Технология проведения «огоньков»

Огонек - особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать.

Условия, необходимые для проведения огонька:

1) Участники удобно устроены в кругу,

2) Наличие живого огня (обычно в центре круга)

3) Огонек готовиться ведущими (реже - в конце смены - лидерами группы)

4) Необходимый эмоциональный настрой

5) Ведущему нужно следить за выражением своего лица, интонацией и т.д.

6)Поддержание доброй атмосферы (правило свободного микрофона). Нужно избегать повышенного тона

7) Тема огонька актуальна для большинства участников

8) Возможно наличие своих традиций огонька

Виды огоньков: знакомства, кофликтный, адаптации, анализа, тематический.

Вид, тип Содержание Уровень отряда
ОГОНЬКИ ЗНАКОМСТВА
Рассказ-эстафета   Этап развития коллектива (при смене в 24 дня) – 1, т. е. 2-3-4 день. Передача предмета по кругу. Говорит тот, у кого предмет. Выговариваются сидящие в кругу по принципу: "все говорят, а чего бы и мне не сказать". Выговаривается вся группа. любой
Пакет откровений   Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами. Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы. любой
Музей любимых вещей   3-4 день смены. Рассказ не о себе, а о предмете, характеризующим хозяина и демонстрируемому на огоньке. Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны. высокий.
Гороскоп   2-3 день смены. Дети распределяются по группам - знакам зодиака. Перед высказыванием - краткая характеристика знака. Необычная характеристика детей, форма запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз и т.д. низкий
Фонарщик 3-4-5 день смены. Эмоциональное представление легенды о маленьком фонарщике. Говорит тот, у кого свеча (фонарь). Передача по свободному выбору. Определяет умение выбрать, выделить для себя отдельных людей. Опережающий шаг на выделение микрогруппы. высокий
Букет цветов На каждом цветке - вопрос. Высказывающийся дарит цветок по своему выбору. низкий
Памятный день   2-3 день. Рассказывая о себе, ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это огонек- тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам. Сам огонек проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ любой


ОГОНЬКИ - ОТКРОВЕНИЯ (КОНФЛИКТНЫЕ)
Письмо другу   2 этап (8-11 день). Участники огонька устно "пишут" письмо другу, родным. (Принцип дневника). Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии. любой
Я не понимаю 3 этап (20-22 день). Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом, начинающимся на "Я не понимаю, почему..?".Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого человека, налаживание контактов.  
Разговор в темноте   26-27 день. Матрац-холл. Полная темнота, дети в расслабленном состоянии. Эффект разгрузки отрицательных эмоций, выход детей на самостоятельное решение проблем, возникающих в отряде. средний  
Разговор с игрушкой 2 этап (8-10 день). Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой). По принципу "письмо другу", но плюс тактильный контакт. средний, младший
Разговор с попутчиком 3 этап (20-22 день). Ситуация: закончилась смена, нужно рассказать попутчику о происходящем в лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление положительных. любой
Ситуативный (Электрический стул) Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текст в случае его некорректности по отношению к человеку). Дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства. высокий
Круг молчания - 1   2 этап (10-16 день). Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается спиной к центру. Остальным говорить строго запрещено, т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта. высокий
Круг молчания - 2   Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать, выходит и садится в круг. В обоих огоньках "Круг молчания" создается элитарность говорящих, в число которых втягивается остальная часть отряда. высокий
Наедине с собой   2-3 этап, ситуативно. Говорящий выходит в круг к свече. Путем использования свечи достигается эффект концентрации внимания участника и эффект одиночества, откровенности. средний.
Разговор со свечой   Создается ситуация, в которой человек вслух может высказать мысли, "скребущие душу", "крик души". Внимание акцентировано на проблеме в отряде. средний
  ТЕМАТИЧЕСКИЕ
  Проводятся в зависимости от логики и событий смены. Например - огонек о любви и дружбе. Возможно использование пакета откровений, театра миниатюр, разговора на проблемную тему и т.д. Закрепляет и корректирует морально-этические нормы поведения. Корректировка отношений мальчик-девочка. Может быть получение новой информации. высокий, средний
ОГОНЬКИ АНАЛИЗА
Огонек оргпериода   2 этап (7-8 день). Ответ на вопрос "Что получилось?". По форме проведения может быть конфликтным. Фиксация у детей точки перехода от пассивной позиции в отряде к активной. Начало блока обучения ЗУНам, связанной с системой анализа и построения дальнейшей жизни. любой
Цепочка 2 этап. Один участник говорит 2-3 фразы, связанные со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор. Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества информации; кратковременного проведения. слабый, средний
Машина времени   2-3 этап. Игра - отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения перспектив, т.е. ребята рассказывают о предстоящей смене как будто они ее уже прожили. Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепление навыков построения перспективы, творческих подходов. Ведущий может выделить проблемы, волнующие детей. любой
Отряд для меня   Финал смены. Каждый участник огонька отвечает на вопрос "Чем стал отряд для меня за эту смену?". Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни. любой
Свечка (анализ дня) а) 1 этап. Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу. Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется. в) 2 этап. Обсуждение ведется по микрогруппам, после чего выступает один представитель от микрогруппы на общий круг (который решает общие вопросы). Наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в обсуждении. Наиболее продуктивная работа по анализу, выведение лидеров в режим явного лидирования в микрогруппе. с) 3 этап. Свободный микрофон. Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме (по вопросам). Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для само реализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности; имеется возможность диалога. средний, высокий  
ОГОНЬКИ АДАПТАЦИИ
Позиция   Конец 3-го этапа. Моделирование предположительного поведения ребенка в социуме, его критическое конструирование. Это огонек-тренинг выживания ребенка в социуме "большой земли" не теряя своих положительных качеств, полученных и закрепленных в лагере. любой.  
Живой уголек   Самый последний разговор. В руках говорящего свеча, горящая ветка и т.д. - "Живой уголек". Высказываются последние пожелания и "Живой уголек" передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему из системы отряда. любой.
Расскажи мне о себе   Финальный огонек. О каждом участнике высказывает свое мнение 1 человек и 2-3х называет сам тот человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона. Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему возможность корректировать эту систему в дальнейшем. любой
"Я как в зеркала смотрюсь в людей..." Финальный огонек. Перед огоньком проводится социометрия, анкетирование. В помещении создается эффект зеркала при помощи свечей оформления. Говорящий и слушающий находятся в креслах друг против друга. Достигается концентрация внимания на диалоге. только высокий

16. Диагностические приемы, которые могут быть использованы на "огоньке":

1.“Конверт откровений”

Вожатый заранее заготавливает конверт с большим количеством вопросов. Желательно, чтобы вопросы носили нравственно-этический характер, типа:

- что ты больше всего ценишь в людях?

- какая твоя самая большая цель в жизни?

- какие черты характера человека тебе особенно неприятны?

- на кого из известных героев прошлого (фильма, книги) ты хотел бы быть похожим и почему? и т.д.

2."Здравствуй, мне очень нравится …"

По кругу каждый из сидящих говорит своему соседу слева фразу: "Здравствуй, мне очень нравится …", продолжая ее по своему усмотрению, стараясь найти в своем товарище что-то приятное, хорошее.

3."По одежке встречают …"

Каждый раз, при встрече нового человека, у нас создается о нем какое-то впечатление, часто оно не ошибочно. Сейчас мы попробуем поделиться своими первыми впечатлениями друг о друге. Вы получаете карточку, на которой написано имя одного из участников, а также лист бумаги (всем раздаются одинаковые листы), где есть вопрос: «Кто Я?» Ваша задача — написать десять пунктов, отвечая на этот вопрос за человека, чье имя у вас на карточке. И еще одно условие: никто не должен знать, кто о ком пишет. По окончании работы листочки раскладываем на столе рабочей стороной вверх. Затем, когда все будет разложено, каждый подойдет и выберет тот листок, на котором, как ему кажется, написано от его имени.

Этот этап работы вызывает интерес и легкое волнение у членов группы. В процессе поиска своего «портрета» им приходится прочитать не один, а несколько листочков, «поспорить» с кем-то из претендентов за одну и ту же характеристику, суметь отстоять свое право на нее. При обсуждении ведущий предлагает ответить на несколько вопросов:

1. Удовлетворены ли вы тем, что написано на полученном листочке?

2. Что вызвало удивление, произошли ли «открытия»?

3. Что вызвало наибольший интерес в процессе работы?

4. Какие трудности испытывали при выполнении упражнения?

4."Солнышко"

Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это "солнце". Группа ("планеты") становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем "солнце" открывает глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.

Не стоит ограничиваться только предложенными нами советами. Используйте на "огоньках" всевозможные игры и тренинги, которые помогут вам добиться решения тех педагогических задач, которые вы ставите на проведение "огонька". Нет норм проведения "огонька". Все зависит от вашей фантазии, от вашего мастерства.

17. Игры на знакомство и сплочение детского коллектива:

Название Краткое описание Цель игры Кол.чел. Примечание
«Снежный ком» По кругу каждый называет свое имя и имена уже назвавших перед ним. Знакомство и сплочение группы До 20  
«Путаница» Каждый берет за руки двух разных людей, стоящих, желательно, не рядом. Задача – не разнимая рук распутаться в новый круг. Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения 5-10 Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятия.
«Черные шнурки» Все сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тех., у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто место не нашел, становится ведущим. Разрядка, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее. 6-25 По мере овладения игрой взрослые ведущие могут подавать пример называния более интересных признаков, как то определенных отношений.
«Вася – Вася» Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по коленям и щелчков пальцами. Во время первого щелчка называют свое имя, во время второго имя другого человека, на которого смотрит, не сбиваясь с ритма. Знакомство, внимание, наблюдательность, координация 5-10 Желательно во время называния чужого имени смотреть на адресата.
Имена- качества Каждый придумывает какое- либо качество личности, свойство характера, начинающееся на ту же букву что и имя (например: Лариса- любовь, Сергей- скромность) которое он мог бы привнести в эту группу сегодня. Знакомство, создание доброжелательной атмосферы. Любое Подходит для начала 3-4 занятия, когда участники уже чувствуют себя достаточно безопасно.
Вопросы на бумажках Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ. Вопросы складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый участник отвечает на тот вопрос, который ему достался. Знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны. Любое Возможный уход от серьезной работы- написание вопросов типа «Какого цвета у меня волосы». Ведущий может заранее сказать, каково было бы ему получить такой «вопрос-отмазку»
Знакомство по парам Участники разбиваются по парам, желательно по принципу наименьшей «знакомости». В течение 10 минут рассказывают друг другу о себе, потом представляют партнера другим участникам, говоря о нем от первого лица, стоя за спиной и положа руки на плечо сидящего впереди партнера. Затем упражнение обсуждается. Знакомство, опыт общения, опыт восприятия информации о другом и о себе со стороны. Внимание к личности другого. Четное 8-16 Упражнение может вызвать сильное переживание, во время обсуждения надо это учитывать.
«Поиск общего» Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью. Знакомство, внимание к личности другого и проявление своей личности. 8-30 Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т. д.  
«Времена года» Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомимически изображает свое время года, задача всех остальных- угадать какое. Разрядка, знакомство, сплочение группы. 10-25  
«Дни рождения» Участники молча строятся в линейку по дням рождения. Разрядка, знакомство, сплочение группы 5-30  
«Построиться по …» Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, цвет волос, веселость, активность и т. д.) Разрядка, сплочение. Осознание относительности любой системы оценки. Любое Важен комментарий ведущего по поводу разных систем оценки. Это может помочь осознать подростку первый он или последний зависит не от него, а от оцениваемого критерия.
«Колпак» «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Все поют песню несколько раз, каждый раз прибавляют обозначение слова жестом. Последнее исполнение песни состоит практически из жестов. Разрядка, смех, ощущение цельности группы. Любое Хорошо проводить во время заключительных занятий.
«Поджигатель» Все берутся за руки цепочкой и закручиваются вокруг одного человека в плотный клубок. Один из участников «поджигатель» предлагает группе «огонек». Сначала все отказываются, затем соглашаются и когда «поджигатель» дотрагивается до крайнего участника, цепочка раскручивается с целью поймать в круг «поджигателя». Когда поймают – издают громкий вопль. Разрядка, сплочение группы. 6-12 У некоторых участников игры тесный физический контакт внутри «клубка» может вызывать напряжение.
«Телетайп» Участники встают в круг, держась за руки. Один из участников посылает телеграмму, называя имя адресата. Телеграмма передается по кругу незаметным нажатием рук. Задача ведущего. который стоит в центре, заметить пожатие. Тот, кого заметили, становится ведущим. Групповое сплочение, снятие возбуждения. 6-20 Можно использовать для завершения занятий.
«Фруктовая корзина» Участники сидят в кругу, ведущий в центре. Каждый придумывает себе название фрукта. Ведущий говорит какие фрукты он купил на базаре и они должны поменяться местами. Задача ведущего- успеть занять место. Тот, кто остался без места, становится ведущим. Разрядка 6-15  
«Стул сгорел» Стулья (на один меньше, чем участников) ставятся в круг сиденьями наружу. Все бегают по кругу, не касаясь стульев и по команде ведущего садятся. Тот, кому не хватило стульев, выбывает. Разрядка 6-30 Неизбежен соревновательный характер игры. При большом количестве участников можно убирать несколько стульев.
«Ассоциации» Мяч перекидывается в кругу (произвольно) и каждый у кого в руках мяч, называет слово. Тот, кому перекинули называет слово- ассоциацию к сказанному предыдущим участником. Ассоциативное мышление, знакомство. 6-20 Может быть задана тема для ассоциаций. Игра может быть переходом от одной темы к другой.

Итоговая диагностика

1. АНКЕТА “ДОПИШИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ”

1.Самое яркое впечатление за эти дни у меня

2.Из проведенных дел мне больше всего понравилосьпотому что

3.Больше всего меня радует

4.Больше всего я разочаровался в

5.О тех людях, которые меня окружают, я могу сказать

6.Я буду протестовать и возмущаться, если

7.Я буду рад, если

8.Для своего отряда я хочу предложить

9. Если бы я был вожатым, то я

ну, а если начальником смены, то

2. Анкета «КАК МЫ ЖИЛИ? »

Если вас заинтересовал анализ качества вашей работы в течение смены, то рекомендуем провести следующую анкету:

/. Нравится ли тебе ездить в оздоровительный лагерь?

2. Ты приехал (а) по желанию или по настоянию родителей?

3. Жалеешь ли ты об этом?

4. Чего, с твоей точки зрения, в этой смене в жизни лагеря было больше:

• положительного

• отрицательного

5. Можно ли сказать, что вожатые и воспитатели работали хорошо?

6. Чего, по твоему мнению, в жизни отряда в этой смене было больше:

• положительного

• отрицательного

7. Если бы тебе сейчас предложили перейти в другой отряд, сделал бы ты это?

8. Считаешь ли ты, что вожатый твоего отряда самый лучший?

9. Если да, то почему?

а) потому что закрывает глаза на поведение;

б) личная симпатия;

в) умеет зажечь, руководить, рассказывать и т.д.

10. Хотел бы ты начать смену сначала в том же составе?

11. В каком году в лагере было лучше?

Разумеется, предложенные вопросы не ограничивают весь их перечень, которым может пользоваться вожатый. Какая информация вам необходима? Основываясь на этом, вы можете составить свои вопросы.

Наши рекомендации