Возрастные периодизации
Творческая работа по дисциплине
«Возрастная и педагогическая психология»
Выполнила студентка ОРГФ, группы 10-21424
Лазарева Ксения
Проверила Гредюшко О. П.
Казань 2013
Возрастные периодизации.
Автор | Название периодизации (основа) | Возраст | Название периода | Содержание | Итог |
Жан Жак Руссо | Возрастная периодизация (содержание воспитания) | 0-2 года | Физическое воспитание (грудное вскармливание, свобода движений ребенка, закаливание). | Словарный запас ребенка должен совпадать с накапливаемыми им идеями и конкретными представлениями. | |
2-12 лет | (период ``сна разума'', когда ребенок еще не может логически мыслить | Развитие органов чувств, так как сенсорное воспитание предшествует умственному; усвоение идеи частной собственности; чтение; укрепление здоровья ребенка; выполнение посильных сельскохозяйственных работ. | |||
12-15 лет | Умственное воспитание (при выборе предметов для изучения следует исходить из интересов ребенка, из того, что он видит вокруг, так называемые реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы: природоведение, астрономия, география). В основе методики обучения - исследование различных явлений, самостоятельное открытие научных истин, наглядность. Трудовое воспитание (овладение столярным ремеслом). | ||||
С 15 лет до совершеннолетия | Нравственное воспитание: воспитание добрых чувств (посредством наблюдения человеческих страданий, положительных примеров); добрых суждений (путем изучения биографий великих людей, истории); доброй воли (посредством совершения добрых дел). Половое воспитание. | ||||
А. Гезелл | Теория созревания Гезелла (повторяющиеся срезы) | От рождения до 1 года | Высокий период развития | Наиболее высокий «прирост» поведения | |
От 1 года до 3 лет | Средний период развития | ||||
от 3 до 18 лет | Низкий период развития | ||||
С. Холл | Периодизацию психического развития (способ добывания пищи) | От рождения до 5 лет | Стадия рытья и копания | Дети любят играть в песке. | |
От 5 до 11 лет | Стадия охоты и захвата | На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых и стремление делать многие вещи тайком. | |||
От 8 до 12 лет | Пастушеская стадия | Дети стремятся иметь свой собственный уголок. Они любят животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться. У них, особенно у девочек, появляется стремление к ласке и нежности. | |||
От 11 до 15 лет | Земледельческая стадия | Связана с интересом к погоде, к явлениям природы, с любовью к садоводству и цветоводству. У детей появляются наблюдательность и осмотрительность. | |||
От 14 до 20 лет | Стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. | Дети начинают осознавать роль денег, значение арифметики и других точных наук. У них возникает желание обмениваться предметами. | |||
Кольберг | Периодизация Л. Кольберга (становление морального сознания ребенка) | Все дошкольники и большинство семилетних детей (примерно 70%), у 30% в 10 лет и 10% в 13-16 лет. | Доморальный уровень | Нормы морали для ребенка — нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать | |
В среднем 13 лет. | Уровень конвенциональной морали | Ребёнок начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду. Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми. | |||
Уровень автономной морали | Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т. е. внутренними. Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью: «на том стою и не могу иначе». | ||||
4 стадия | Ориентация в своем поведении на авторитет | ||||
5 стадия | Появляется ориентация на принципы общественного благополучия, демократические законы, принятые на себя обязательства перед обществом | ||||
6 стадия | Появляется ориентация на на общечеловеческие этические принципы | ||||
Эриксон | Стадии развития личности (область социальных отношений, полярные качества личности) | 0-1 год | Младенчество | Область социальных отношений: мать или замещающее ее лицо. Полярные качества личности: доверие к миру — недоверие к миру | Энергия и жизненная радость |
1-3 года | Раннее детство | Область социальных отношений: родители. Полярные качества личности: самостоятельность — стыд, сомнения | Независимость | ||
3-6 лет | Детство | Область социальных отношений: родители, братья и сестры. Полярные качества личности: инициатива — пассивность, вина | Целеустремленность | ||
6-12 лет | Школьный возраст | Область социальных отношений: школа, соседи. Полярные качества личности: компетентность — неполноценность | Овладение знаниями и умениями | ||
12-20 лет | Отрочество и юность | Область социальных отношений: группы сверстников. Полярные качества личности: идентичность личности — непризнание | Самоопределение, преданность и верность | ||
20-25 лет | Ранняя зрелость | Область социальных отношений: друзья, любимые. Полярные качества личности: близость — изоляция | Сотрудничество, любовь | ||
25-65 лет | Средний возраст | Область социальных отношений: профессия, родной дом. Полярные качества личности: продуктивность — застой | Творчество и заботы | ||
После 65 | Поздняя зрелость | Область социальных отношений: человечество, ближние. Полярные качества личности: Целостность личности - отчаяние | Мудрость | ||
Пиаже | Интеллектуальное развитие ребенка | 0—2 года | Сенсомоторный интеллект | Подпериоды и стадии: 1 . Упражнение рефлексов 90-1 месяц), 2. Элементарные навыки, первичные круговые реакции (1-4 месяца), 3. Вторичные круговые реакции (4—8 месяцев), 4. Начало практического интеллекта (8— 12 месяцев), 5. Третичные круговые реакции (12- 18 месяцев), 6. Начато интериоризации схем действий (18-24 месяца) | |
2-11 лет | Репрезентативный интеллект и конкретные операции | Подпериоды и стадии: 1 . Дооперациональные представления (2—7 лет), 2. Конкретные операции (7-11 лет) | |||
11-15 лет | Формальные операции | Подросток освобождается от конкретной привязанности к объектам, данным в поле восприятия, и приобретает возможность мыслить так же, как взрослый человек. Он рассматривает суждения как гипотезы, из которых можно вывести всевозможные следствия; его мышление становится гипотетико-дедуктивным. | |||
Фрейд | Периодизация развития личности (психосексуальное развитие) | До года | Оральная стадия | Эрогенная зона-полость рта | Фиксация:инфантилизм. |
1-3 года | Анальная стадия. | Эрогенная зона-кишечник. | Фиксация:полярные качества. (педант-грязнуля;расточительство-жадность) | ||
3-6(7) лет | Фалическая стадия. | Идентификация с родителем своего же пола.У мальчиков появляется эдипов комплекс;у девочек-комплекс Электры.Фиксация не возникает, если своевременно хвалить ребёнка, сравнивая их с родителями. | |||
6(7)-12 лет. | Латентный период. | Период инфантильной сексуальности, характеризующийся ослаблением активности в сфере половой деятельности и скрытым проявлением психосексуальных процессов. В классическом психоанализе латентный период относится к временному интервалу, начинающемуся в пяти-шестилетнем возрасте ребенка и завершающемуся к пубертату, то есть к наступлению половой зрелости. | |||
От 12 лет (половое созревание) | Генетальная стадия. | Заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда. Характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Достигается в подростковом возрасте. | |||
Блонский. | Периодизация (появление и смена зубов) | От рождения до 8 месяцев | Беззубое детство | ||
Примерно до 6,5 лет | Детство молочных зубов | ||||
До появления зубов мудрости | Детство постоянных зубов | ||||
Выготский | Стадиальное развитие (чередование стабильных и кризисных периодов) | 0-2 месяца | Кризис новорожденности | Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы. Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этом и заключается биологическая сущность беспомощности. | |
2 месяца - 1 год | Младенческий возраст | Эмоциональное общение с близкими взрослыми. Совершенно специфическая, глубоко своеобразная социальность ребенка. Новообразования: 1) к году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия); 2) осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия) | |||
1 год | Кризис 1 года | Как всякий кризис он связан со всплёском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные реакции при очередном "нельзя" или "нет" могут достигать значительной силы: некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Главное приобретение кризисного периода - своеобразная детская речь. | |||
1—3 года | Раннее детство | Предметно-манипулятивная деятельность. Эмоционально-личностное общение. В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. Новообразования: 1) пассивная речь в развитии опережает активную; 2)предложения из 2-3 слов; 3)мелкая моторика отстаёт от крупных движений; 4)узнавания себя в зеркале, появление понятия «я» | |||
3 года. | Кризис 3 лет | Семизвездие кризиса трёх лет: ниготивизм, упрямство, строптивость, своеволие (я-сам), протест,обесценивание взрослых, деспотизм. Ребёнку нужно предоставлять самостоятельность, «выбор без выбора». | |||
3—7 лет | Дошкольный возраст | Игровая деятельность. Учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми Общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок обучается рефлексии на другого человека, развивает способность к идентификации с людьми, сказочными персонажами, игрушками, изображениями и т.п. Учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми, продвигается в развитии речевого и эмоционального общения. Новообразования: Воображение, образное мышление, произвольные память и внимание | |||
7 лет. | Кризис 7 лет | Начав учиться в школе, ребенок ощущает себя взрослее и самостоятельнее, у него появляется новая ответственность. От него начинают требовать не только хорошо учиться, но и помогать по дому, записывают на разные кружки и секции. Теперь то, что делает ребенок, касается не только его самого, но и окружающих. Такая резкая необходимость взросления может вызывать дискомфорт и даже пугать ребенка - отсюда и кризис семи лет. Также кризис 7 лет обусловлен тем, что ребенок начинает играть новые социальные роли. Раньше он был просто мальчиком (девочкой), сыном и внуком (дочерью и внучкой), а теперь он еще и ученик школы, одноклассник. Основные симптомы: потеря непосредственности, манерничание, симптом «горькой конфеты», когда ребёнок пытается скрывать, что ему плохо в его внутреннем мире. | |||
7— 13 лет | Школьный возраст | Учебная деятельность. Мотивационное общение. Новая социальная ситуация развития требует от ребенка особой деятельности – учебной. Когда ребенок приходит в школу, учебной деятельности как таковой еще нет, и она должна быть сформирована в виде умений учиться. Именно это и является специфической задачей младшего школьного возраста. Главная трудность, которая встречается на пути этого формирования, – то, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Новообразования: Память, восприятие, воля, мышление, теоретическое мышление, ведущее к перестройке всех психических процессов. | |||
13 лет. | Кризис 13 лет | Ломка старых психологических структур приводит к взрыву непослушания, грубости, трудновоспитуемости ребенка. Основную причину столь бурных поведенческих проявлений многие психологи видели в том, что взрослые не перестраивают своего поведения в ответ на формирующееся у подростка «чувство взрослости», его стремление к новым формам взаимоотношений с родителями и воспитателями (23; 24; 9). Другие авторы рассматривают кризис 13 лет как прямое отражение процесса полового созревания, считая его мало связанным с особенностями воспитания. Наконец, третьи полагают, что этот кризис вообще далеко не обязателен, что у многих подростков его просто не бывает (12). | |||
13—17 лет | Пубертатный возраст | Интимно-личностное общение со сверстниками. Социальная ситуация развития человека в этом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. Иными словами, подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Духовная и физическая жизнь перемещается из дома во внешний мир, отношения со сверстниками строятся на более серьезном уровне. Подростки занимаются совместной деятельностью, обсуждают жизненно важные темы, а игры остаются в прошлом. Новообразования: Чувство взрослости, критичность мышления, перестройка в организме, интерес к противоположному полу, частая смена настроения, неуравновешенность, развитие волевых качеств, потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл | |||
17 лет. | Кризис 17 лет. | Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) - в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости. Социальный статус юношества неоднороден. Юность - завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств. |