Тема 3: Методология и методы педагогических исследований
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.Б1.1. Общие основы педагогики
Целью дисциплины является формирование следующих компетенций:
- способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);
- способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2).
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- понятийный аппарат педагогики;
- различные подходы к определению педагогики как науки и искусства;
- основные нормативно – правовые документы, регламентирующие образование;
- структуру образовательной системы России и ее основные направления ее модернизации;
- понятие «методология науки» и его конкретизацию в области педагогики.
уметь:
- формулировать основные педагогические понятия;
- анализировать, сравнивать, сопоставлять основные понятия педагогической науки;
- пользоваться понятийным аппаратом педагогики;
- анализировать социально-педагогические явления в современной России;
- самостоятельно пополнять педагогические знания;
- оперировать методами научного исследования в педагогике.
владеть:
- основами гуманистической педагогики;
- готовностью использовать принципы педагогики в своей деятельности;
- владеть методологией педагогического исследования;
- способами формирования информационно-образовательной среды в рамках требований ФГОС.
Содержание разделов дисциплины
№ | Наименование раздела дисц-ны | Содержание раздела |
Раздел 1. Педагогика как наука учебный предмет и искусство. | Возникновение педагогики как науки. Педагогика как наука. Объект, предмет, вопросы и функции педагогики. Задачи педагогической науки. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками и ее структура. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, развитие, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс, педагогическая технология, педагогический процесс, педагогическая задача. | |
Раздел 2. Образование как общественное явление и педагогический процесс. | Понятие «образование». Образование как общечеловеческая и личностная ценность. Тенденции современного образования. Документы, регламентирующие образование. Сущность образования как педагогической категории. Генезис образования как социального явления. Исторически сложившиеся типы образования. Образование как процесс и результат педагогической деятельности. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления. Сущность целостного педагогического процесса. Движущие силы закономерности и принципы ЦПП. Педагогический процесс как целостное явление. Понятие, структура, функции ЦПП. | |
Раздел 3. Методология и методы педагогических исследований. | Понятие методологии педагогической науки. Методологические принципы педагогического исследования. Методологическая культура педагога. Научные исследования в педагогике. Уровни педагогических исследований. Методологические принципы научно-педагогического исследования. Методы и логика педагогического исследования. Принципы отбора методов исследования. Педагогический эксперимент. |
Тематика практических занятий
Тема 1: Педагогика как наука учебный предмет и искусство.
Вопросы:
1. Связь педагогики с другими науками и ее структура.
2. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, развитие, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс, педагогическая технология, педагогический процесс, педагогическая задача.
Тема 2: Образование как общественное явление и педагогический процесс
Вопросы:
1. Документы, регламентирующие образование.
2. Исторически сложившиеся типы образования.
3. Учение о человеке и его душе в античной философии (Сократ, Эпикур, стоики, киники).
4. Понятие, структура, функции ЦПП.
Тема 3: Методология и методы педагогических исследований.
Вопросы:
1. Методология научно-педагогического исследования (уровни методологии).
2. Методы педагогического исследования.
3. Логика педагогического исследования.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а)основная литература:
1. Астафьева Л. С. , Астафьев Л. М. Педагогика. Учебное пособие.-М.: Российский университет дружбы народов, 2010. - Режим доступа: http: //www. Biblioclub
2. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2013. - Режим доступа: http: // ibooks.ru
3. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: ВЛАДОС, 2010.-Режим доступа: http: //www. Biblioclub
4. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России 2009.-МО РФ
5. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Изд. центр «Академия» 2012 г.
б)дополнительная литература:
1) Борытко Н.М. Педагогика. - М: Академия,2007.-УМО
2) Гогоберидзе А. Г. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента. Учебно-методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2007.-УМО Режим доступа: http: //www. Biblioclub Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко.-М.: Проспект, 2012.-МО РФ
3) Гогоберидзе А.Г. Теоретическая педагогика: путеводитель для студентов. - М.: Центр педагогического образования, 2007.- УМО
4) Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М.: Кнорус, 2010. –УМО
5)Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей 5-е изд., допол. и перераб. - М.: Педагогическое общество России, 2008.- Режим доступа: http: //www. Biblioclub