Организация занятий, способствующих повышению мотивации достижения успеха
Учитель |
L Индивидуально ориентированные Нигерии оценки |
Ученик |
- эталоны достижения, - индивидуальный стандарт качества, - реалистический уро-вень притязаний |
2. Индивидуально дозированные по трудности задачи, возможность выбора | • | - вероятность достижения успеха, - личная ответственность, - принятие решений в ситуации выбора ' |
3. При оценке достижений — 1 , атрибуция . , относительно внутренних изменчивых факторов-/•усилий | ; | - ориентация на успех, - самооценка на основе индивидуального стандарта качества |
4. Внешнее подкрепление на основе инди- ' видуальных норм | - значимость достижения успеха, - привлекательность успеха |
При такой организации работы школьники охотно включаются в учебно-познавательную деятельность, испытывая при этом не только напряжение и усталость, но и приятные положительные эмоции от достигнутого индивидуального результата.
§7. Структура и содержание оценочного акта в разных технологиях обучения
Содержание оценочного акта и механизм его осуществления зависят от установок учителя, а последние— от используемой им технологии обучения. Соответственнопервое и основное отличие в содержании оценочных актов, осуществляемых на основе разных педагогических технологий, заключается в ориентации на применение индивидуальных или общепринятых эталонов.
Вторым отличием оценивания в альтернативных
режимах обучения является отношение педагога к частоте оценивания и выставления отметок. Традиционной школе свойственна высокая частота оценивания.
Любопытное исследование провёл Б.Блум. Он показал, что каждый учебный год младший школьник решает приблизительно 200 задач и заданий и столько же раз подвергается традиционному школьному оцениванию. В средней школе он ежегодно получает отметки до 2000 раз. С такой высокой частотой оценки человек не встречается больше никогда. Б.Блум придерживается мнения, что около трети школьников благодаря высоким положительным отметкам становятся привилегированными. Но другие дети становятся жертвами, они теряет всякий интерес к школе. Эти дети, как отмечает ученый, деморализованы, часто доведены до неврозов. Оценочный приговор ставит их в безвыходное положение без шансов на успех, потому что порождает у них образ мышления неудачника.
Следует заметить, что в работе советской шкоды были периоды, когда частота оценивания детей многократно увеличивалась. Достаточно вспомнить время, когда в. школе насаждался так называемый «липецкий опыт» и вместе с ним поурочный балл, то есть требование оценивать, по возможности, каждого ребёнка на каждом уроке.
Нельзя не подчеркнуть, что слишком часто оценивая учащихся, учитель позволяет столь же часто оценивать и самого себя, свою профессиональную пригодность. Всё это не может не сказываться на духовном и физическом здоровье не только учащихся, но и учителей.
Достаточно интересный был отзыв о данном спо' собе школьной работы преподавателя одной из американских гимназий во время проведения «круглого стола» в гимназии № 44 г. Твери. Гостье из Америки задали вопрос: «Как бы вы отнеслись к методикам, обязывающим учителя на каждом без исключения уроке выставлять учащимся отметки?». Она сначала не поня-Ла- вопроса, долго его уточняла, а потом ответила, что у них тоже были такие учителя, но гимназия поспешно от них избавилась, потому что они не учили, а натаскивали.
В инновационной школе учитель решает сам, как часто ему надлежит оценивать детей, при этом он учитывает целый ряд психолого-педагогических параметров: возраст детей, уровень их обученности, сложность учебного материала и пр. Он знает, что в определённых случаях вообще стоит воздержаться от выставления школьникам отметок, заменив их небольшими устными или письменными характеристиками выполненных заданий.
Третьимпараметром, отличающим противоположные подходы к оценочному акту, являются варианты выставления итоговой отметки. Учитель-«предметник» выводит итоговую отметку из текущих по среднеарифметическому принципу. Учитель-«профессионал» определяет её после процедуры (собеседования, контрольной работы, тестирования опроса), рассчитанной на проверку знаний по большой теме или знаний, полученных за четверть, полугодие, год. Это всегда оставляет ребёнку шанс на хорошую оценку его труда, даже если в начале четверти у него были неудачи.
Текущая отметка для учителя-профессионала» и для его учеников — это только сигнал о качестве работы на определённом этапе обучения и не более. Поэтому в их практике промежуточный балл (сигнал) легко заменяется другими символами (поощрениями, знаками восхищения, поддержки и пр.). Кроме того, используется специальная система стимулирования:
самостоятельно составленные или неординарным способом решённые задачи помещаются в специальные детские сборники задач, организуются выставки лучших творческих работ, широко используются устные и письменные описательные оценки и т.п.
Выведение же отметки по среднеарифметическому принципу из текущих баллов создаёт ситуацию, когда каждая отметка, даже случайно полученная, сказывается на общем результате, и часто уже в начале четверти группа детей оказывается в позиции обречённых неудачников и выключается из активного учебного процесса.
Четвёртой отличительной чертой того или иного способа оценивания оказывается отношение к школьной пятибалльной системе. Учителя-«предметника» она, как правило, устраивает, о другой он и не задумывается. Учитель-профессионал» использует различные виды оценочных шкал, широко применяет нормативные тесты.
Пятибалльная система оценивания удобна только при авторитарном подходе к обучению, не учитывающем личностные особенности детей, их индивидуальные успехи. Каждому учителю известно, что «5» за сочинение у Петрова и у Сидорова - это разные пятёрки. Учителя очень часто оказываются в тупике, используя пятибалльную систему при оценке творческих, научных работ школьников. Отдав в некоторых случаях им самый высокий балл, они определяют большую часть класса в троечники.
Многие учителя стараются не ставить отметки «2» и «I». В этом случае мы имеем дело с трёхбалльной системой оценки, в которой самой распространённой отметкой становится «З». Слово «троечник» теряет изначально негативный оттенок. Среди троечников оказываются не только нерадивые и неспособные (скрытые «двоечники»), но также талантливые и одновременно дерзкие ученики, плюс честные, душевные, старательные, но не способные вызубрить сухомятку плохого учебника, наконец, увлечённые, изумлённые знатоки одного предмета (может быть, будущие учёные в этой области), и им тут место, ибо остальные предметы учат кое-как.
Многие творческие учителя создают свою систему отметок, растягивая пятибалльную за счёт выставле-^я, например, «4» с минусом, плюсом, точкой, двумя ллюсами и т.д. Можно обратиться к опыту зарубежных ^кол, в которых используются буквенные обозначения ^ ^' С, Д), есть варианты использования пятибалль-нои ВДстемы с десятыми и сотыми долями, причем от-1етки переводятся в «обычные пятибалльные», когда Ученик переезжает или заканчивает школу. Сегодня, Пример, ученик получил 4,25 балла, а завтра - 4,27.
Казалось бы, внешняя разница небольшая, а внутренняя? Для ребёнка это движение вперёд, успех — маленький, но его успех, а за этим уверенность в своих силах, желание взяться за более сложную работу.
Закон об образовании позволяет учебным заведениям самим создавать оценочные системы. Приложение 1 позволяет ознакомиться с десятибалльной системой отметок, применяемой в школах Молдавии, Латвии и выведенной из опыта школ Дании.
Суть пятого различая в осуществлении оценочного акта связано с тем, что при традиционном способе работы учитель оценивает детей сам. Иногда он пытается привлекать для этого отдельных учащихся класса, но при этом существенно ничего не меняется, просто на время учитель и ученик как бы меняются местами. Роль же учителя, работающего в режиме развития, заключается в обеспечении условий для самооценки школьником своих достижений (см. таблицу 6),
Таблица 6 Два подхода к содержанию оценочного акта