из важных частей Дальтон-образования.
Самостоятельность. В любой Дальтон-школе огромная библиотека со множеством энциклопедий, словарей, подборкой произведений художественной литературы, подшивками журналов и информационный центр с картотеками и компьютерами.
Учебник в подобной системе - книга из разряда прочих, которой также надо уметь самостоятельно пользоваться.
Принцип самопроверки здесь один из важнейших.
Большая часть книжек, тетрадок, специальных пособий и карточек устроены таким образом, чтобы ребенок в процессе работы мог проверять себя сам. Впрочем, окончательный результат он всегда показывает учителю, вместе с которым обсуждает и вырабатывает дальнейшую стратегию действий.
Рекомендуемая литература
1. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. Сборник научных трудов. – М.: А.П.О., 1993.
2. Паркхерст Х. Воспитание и обучение по Дальтоновскому Плану. – М., 1925.
3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. – М., 1986.