Проблемы просто не существует. Прикрытие для меня начинается с первых
нижних нот моего диапазона,примерно с нижнего баритонового ля, а для
теноров должно начинаться — с до. Тот, кто научится прикрывать первые
ноты своего диапазона,у того весь голос снизу доверху звучит прикрыто, и
он поет без переходов.Таково мое личное убеждение. Если я пою, на-
пример, ми-бемоль открыто и после этого беру ми или другую более вы-
сокую ноту прикрыто, то получается разница в звучании. Чувствуется,
что нота заужена. Если же я низкое ля беру закрыто, то иду до верхнего
ля без всяких переходов. Я стал думать о таких вещах тогда, когда мне
уже пора на пенсию! Пел я больше интуитивно, и голос мой сам легко при-
крывался.Скоро я совсем перестану петь, и мои знания в этой области
мне будут не нужны. Я уже 15 лет пою в Ла Скала, и мне сейчас 47 лет.
Брускантини. Это один из старейших сотрудников Ла Скала.
— Какое мнение у Вас о русских певцах и как Вы на слух оцениваете
русский язык ? Как он для Вас звучит ?
— Русский язык для меня звучит мелодично, мягко, но все же по
сравнению с итальянским он более узок.Итальянский по звучанию полнее
и шире, а русский несколько обужен. Что касается русских певцов и рус
ских опер, должен сказать, что почти их не знаю. Это очень досадно, но у
нас в Москве так мало времени, и мы так заняты! Вообще, я слышал сла
вянских певцов. Хорошо знаю Бориса Христова, с которым многократно
пел. Мое общее, хотя и весьма поверхностное, впечатление опении рус
ских и славянских певцов такое: мне кажется, что в их пении много заду
шевности и мягкости. Мягкость их пения почти такая же, как у итальян
цев, в противоположность, например, немцам или даже французам, ко
торые далеки от итальянского пения. Это мое личное впечатление, кото
рое я серьезно аргументировать не могу, тем более, я слишком мало слы
шал русских певцов, чтобы иметь твердое суждение об их искусстве.
Вообще же, я, хотя и пою 15 лет в Ла Скала, ни разу не слышал
спектаклей Ла Скала, не был в нем слушателем. Не знаю я ни одного
другого театра. Могу только высказать свое мнение о некоторых певцах,
с которыми мне приходилось петь, общаться на сцене.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вошедшие в эту книгу беседы с выдающимися итальянскими
вокалистами, как мы видим, отличаются значительным разнообразием
мнений по различным вопросам организации певческого звука, воспита-
ния певческих навыков, субъективных певческих ощущений и т.п. Они
раскрывают тот индивидуальный опыт, который приобрел певец в про-
цессе обучения и творческой деятельности. Вместе с тем в них находят
отражение индивидуальные анатомо-физиологические условия, которые
требуют от певца тех или иных певческих приспособлений. Несмотря на
индивидуальность, субъективность этих мнений, несмотря на то, что в
каждом случае в наличии разное строение и свойства голосового аппара-
та, несмотря на различные школы, по которым певцы обучались, интер-
вью содержат и ряд общих мнений, характерных для итальянской школы
пения вообще. Эти интервью позволяют сделать ряд выводов для вокаль-
но-педагогической практики. Они также дают возможность понять, по-
чему итальянские певцы так высоко держат уровень вокально-техничес-
кого совершенства голоса. Нам кажутся также весьма важными мнения
итальянских певцов о русском языке и отечественных исполнителях.
Ряд мнений по воспитанию голоса, которые мы находим в интер-
вью, достаточно известны и лишь подтверждаются высказываниями этих
выдающихся певцов, другие — вполне оригинальны и проливают свет
на те или иные стороны процесса голосообразования, воспитания пев-
ца или его режима.
1, Первое, о чем говорится решительно во всех интервью, это то,
что в основе искусства пения лежит ежедневный, систематический, це-
ленаправленный труд над голосом, сопутствующий певцу на протяже-
нии всей его жизни — от первых этапов занятий до окончания певчес-
кой карьеры. Певец в Италии совершенствует голос на протяжении всей
своей певческой деятельности.Все певцы ежедневно шлифуют свою тех-
нику на упражнениях и вокализах. Количество времени, которое они
затрачивают в день на работу по совершенствованию голоса, различ-
но, но сам факт ежедневного, систематического технического тренажа
неоспорим. Собственно, факт обязательности такого вокального тре-
нажа в течение всей жизни не является новостью. О нем достаточно
ясно сказано в известных у нас воспоминаниях Маттиа Баттистини,
Титта Руффо и других великих итальянских певцов. Наши интервью
лишь подтверждают существование принципа постоянного вокально-
технического совершенствования и на современном этапе развития
итальянской школы пения. Этот постоянный вокальный чисто техни-
ческий тренаж, работа над певческим звуком как таковым позволяют
итальянским певцам поддерживать высокий эталон правильного ака-
демического звучания голоса и качественно петь до старости, если они,
разумеется, не нарушают других, веками выработанных правил обра-
щения с голосом.
2. Все певцы отметили необходимость постоянного самоконтроля
при пении как во время обучения, когда необходимые координации еще
только устанавливаются, так и в период творческой деятельности. Этот
самоконтроль касается, прежде всего, слуховых ощущений от характера
звучания, то есть от певческого звука, который получается как результат
найденной координации в работе голосового аппарата. Звуковой само-
контроль — основа совершенствования певческих навыков. Но певцы
контролируют не только звук, не только акустический результат процесса
звукообразования, но и весь механизм, которым он производится, то
есть всю работу голосового аппарата, так как она субъективно ощуща-
ется данным певцом. Для одних певцов этот самоконтроль имеет более
обобщенный характер, куда входят многие ощущения, которые не очень
точно локализованы и дифференцированы (Гяуров, Симионато); для
других ощущения весьма точны, определенны (Френи, Брускантини,
Панераи). В круг этих ощущений всегда входят: мышечное чувство от
работы различных отделов голосового аппарата, резонаторные ощуще-
ния и весьма индивидуально выраженное чувство опоры. Внутренние
ощущения певцов, естественно, отличающиеся значительным индиви-
дуализмом, для каждого данного певца достаточно постоянны, устой-
чивы. Они служат дополнительным контролем за правильностью пев-
ческого голосообразования. Опора певцов на все эти ощущения про-
слеживается в наших беседах достаточно четко.
Что касается самих внутренних ощущений, то они представлены
у каждого певца достаточно разнообразно и индивидуально. Все же ре-
зонаторные ощущения в области так называемой «маски» во всех случа-
ях выступают как одно из обязательных показателей правильного пев-
ческого голосообразования. В той или иной формулировке об этих ощу-
щениях говорили все певцы. Что касается грудного резонирования, то
о нем некоторые из певцов вовсе не упоминали (Френи, Симионато).
Мышечные ощущения певцов оказались весьма разнообразны-
ми. О них мы скажем при анализе тех певческих установок, которыми
пользуются певцы в пении. Интересно отметить, что, например, Сими-
онато и Гяуров отмечают свое постоянное стремление контролировать
весь процесс пения в целом, делать его целиком подвластным себе. Эта
подвластность голосового аппарата требует хорошего развития всех ощу-
щений, сопровождающих пение, то есть, говоря физиологическим язы-
ком, — всех обратных связей. В этом отношении характерны слова Си-
мионато о том, что она всегда старалась сделать свой голосовой аппарат
«как бы радиоуправляемым мозгом».
3. Принцип постоянного самоконтроля тесно смыкается с прин-
ципом сознательности.Ответ на вопрос о необходимости сознатель-
ного владения своим голосовым аппаратом прозвучал в ответах боль-
шинства певцов достаточно ясно. Собственно, сами интервью пока-
зывают, что все певцы хорошо контролируют сознанием функцию
своего голосового аппарата, так как весьма подробно рассказывают о
деятельности тех или иных его частей. У них есть достаточно ясное
представление о функции различных отделов голосового аппарата, о
тех ощущениях, которые сопровождают верное или неверное для них
голосообразование. Иногда это сознательное управление различны-
ми частями голосового аппарата закладывается в процессе обучения,
а иногда певец идет интуитивным путем в организации певческого
процесса, а потом уже осознает то, что делает. Примером сознатель-
ной закладки определенных мышечных приемов в процессе обуче-
ния могут служить, например, указания Гяурова, что первый год надо
заниматься сознательным опусканием и удержанием в низком поло-
жении гортани; Туччи, Коррадетти о необходимости специальных
упражнений для поднятия мягкого нёба; мнение Брускантини о не-
обходимости сознательного развития низкого типа дыхания и т.п.
Обратным примером (сначала интуитивного приспособления своего
голосового аппарата) может служить Симионато, во всем старавшая-
ся следовать «принципу естественности, самопроизвольности» и лишь
потом осознавшая свою технику, свои певческие установки. О том же
говорит и Панераи.
Принцип сознательности охватывает не только самопроизволь-
ное сознательное управление работой своего голосового аппарата, но и
общие верные представления о функции голосовых органов, о причи-
нах того или иного характера звучания. Певец указывает, что важно слу-
шать и хороших исполнителей, и плохих, чтобы «понимать почему та
или иная нота была сделана плохо» (Филони). Наиболее полно об этом
говорит Брускантини, много анализировавший технику певцов, с кото-
рыми он пел.
Но вопрос о степени сознательности процесса голосообразования,
всегда должен решаться индивидуально. Об этом хорошо сказал Гяуров,
указавший на необходимость сохранения жизнерадостности, хорошего
общего тонуса и охраны психики обучающегося от излишнего «залеза-
ния в детали» процесса голосообразования. Не надо «превращать певца
в мыслителя», — сказал он. Это педагог должен подсказывать молодому
певцу нужные технические приспособления. (Не все певцы вполне пос-
ледовательны в своих взглядах. В течение беседы Гяуров выступает и как
защитник совершенно сознательного овладения некоторыми приема-
ми, например приемом низкого опускания гортани.)
4. Во многих беседах была отмечена сложность певческой профес
сии. Идело здесь не только в том, что в одном человеке редко встречают
ся и профессиональный голос, и музыкально-артистическое дарование
или в том, что индивидуальность строения и функции голосового аппа
рата делают чрезвычайно трудным путь к овладению вокалом. Основ
ная сложность возникает вследствие того, что процесс голосообразова
ния очень тонок и контроль за ним трудно ощутим в деталях. Певец же
беспрерывно меняется, и к голосу нельзя относиться как к чему-то стаци
онарному, постоянномув его свойствах. По этому поводу наиболее четко
высказался Гяуров, отметивший, что певец постоянно находится в из
менении, что технику голосообразования «невозможно точно фиксиро
вать, установить: вот оно так, и хоть бы на один месяц осталось таким
же!» Очень показательна в этом отношении рассказанная Иво Винко
автобиографическая история о том, что на протяжении первых лет теат
ральной карьеры он зашел в «вокальный тупик», потерял возможность
петь и ему снова пришлось учиться, осваивать новые приемы, которые
совершенно иначе раскрыли возможности голоса. Этим «новым» голо
сом, по-другому сформированным, он успешно продолжил прерванную
на время оперную карьеру. Те же мысли мы находим в интервью с Брус-
кантини, голос которого на протяжении певческой карьеры значитель
но менялся.
Эти данные лишний раз подтверждают известный афоризм, что
«певец всю жизнь ищет свой голос». Голос может легко деградировать,
«пропасть» и может «появиться», улучшиться, «украситься», как гово-
рят педагоги. Все это — свидетельство необходимости постоянного ежед-
невного целенаправленного тренажа в совершенствовании вокальной
функции, в поиске наилучших качеств звучания голоса. Без этого, как
говорит Гяуров, голос легко может уйти с «наилучших позиций».
5. В силу изменчивости певческих ощущений, непостоянства пев
ческой функции, легко меняющейся от различных факторов, наконец,
в силу того, что певец недостаточно хорошо себя слышит, в большин
стве интервью красной нитью прошла мысль о необходимости постоян
ного квалифицированного слухового контроля за голосом со стороны.Как
бы ни был развит самоконтроль, совершенствование вокальных навы
ков и поддержание наилучшей певческой координации голосового ап
парата настолько тонки, что требуют профессионального уха педагога.
Нам кажутся весьма важными утверждения многих певцов о не-
достаточности и ненадежности слухового самоконтроля, а также других
органов чувств для поддержания своего голоса в оптимальной певчес-
кой форме. Примечательным является тот факт, что даже певцы с миро-
вым именем, находящиеся в расцвете своего вокального таланта, такие,
как Френи, Туччи, Гяуров, Брускантини и другие, постоянно занимают-
ся у своих маэстро. Особенно ярко это прозвучало у Гяурова, отметив-
шего, что певец может легко отойти от наилучших певческих установок,
если он не будет постоянно консультировать свое звучание у опытного и
знающего педагога. Им же подчеркнута обманчивость, ненадежность
собственных слуховых ощущений певца: когда самому певцу кажется,
что он звучит отлично, однако, в зале его слышно плохо, так как в голо-
се недостает необходимой полетности звука. Кстати, на качество полет-
ности обратили особое внимание некоторые певцы, в частности маэст-
ро Габриэллы Туччи и Тоти Даль Монте, указавшие на возможность пол-
ноценного звучания голоса в залах на 6000 мест и арене на 30 000 мест.
Эти утверждения практиков как нельзя лучше согласуются с акустичес-
кими данными о роли высокой певческой форманты в звучании пра-
вильно поставленного певческого голоса.
Брускантини также ясно говорит о том, что «мы сами не можем
себя контролировать по-настоящему», что «у певцов всегда, ежедневно
должно быть присутствие другого человека, чтобы слышать звучание его
голоса со стороны». Об этом же говорит Туччи.
Факт постоянных вокально-технических занятий ведущих миро-
вых певцов со своими маэстро весьма примечателен. По имеющимся у
нас сведениям, отечественные певцы в большинстве своем пренебрегают
такими занятиями, целиком полагаясь на самоконтроль. Думается, в этом
вопросе следует прислушаться к мнению певцов с мировым именем.
6. Интересно отметить, что не у всех певцов в начале занятий пени-
ем были выдающиеся голоса,каковыми они являются теперь. Такая все-
мирно известная певица, как Тоти Даль Монте, констатирует, что вна-
чале ее голос был небольшой, но очень красивый. Об этом же говорит
Коррадетти: голоса ее учеников вначале бывают весьма небольшими,
становясь потом полными, мощными. Если голос правильно воспиты-
вается, то он растет и по силе, и по диапазону, украшается в отношении
тембра. Как заметил Брускантини, школой можно достигнуть всего. На-
оборот, обучаясь недостаточно, меняя педагогов, торопясь идти на сце-
ну без серьезной вокально-технической подготовки, певцы быстро те-
ряют свои голоса. Об этом достаточно полно говорит Винко. Итак, го-
лос выдающегося певца — это не только природные данные, но в значи-
тельной мере результат правильного педагогического воздействия.
lj Овладение вокальной техникой требует длительного времени,
большой постепенности, труда, выдержки, терпения.Голос растет и раз-
вивается медленно, в результате правильных систематических занятий.
Все певцы указывают на недопустимость ускорения этого процесса.
Форсирование развития голоса приводит к его разрушению. О посте-
пенности, осторожности в повышении нагрузки, в усложнении вокаль-
но-технических заданий говорят решительно все певцы. Это относится
и к общей длительности пения, и к продолжительности занятий, и к ов-
ладению полным диапазоном, и к постепенному освоению более слож-
ного репертуара, и другим моментам
Соблюдение постепенности и последовательности для успешно-
го развития голоса весьма четко прозвучало во всех интервью. Развитие
профессиональных качеств голоса — многолетний процесс. Все певцы
пришли к профессионализму в результате продолжительной работы, хотя
жизнь у каждого из них складывалась различно. Одни достигали этого в
условиях консерватории, другие — в результате частных занятий, тре-
тьи, — получив до театра неполную подготовку, постигали необходимые
вокально-технические навыки в процессе творческой деятельности на
оперной сцене. В последнем случае, исполняя небольшие партии, они
продолжали усиленные занятия со своими маэстро (Туччи, Коррадетти,
Брускантини, Винко и др.).
Принцип постепенности выдерживается в Италии не только в
процессе занятий с маэстро по усовершенствованию вокально-техни-
ческих навыков, освоению репертуара, но и на подмостках сцены. Об-
ращает на себя внимание тот факт, что большинство певцов вначале поют
значительное количество небольших партий, а ведущие им поручаются
только впоследствии, когда голосовой аппарат окрепнет. То же и в осво-
ении драматического репертуара, который обычно дают после овладе-
ния лирическими, менее вокально нагруженными партиями. Тоти Даль
Монте, например, указывает, что тенорам, которые по своему вокаль-
ному развитию уже могли бы петь «Тоску» или «Андре Шенье», она пред-
лагает сначала разучивать партии из «Травиаты» и «Риголетто». «Всегда
лучше дать более легкое», — говорит она. Такая последовательность ук-
репляет вокальные навыки и позднее, когда певец осваивает драмати-
ческий репертуар, не позволяет исказить правильность голосообразо-
вания, несмотря ни на какие перегрузки, связанные с драматизмом
партии. «Надо учиться спокойно, не спеша, сосредоточенно и терпели-
во», — советует Коррадетти.
8. Систематичность и режим певческих занятийтакже отражены в
наших интервью. Большинство певцов считают целесообразным ежед-
невные занятия с маэстро, хотя некоторые (Винко, Френи) полагают до-
статочными для совершенствования голоса 2—3 урока в неделю. Во всех
ответах слышится постоянный призыв к осторожности в вокальной на-
грузке. С начинающими рекомендуется петь около получаса. Туччи со-
ветует заниматься ежедневно по полчаса, что значительно правильнее,
чем через день — по часу. Ежедневные занятия помогают сохранить все,
что пройдено на предыдущем уроке. Увеличение времени занятий при-
носит пользу в том случае, когда вокальная установка голосового аппа-
рата уже найдена (Френи). Пока же этого нет — лучше петь меньше.
Однако если выдался день с большой вокальной нагрузкой, то на следу-
ющий лучше помолчать (Брускантини, Френи). Общая длительность
пения в день, когда нет спектакля, обычно равна 2,5—3 часам макси-
мум, разделенным перерывами. Для Френи, например, важно ежеднев-
но петь упражнения для развития вокальной техники не менее получа-
са-часа в день. Кроме того, еще два часа уходят на разучивание новых
опер. Такое распределение времени достаточно характерно. Поскольку
итальянские певцы имеют в своем репертуаре большой список партий и
их надо держать в памяти и вокальной форме, все певцы постоянно учат
и шлифуют партии своего репертуара. Дель Монако (по Брускантини) в
дни спектакля поет лишь легкие упражнения и вокализы, а очень полез-
ные, хотя и утомляющие горло длительные упражнения, он исполняет в
периоды свободы, когда у него нет выступлений.
Эти сведения о режиме занятий итальянских певцов в общем со-
впадают с принятыми гигиеническими нормами и отражают накоплен-
ный веками опыт обращения с певческими голосами.
9. В процессе воспитания голоса всегда сталкиваются две силы,
две индивидуальности: педагог и ученик. В успехе педагогического про-
цесса определяющее значение имеет не только мастерство маэстро, его
знания и опыт, но и, прежде всего, комплекс данных самого ученика.
Об этом полнее всего сказал Леонардо Филони, указавший на то, что в
совместной творческой работе педагог может лишь натолкнуть на луч-
шие координации, предложитьте или иные приемы, просить запомнить
нужные ощущения, но выполнить и закрепить, усвоить, отобрать то, что
необходимо для улучшения голоса, может только сам ученик. Потому
умение схватить, запомнить, то есть «цепкость» ученика, имеет перво-
степенное значение в успехах вокального обучения. От этой цепкости в
значительной мере зависит и время, необходимое для обучения вокалу.
Большое значение имеет также развитость ученика, его знакомство с ана-
томией и физиологией голосового аппарата (Винко, Туччи). Маэстро
Габриэллы Туччи также считает, что важнейшим качеством ученика яв-
ляется его интеллигентность.
Обращает на себя внимание и то, что многие певцы еще до заня-
тия пением уже были приобщены к музыке. Так, например, Гяуров иг-
рал на скрипке, на кларнете, дирижировал хором и оркестром, Корра-
детти была пианисткой. Для Италии вообще характерно глубокое про-
никновение в повседневный быт серьезной музыки, особенно вокаль-
ной. Так что проблема музыкального развития будущего певца всегда в
значительной мере облегчена, и сугубо технические приемы естествен-
но связываются с музыкальными заданиями. Очень четко и образно от-
ветил на вопрос о развитии кантилены Гяуров: надо почувствовать стрем-
ление, необходимость сделать ее в музыкальной фразе, а для этого надо
быть музыкантом. В успешном развитии певца огромную роль играют
его хорошая музыкальность, общая интеллигентность и вокальная цеп-
кость, наряду с такими психическими качествами, определяющими ус-
пех во всяком деле, как интерес, внимательность, трудолюбие, целеуст-
ремленность и т.п. Винко, в частности, указывает, что для успеха в овла-
дении искусством пения следует вести здоровую, спортивную жизнь,
относиться со всей серьезностью и строгостью к себе, к своему жизнен-
ному режиму и здоровью.
Весьма важным психологическим фактором, необходимым для
успешного развития ученика, является его полное доверие к учителю.
Без этого — результативные занятия невозможны. Абсолютное доверие
должно охватывать достаточно большой срок времени для того, чтобы
педагогическое воздействие могло полностью проявиться (Винко). Вин-
ко предупреждает также о вреде перехода от одного педагога к друго-
му — этой болезни многих обучающихся, неоправданно ищущих при-
чину недостаточно быстрого развития не в себе, а во внешних факторах,
в частности, в неудовлетворенности своим педагогом.
10. Несколько певцов подтвердили общеизвестное положение: для