Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ И ПЕДАГОГИКУ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
(указывается наименование дисциплины в соответствии с ГОС)
Данное учебное пособие разработано в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначено для общегуманитарной подготовки специалистов.
Пособие представляет собой краткий курс лекций, оснащено словарем терминов и списком литературы по изучаемым темам. Каждая тема содержит контрольные вопросы.
Предназначается для студентов высших учебных заведений.
Оглавление
Оглавление. 3
1 раздел 1 глава Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. Методы психологического исследования. История развития психологического знания и основные направления в психологии. 6
1. Педагогика как наука и практика. 6
2. Что изучает психология?. 10
3. Научно-исследовательские методы психологии и педагогики. 13
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 16
2 глава Мозг и психика. Структура психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Основные психические процессы. Соотношение сознания и бессознательного. 17
1. Основные функции психики. Психика и организм.. 17
2. Сознание и подсознание. Структура сознания. 19
3. Психика, поведение и деятельность. Механизмы психологической защиты.. 23
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 26
2 раздел 1 глава Ощущение, восприятие, представление. 27
1. Познавательные процессы. Структура приема информации. 27
2. Ощущения: классификация, общие свойства. 28
3. Восприятие, его виды и свойства. 31
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 33
2 глава Внимание. 34
1. Общее представление о внимании. Теории внимания. 34
2. Сосредоточенность и развитие внимания. 38
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 39
3 глава Мнемические процессы.. 40
1. Общая характеристика памяти. Теории памяти. 40
2. Виды и особенности памяти. 42
3. Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания. 44
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 47
4 глава Воображение. 48
1. Понятие "воображение", его виды и формы проявления. 48
2. Аналитико-синтетический характер. 50
процессов воображения. 50
Функции воображения. 50
3. Воображение и мышление. Воображение и творчество. 51
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 54
5 глава Мышление и интеллект. 55
1. Сущность мышления как познавательного процесса. 55
2. Типы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. Творчество. 58
3. Речь как инструмент мышления и средство общения. Общение и речь. 60
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 63
3 раздел 1 главаЛичность. Межличностные отношения. Психология малых групп. Социально-ролевое общение. Межгрупповые отношения и взаимодействия. 64
1. Определение понятия "личность". Соотношение понятий "человек", "индивид", «субъект», "индивидуальность" с понятием "личность". 64
2. Исследования личности: этапы, научные подходы.. 66
3. Структура личности. Социализация личности. 70
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 73
2 глава Психология конституционных различий. Темперамент. 74
1. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. 74
2. Характеристика типов темперамента. Темперамент и личность, темперамент и деятельность 77
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 81
3 глава Характер. 82
1. Понятие о характере. Физиологические основы характера. 82
2. Структура характера. Черты характера. 84
3. Акцентуации характера. 88
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 90
4 глава Способности. 91
1. Понятие "способности". Структура и виды способностей. 91
2. Природа человеческих способностей. 95
3. Развитие способностей. 97
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 100
5 глава Психическая регуляция поведения и деятельности. Чувства и эмоции. 101
1. Понятие о чувствах, эмоциях и их видах. Эмоциональные состояния. 101
2. Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека. 105
3. Чувства и личность. 107
Развитие эмоциональной сферы личности. 107
и эмоциональная саморегуляция. 107
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 108
6 глава Воля. 109
1. Общее понятие о воле. Теории воли. 109
2. Волевая регуляция человеческого поведения. 112
3. Развитие воли у человека. 115
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 116
4 раздел 1 глава Педагогика: объект, предмет и задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики. 117
1. Дидактика: понятие, основные функции. 117
2. Принципы обучения. 118
3. Функции и формы обучения. Методы обучения. 119
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 121
2 глава Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. 122
1. Общее представление о воспитании. 122
2. Цели образования и воспитания. Педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. 123
3. Воспитание в педагогическом процессе. Средства и методы воспитания. 125
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 126
3 глава Российская система образования. Цели, содержание, структура непрерывного образования. Управление образовательными системами. Педагогический процесс. Технология непрерывного образования. 127
1. Структура межличностных отношений в учебной ситуации. 127
2. Виды ситуационных отношений. 128
3. Эмоционально-нравственное развитие личности. 130
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 131
4 глава Глава 4. 132
Нравственно-психологический образ педагога. 132
1. Труд педагога: различные точки зрения. 132
2. Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога. 134
3. Система государственных мер, стимулирующих повышение квалификации педагогов. 137
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 138
5 глава Глава 5. 139
Воспитание в педагогическом процессе. Семейное воспитание и семейная педагогика. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. 139
1. Характерные черты семейного воспитания, его проблемы.. 139
2. Семейная педагогика об условиях и основных типах. 141
семейного воспитания. 141
3. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе. 143
Авторитет воспитателя. 143
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 147
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ И ПЕДАГОГИКУ
Глава 1
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. Методы психологического исследования. История развития психологического знания и основные направления в психологии.