Организация учебной деятельности учащихся
Основу учебной деятельности учащихся составляет процесс усвоения знаний, овладение навыками, структурно включающий следующие компоненты.
Стимул | Восприятие | Осознание (осмысление) | Закрепление | Применение | Анализ, контроль |
Мотивы, побуждающие к обучению. | Это, значит, разобраться в сущности изучаемого, связать его с тем, что уже известно. | Понимание изучаемого (обобщённое установление связей между явлениями, процессами и т.д.). | Запоминание изученного, сохранение в памяти, готовность воспроизвести. | Применение знаний в учебных целях; в процессе производственного обучения, производительного труда учащихся | Коррекция З.У. |
Системы производственного обучения
Под системой производственного обучения понимаются исходные положения, определяющие порядок расчленения содержания производственного обучения, группировку его частей и последовательность овладения ими учащихся.
Предметная система – отражает индивидуальную форму обучения. В процессе ученичества учащийся делал те же изделия, что и рабочий-инструктор.
Операционная система – ученики осваивали операции, составляющие содержание профессии.
Моторно-тренировочная система – обучение строилось на применении специальных упражнений, тренировочных приспособлений и устройств, имитирующих реальные трудовые процессы (тренажёры). Разработана ЦИТ.
Операционно-комплексная система – учащийся осваивает в начале 2–3 операции, а затем выполняет комплексные работы, которые включают эти операции и т.д.
Тестовые задания к УЭ №8
1. Выберите определение дидактики:
1) наука об обучении, воспитании, образовании;
2) научная дисциплина, которая занимается исследованием теоретических основ обучения;
3) наука о воспитании человека. Р=3
2. Укажите категории дидактики:
1) цель обучения;
2) учение;
3) содержание образования;
4) содержание воспитания. Р=4
3. Укажите признаки процесса обучения:
1) целенаправленность;
2) доступность;
3) двусторонность;
4) системность. Р=4
4. Из перечисленных выберите компоненты процесса обучения:
1) целевой;
2) мотивационный;
3) содержательный;
4) организаторский. Р=4
5. Установите соответствие функций обучения и их содержания:
а) образовательная;
б) воспитательная;
г) развивающая. Р=3
1) обозначает то, что в процессе обучения усвоение знаний происходит через развитие обучаемого (память, способности и т.д.);
2) состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности;
3) состоит в том, что в процессе обучения формируются качества и свойства личности.
6. Установите логическую последовательность этапов усвоения знаний, умений и навыков учащихся:
а) стимул;
б) анализ, контроль;
в) осмысление;
г) восприятие;
д) применение;
е) закрепление. Р=6
7. Найдите соответствие:
а) знания;
б) умение;
в) навыки;
г) способности.
1) применение усвоенных знаний на практике;
2) автоматизированные действия, доведённые до совершенства;
3) понятия, правила, законы, выводы;
4) условия успеха личности в той или иной области труда или познавательной деятельности. Р=4
8. Укажите системы производственного обучения:
а) операционно-комплексная;
б) предметная;
в) операционная;
г) учебная. Р=4
Литература
1. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 1988.
2. Профессиональная педагогика. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.
3. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. 1995.
4. Беликов В. А. Савва Л. И. Опорные сигналы в изучении педагогики. – Магнитогорск., 1995.
5. Подласый И. П. Педагогика. – М., 1999.
6. Харламов И. Ф. Педагогика. – М., 1999.
УЭ №9. Содержание профессионального образования.
К | v | |||
0,5 |
Форма организации учебного занятия: лекция.
Изучив данный УЭ, Вы будете иметь представление о содержании профессионального образования.
Выполните тестовые задания
№2 УЭ №1 МБ №1;
№2, 3 УЭ №2 МБ №1;
№1,4 УЭ №3 МБ №1.
Понятие содержания образования
Знания | Умения и навыки | Эмоционально-ценностные отношения | Опыт творческой деятельности |
о природе | интеллектуальные | к людям | перенос знаний и умений в новую ситуацию |
об обществе | практические | к своим обязанностям | |
о способах деятельности | к общественной собственности | видение проблемы | |
о способах познания | к самому себе | комбинирование нового из элементов известного | |
к изучаемому учебному материалу | нахождение принципиально новых способов решения |
Общими основами развития содержания профессионального образования являются:
1. Интеграция содержания образования (объединение разрозненных знаний и укрупнение учебных дисциплин).
2. Дифференциация и индивидуализация.
Факторы формирования содержания
профессионального образования
Потребности общества в образованных людях | Цели, которые общество ставит перед учебным заведением | Реальные возможности процесса обучения | Потребность личности в образовании | Оптимальные возможности учащихся |
Уровни образования
Требования к содержанию образования
С.О. должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания - формирование личности. | С.О. должно строиться на строго научной основе. | С.О. по каждому учебному предмету должен соответствовать логике и системе, свойственным той или иной науке. | С.О. должно строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами. | В С.О. должны находить отражение связь теории с практикой, необходимость соединения обучения с производительным трудом. | С.О. должно соответствовать возрастным возможностям учащихся. | Общее образование в ПУ должно осуществляться в единстве с политехническим и трудовым обучением и способствовать профессиональной ориентации учащихся |
Личностно ориентированное профессиональное
образование
Цель: Профессиональное развитие обучаемого, приобретение профессионального опыта, становление специалиста, способного к самоопределению, самоорганизации и самообразованию.
Принципы:
- признаётся приоритет индивидуальности, самоценности обучаемого как активного носителя субъектного опыта;
- при конструировании профессионально-образовательного процесса следует учитывать субъектный опыт каждого обучаемого;
- развитие обучаемого как личности (его социализация) идёт не только путём овладения им нормальной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника собственного развития.
Стимулирование и мотивирование профессионального роста педагогов:
- личностно-ориентированная аттестация педагогов;
- дифференцированный подход в повышении квалификации;
- диагностика профессионально-психологического потенциала личности.
Личностно ориентированное содержание образования учащихся:
- вариативное, блочно-модульное построение учебных планов;
- личностно развивающие интегративные образовательные программы;
- дополнительные, факультативные профессионально-образовательные курсы по перспективным технологиям.
Личностно ориентированные педагогические технологии:
- технологии кооперативного обучения в условиях имитационно-игровой ситуации при разработке интегративных проектов выполнения комплексных заданий;
- саморегулируемое обучение при помощи метода проектов, направляющих тестов, когнитивного инструктирования;
- диалогичность в обучении как фактор актуализации смыслообразующей, рефлексивной и критической функции личности.
Личностно ориентированная организация учебно-пространственной среды:
- контроль и оценка обучаемости и способов учебно-познавательной деятельности учащихся;
- интегративные, много функциональные учебно-производственные мастерские, лаборатории;
- групповая организация ученических мест.
Мониторинг профессионального развития субъектов образования:
- стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости;
- экспресс диагностика социально и профессионально важных характеристик обучаемых;
- финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускников.
Коррекция профессионального становления личности:
- коррекция социального и профессионального становления;
- коррекция профессионально важных характеристик учащихся.
Документы, определяющие содержание образования