Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ И ПЕДАГОГИКУ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

(указывается наименование дисциплины в соответствии с ГОС)

Данное учебное пособие разработано в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначено для общегуманитарной подготовки специалистов.

Пособие представляет собой краткий курс лекций, оснащено словарем терминов и списком литературы по изучаемым темам. Каждая тема содержит контрольные вопросы.

Предназначается для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

Оглавление. 3

1 раздел 1 глава Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. Методы психологического исследования. История развития психологического знания и основные направления в психологии. 6

1. Педагогика как наука и практика. 6

2. Что изучает психология?. 10

3. Научно-исследовательские методы психологии и педагогики. 13

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 16

2 глава Мозг и психика. Структура психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Основные психические процессы. Соотношение сознания и бессознательного. 17

1. Основные функции психики. Психика и организм.. 17

2. Сознание и подсознание. Структура сознания. 19

3. Психика, поведение и деятельность. Механизмы психологической защиты.. 23

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 26

2 раздел 1 глава Ощущение, восприятие, представление. 27

1. Познавательные процессы. Структура приема информации. 27

2. Ощущения: классификация, общие свойства. 28

3. Восприятие, его виды и свойства. 31

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 33

2 глава Внимание. 34

1. Общее представление о внимании. Теории внимания. 34

2. Сосредоточенность и развитие внимания. 38

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 39

3 глава Мнемические процессы.. 40

1. Общая характеристика памяти. Теории памяти. 40

2. Виды и особенности памяти. 42

3. Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания. 44

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 47

4 глава Воображение. 48

1. Понятие "воображение", его виды и формы проявления. 48

2. Аналитико-синтетический характер. 50

процессов воображения. 50

Функции воображения. 50

3. Воображение и мышление. Воображение и творчество. 51

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 54

5 глава Мышление и интеллект. 55

1. Сущность мышления как познавательного процесса. 55

2. Типы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. Творчество. 58

3. Речь как инструмент мышления и средство общения. Общение и речь. 60

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 63

3 раздел 1 главаЛичность. Межличностные отношения. Психология малых групп. Социально-ролевое общение. Межгрупповые отношения и взаимодействия. 64

1. Определение понятия "личность". Соотношение понятий "человек", "индивид", «субъект», "индивидуальность" с понятием "личность". 64

2. Исследования личности: этапы, научные подходы.. 66

3. Структура личности. Социализация личности. 70

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 73

2 глава Психология конституционных различий. Темперамент. 74

1. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. 74

2. Характеристика типов темперамента. Темперамент и личность, темперамент и деятельность 77

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 81

3 глава Характер. 82

1. Понятие о характере. Физиологические основы характера. 82

2. Структура характера. Черты характера. 84

3. Акцентуации характера. 88

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 90

4 глава Способности. 91

1. Понятие "способности". Структура и виды способностей. 91

2. Природа человеческих способностей. 95

3. Развитие способностей. 97

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 100

5 глава Психическая регуляция поведения и деятельности. Чувства и эмоции. 101

1. Понятие о чувствах, эмоциях и их видах. Эмоциональные состояния. 101

2. Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека. 105

3. Чувства и личность. 107

Развитие эмоциональной сферы личности. 107

и эмоциональная саморегуляция. 107

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 108

6 глава Воля. 109

1. Общее понятие о воле. Теории воли. 109

2. Волевая регуляция человеческого поведения. 112

3. Развитие воли у человека. 115

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 116

4 раздел 1 глава Педагогика: объект, предмет и задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики. 117

1. Дидактика: понятие, основные функции. 117

2. Принципы обучения. 118

3. Функции и формы обучения. Методы обучения. 119

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 121

2 глава Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. 122

1. Общее представление о воспитании. 122

2. Цели образования и воспитания. Педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. 123

3. Воспитание в педагогическом процессе. Средства и методы воспитания. 125

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 126

3 глава Российская система образования. Цели, содержание, структура непрерывного образования. Управление образовательными системами. Педагогический процесс. Технология непрерывного образования. 127

1. Структура межличностных отношений в учебной ситуации. 127

2. Виды ситуационных отношений. 128

3. Эмоционально-нравственное развитие личности. 130

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 131

4 глава Глава 4. 132

Нравственно-психологический образ педагога. 132

1. Труд педагога: различные точки зрения. 132

2. Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога. 134

3. Система государственных мер, стимулирующих повышение квалификации педагогов. 137

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 138

5 глава Глава 5. 139

Воспитание в педагогическом процессе. Семейное воспитание и семейная педагогика. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. 139

1. Характерные черты семейного воспитания, его проблемы.. 139

2. Семейная педагогика об условиях и основных типах. 141

семейного воспитания. 141

3. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе. 143

Авторитет воспитателя. 143

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 147

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ И ПЕДАГОГИКУ

Глава 1

Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. Методы психологического исследования. История развития психологического знания и основные направления в психологии.

Наши рекомендации