Тема 6. Темперамент и деятельность
Задание 1. Проверьте знание конкретного материала
1.1. Основными свойствами психических состояний холерика являются:
а) самостоятельность
б) целостность
в) сила
1.2. Как называется специфический вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира и себя:
а) работа
б) деятельность
в) поступок
1.3. Отличие деятельности от поведения состоит в
а) заинтересованности
б) целенаправленности
в) эмоциональности
Задание 2. Объясните, почему...
2.1. С возрастом у человека формируется комплекс эмоционально - волевой саморегуляции жизнедеятельности, который способствует самосовершенствованию личности.
2.2. В нормальных условиях темперамент проявляется только в особенностях индивидуального стиля, не определяя результативность деятельности. Почему?
2.3. В целом меланхолики и флегматики характеризуются большим соответствием уровня притязаний уровню реально выполняемых ими задач. Почему?
Задание 3. Заполните пропуски в следующих фразах
3.1. Профессиональный отбор помогает выделить претендентов с наиболее подходящими для данной специальности качествами, поскольку часть требуемых некоторыми профессиями качеств плохо поддаются тренировке; они ограничены свойствами …
3.2. Особая реактивность … может принести дополнительный эффект, если работа требует от него смены объектов, общения, рода занятий.
3.3. «…» - это человек, приступающий к делу с полной самоотдачей, но сил ему хватает ненадолго, и как только они истощаются, у него появляется «слюнявое настроение».
Задание 4. Подберите примеры
4.1. Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента.
4.2. Экспериментально доказано, что сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают включения индивидуальных приёмов.
4.3. Рабочие инструкции желательно формулировать по-разному для людей с разным темпераментом.
Задание 5. Прокомментируйте:
5.1. Главные усилия должны быть направлены не на исправление темперамента (что невозможно вследствие его врождённости), а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств и нивелирование отрицательных граней.
5.2. В экстремальных ситуациях влияние темперамента на эффективность деятельности усиливается, т.к. заученные и предварительно усвоенные формы поведения становятся неэффективными.
5.3. От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, и не зависит их содержательная сторона.
Задание 6. Составьте и заполните таблицу по классификации профессий с учётом типа темперамента:
Классификационный признак | Какому типу темперамента подходит | |
Предмет труда | «человек – человек» | |
«человек – техника» | ||
«человек – природа» | ||
«человек – знаковая система» | ||
«человек – художественный образ» | ||
Цель труда | ГНОСТИЧЕСКИЕ – распознать, различить, определить, оценить, разобраться, проверить | |
ПРЕОБРАЗУЮЩИЕ – отработать, обслужить, оказать влияние | ||
ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЕ – изобрести, найти способ решения, придумать | ||
Условия труда | Условия с повышенным уровнем моральной ответственности | |
Необычные условия труда | ||
Условия бытового типа | ||
Работа на открытом воздухе |
Тема 7. Общение
Задание 1. Проверьте знание конкретного материала
1.1. Функцией общения является:
а) удовлетворение потребностей
б) воспитание
в) адаптация
1.2. Какие отношения являются у индивида наиболее устойчивыми:
а) личные отношения
б) равноправные
в) деловые отношения в больших группах
1.3. Отличие индивидуальных отношений от групповых состоит в:
а) непредсказуемости
б) эмоциональности
в) длительности
Задание 2. Объясните, почему...
2.1. Среди причин, которые влияют на характер человеческих отношений, можно назвать психологическую совместимость (несовместимость) людей. Почему?
2.2. В процессе межличностного общения человек выступает не только в совокупности социальных, но и личностных характеристик. Почему?
2.3. Индивидуальные (личностные) особенности человека, проявляющиеся в общении, в первую очередь связаны с его типом темперамента. Почему?
Задание 3. Заполните пропуски в следующих фразах
3.1. «...» общение - это показатель скрытых индивидуально - психологических и социальных характеристик индивида.
3.2. В жизни общение человека проявляется в различных видах деятельности и во ... с другими людьми.
3.3. Мысленный процесс уподобления одного партнёра другому в целях понимания его чувств, эмоций, переживаний называется …
Задание 4. Подберите примеры
4.1. Барьеры при коммуникации могут носить ярко выраженный психологический характер, т.к. причиной их возникновения являются индивидуальные психологические особенности партнёров.
4.2. Уровень притязаний проявляется в стремлении завоевать определенную репутацию, получить признание в глазах значимой для себя группы людей.
4.3. Среди причин, которые влияют на характер общения между людьми, можно назвать доверие или недоверие к партнёру.
Задание 5. Прокомментируйте:
5.1. Осознание и оценка человеческих взаимоотношений требует высокого развития рефлексивной способности.
5.2. Одной из значительных характеристик личности, оказывающей влияние на общение и характер взаимоотношений с другими людьми, является самооценка личности.
5.3."Знание стереотипов восприятия, памяти, понятий, которые формируются об окружающих людях у представителей данной профессии, позволяет им избавляться от однобокого подхода к ним, предупреждать проявление профессиональной деформации, более объективно относиться к своим недостаткам в общении". (Р.М. Грановская).
Задание № 6. Составьте таблицу по основным видам человеческих взаимоотношений:
Тип взаимоотношений | Краткая характеристика | Особенности этого типа отношений |
Тема 8. Группа
Задание 1. Проверьте знание конкретного материала
1.1. Группы делятся на:
а) реальные
б) условные
в) конгруэнтные
1.2. Малая группа является развитой, если…
а) в ней состоят более 20 человек
б) в группе налажены деловые и личные взаимоотношения
в) в группе несколько лидеров
1.3. Малые группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы и ценности которых он принимает и разделяет, называются
а) реальными
б) значимыми
в) референтными
Задание 2. Объясните, почему...
2.1. «Семья, как малая группа, является одним из важнейших агентов социализации индивида» (Н. Смелзер).
2.2. Лидерство является необходимым условием развития целостности и сплоченности группы. Почему?
2.3. Каждая малая группа, в которую включен индивид, оказывает на него психологическое влияние, зачастую совершенно противоположное по значимости. Почему?
Задание 3. Заполните пропуски в следующих фразах
3.1. Между социальными группами, как и между индивидами, могут складываться отношения сотрудничества и ...
3.2. Принятие человеком чужого мнения и отказ от собственного, в правильности которого он не сомневался, называется ...
3.3. Групповая ... есть интеграция группы в процессе совместной деятельности, результатом которой является совпадение системы ценностей. (Г.М. Андреева).
Задание 4. Подберите примеры
4.1. На социально-психологический климат группы оказывают влияние различные факторы, как объективного характера, так и субъективные.
4.2. Общественное мнение группы выполняет различные функции: регулятивную, стимулирующую, манипулятивную.
4.3. Выбор типа поведения индивида в группе зависит от ситуации, цели, места человека в структуре группы.
Задание 5. Прокомментируйте:
5.1. "Здоровый социально-психологический климат и высокий уровень удовлетворенности совместной деятельностью являются показателями целостности и зрелости коллектива" (Б.Д. Парыгин).
5.2. От распределения потоков информации в группе, ее использования зависят сработанность и управляемость группой.
5.3. Социальная психология главной задачей считает взаимоотношения личности с группой, где личность рассматривается как становящийся активный социальный субъект.
Задание № 6. Составьте таблицу по основным стилям управления и руководства группой: