Организация учебной деятельности учащихся

Основу учебной деятельности учащихся составляет процесс усвоения знаний, овладение навыками, структурно включающий следующие компоненты.

Стимул Восприятие Осознание (осмысление) Закрепление Применение Анализ, контроль
Мотивы, побуждающие к обучению. Это, значит, разобраться в сущности изучаемого, связать его с тем, что уже известно. Понимание изучаемого (обобщённое установление связей между явлениями, процессами и т.д.). Запоминание изученного, сохранение в памяти, готовность воспроизвести. Применение знаний в учебных целях; в процессе производственного обучения, производительного труда учащихся Коррекция З.У.

Организация учебной деятельности учащихся - student2.ru

Системы производственного обучения

Под системой производственного обучения понимаются исходные положения, определяющие порядок расчленения содержания производственного обучения, группировку его частей и последовательность овладения ими учащихся.

Предметная система – отражает индивидуальную форму обучения. В процессе ученичества учащийся делал те же изделия, что и рабочий-инструктор.

Операционная система – ученики осваивали операции, составляющие содержание профессии.

Моторно-тренировочная система – обучение строилось на применении специальных упражнений, тренировочных приспособлений и устройств, имитирующих реальные трудовые процессы (тренажёры). Разработана ЦИТ.

Операционно-комплексная система – учащийся осваивает в начале 2–3 операции, а затем выполняет комплексные работы, которые включают эти операции и т.д.

Тестовые задания к УЭ №8

1. Выберите определение дидактики:

1) наука об обучении, воспитании, образовании;

2) научная дисциплина, которая занимается исследованием теоретических основ обучения;

3) наука о воспитании человека. Р=3

2. Укажите категории дидактики:

1) цель обучения;

2) учение;

3) содержание образования;

4) содержание воспитания. Р=4

3. Укажите признаки процесса обучения:

1) целенаправленность;

2) доступность;

3) двусторонность;

4) системность. Р=4

4. Из перечисленных выберите компоненты процесса обучения:

1) целевой;

2) мотивационный;

3) содержательный;

4) организаторский. Р=4

5. Установите соответствие функций обучения и их содержания:

а) образовательная;

б) воспитательная;

г) развивающая. Р=3

1) обозначает то, что в процессе обучения усвоение знаний происходит через развитие обучаемого (память, способности и т.д.);

2) состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности;

3) состоит в том, что в процессе обучения формируются качества и свойства личности.

6. Установите логическую последовательность этапов усвоения знаний, умений и навыков учащихся:

а) стимул;

б) анализ, контроль;

в) осмысление;

г) восприятие;

д) применение;

е) закрепление. Р=6

7. Найдите соответствие:

а) знания;

б) умение;

в) навыки;

г) способности.

1) применение усвоенных знаний на практике;

2) автоматизированные действия, доведённые до совершенства;

3) понятия, правила, законы, выводы;

4) условия успеха личности в той или иной области труда или познавательной деятельности. Р=4

8. Укажите системы производственного обучения:

а) операционно-комплексная;

б) предметная;

в) операционная;

г) учебная. Р=4

Литература

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 1988.

2. Профессиональная педагогика. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.

3. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. 1995.

4. Беликов В. А. Савва Л. И. Опорные сигналы в изучении педагогики. – Магнитогорск., 1995.

5. Подласый И. П. Педагогика. – М., 1999.

6. Харламов И. Ф. Педагогика. – М., 1999.

УЭ №9. Содержание профессионального образования.

Организация учебной деятельности учащихся - student2.ru Организация учебной деятельности учащихся - student2.ru Организация учебной деятельности учащихся - student2.ru К Организация учебной деятельности учащихся - student2.ru v
0,5

Форма организации учебного занятия: лекция.

Изучив данный УЭ, Вы будете иметь представление о содержании профессионального образования.

Выполните тестовые задания

№2 УЭ №1 МБ №1;

№2, 3 УЭ №2 МБ №1;

№1,4 УЭ №3 МБ №1.

Понятие содержания образования

Организация учебной деятельности учащихся - student2.ru


Знания Умения и навыки Эмоционально-ценностные отношения Опыт творческой деятельности
       
о природе интеллектуальные к людям перенос знаний и умений в новую ситуацию
об обществе практические к своим обязанностям
о способах деятельности     к общественной собственности видение проблемы
о способах познания к самому себе комбинирование нового из элементов известного
к изучаемому учебному материалу нахождение принципиально новых способов решения

Общими основами развития содержания профессионального образования являются:

1. Интеграция содержания образования (объединение разрозненных знаний и укрупнение учебных дисциплин).

2. Дифференциация и индивидуализация.

Факторы формирования содержания

профессионального образования

 
  Организация учебной деятельности учащихся - student2.ru


Потребности общества в образованных людях Цели, которые общество ставит перед учебным заведением Реальные возможности процесса обучения Потребность личности в образовании Оптимальные возможности учащихся

Уровни образования

 
  Организация учебной деятельности учащихся - student2.ru

Организация учебной деятельности учащихся - student2.ru Требования к содержанию образования

С.О. должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания - формирование личности. С.О. должно строиться на строго научной основе. С.О. по каждому учебному предмету должен соответствовать логике и системе, свойственным той или иной науке. С.О. должно строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами. В С.О. должны находить отражение связь теории с практикой, необходимость соединения обучения с производительным трудом. С.О. должно соответствовать возрастным возможностям учащихся. Общее образование в ПУ должно осуществляться в единстве с политехническим и трудовым обучением и способствовать профессиональной ориентации учащихся

Личностно ориентированное профессиональное

образование

Цель: Профессиональное развитие обучаемого, приобретение профессионального опыта, становление специалиста, способного к самоопределению, самоорганизации и самообразованию.

Принципы:

- признаётся приоритет индивидуальности, самоценности обучаемого как активного носителя субъектного опыта;

- при конструировании профессионально-образовательного процесса следует учитывать субъектный опыт каждого обучаемого;

- развитие обучаемого как личности (его социализация) идёт не только путём овладения им нормальной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника собственного развития.

Стимулирование и мотивирование профессионального роста педагогов:

- личностно-ориентированная аттестация педагогов;

- дифференцированный подход в повышении квалификации;

- диагностика профессионально-психологического потенциала личности.

Личностно ориентированное содержание образования учащихся:

- вариативное, блочно-модульное построение учебных планов;

- личностно развивающие интегративные образовательные программы;

- дополнительные, факультативные профессионально-образовательные курсы по перспективным технологиям.

Личностно ориентированные педагогические технологии:

- технологии кооперативного обучения в условиях имитационно-игровой ситуации при разработке интегративных проектов выполнения комплексных заданий;

- саморегулируемое обучение при помощи метода проектов, направляющих тестов, когнитивного инструктирования;

- диалогичность в обучении как фактор актуализации смыслообразующей, рефлексивной и критической функции личности.

Личностно ориентированная организация учебно-пространственной среды:

- контроль и оценка обучаемости и способов учебно-познавательной деятельности учащихся;

- интегративные, много функциональные учебно-производственные мастерские, лаборатории;

- групповая организация ученических мест.

Мониторинг профессионального развития субъектов образования:

- стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости;

- экспресс диагностика социально и профессионально важных характеристик обучаемых;

- финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускников.

Коррекция профессионального становления личности:

- коррекция социального и профессионального становления;

- коррекция профессионально важных характеристик учащихся.

Документы, определяющие содержание образования

Наши рекомендации