Теоретические основы воспитательного
ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ............................................................................. 5
§ 1. РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ............................ 5
Основные подходы к развитию ребенка ....................................... 5
Что такое социализация? .......................................................... 7
Критерии социализации ........................................................... 9
Факторы и механизмы социализации ........................................ 10
Воспитание как педагогический компонент социализации ........... 11
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК
ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА................................................................... 15
;</ Сущность воспитательного процесса ..........................................15
Воспитательная работа ............................................................ 17
. Структура воспитательного процесса .........................................18
ЗГОЙРЕДЕЛЁНЙЕ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ............................................................................................ 20
Цель^задачнигоспотания ...................................................-....г'20
Формирование готовности школьников
к социальным отношениям....................................................... 22
Развитие сущностных сфер человека .........................................25
ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА........................................................... 29
Закономерности процесса воспитания школьников...................... 29
Принципы воспитания ............................................................31
ГЛАВА 2.
СУБЪЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ........................................ 37
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА .........................................................':. 37
Сущность, основные характеристики взаимодействия.................. 37
Типы взаимодействия..............................................................41
Пути развития взаимодействия педагогов
пучащихся ............................................................................47
Особенности взаимодействия школьников
разного возраста ....................................................................(53)
§ 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ........................ 58
Педагоги, родители, учащиеся: проблемы сотрудничества ...........58
Формы взаимодействия педагогов и родителей...........................(G&)
Организация совместной деятельности родителей и детей........... ,.65
СТИМУЛИРОВАНИЕ
САМОВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ .................................................... 72
™ Сущность процесса самовоспитания .......................................... 72
Стимулирование самовоспитания
как педагогическая задача .................................................... 73
Диагностика готовности детей к самовоспитанию ........................ 76
Обучение способам самопознания .............................................. 77
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ............................................................ 81
Вариативность классного руководства .......................................81
Функции классного руководителя .............................................84
Классный руководитель и педагогический коллектив .................. 87
§ 5. УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ .......................................................... 89
^Понятие «коллектив» .............................................................89
Реализация воспитательных функций коллектива ...................... 92
^Развитие детского самоуправления ...........................................96
Функции ученического самоуправления ....................................98'
Органы самоуправления и содержание их деятельности ............. 101
Требования к организации работы по развитию ученического самоуправления.................................................................... Ю2
§ 6. ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ .............................................................. 105
Детские объединения как институт воспитания ........................ 105
Тины детских объединений .................................................... Ю7
Вариативно-программный подход к определению содержания деятельности детских организаций.......................................... 107
ГЛАВА 3. •—...--
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ................................................... Ш
§ 1. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ............................................ Ill
Что такое метод воспитания? .................................................. ill
Классификация методов ........................................................ 112
Выбор методов воспитания ..................................................... 121
Приемы воспитания .............................................................. 123
§ 2. ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ...............................™...... 125
н ^Понятие «форма воспитательной работы» ................................ 125
(..Классификация форм воспитательной работы........................... 127
Проблема выбора форм .......................................................... 131
' Сформы коллективной творческой деятельности ........................ 133
§ 3. ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА......................................................... 141
Особенности изучения результатов
и эффективности воспитания .................................................. 141
Изучение воспитанности школьников...................................... 143
Диагностика коллектива, отношений между
участниками педагогического процесса.................................... 148
Изучение эффективности педагогических средств ..................... 151
Требования к изучению результатов
и эффективности воспитательного процесса.............................. 155
§ 4. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ....................................... 164
Сущность и требования к организации
аналитической деятельности .................................................. 164 ^
Виды и уровни анализа воспитательной работы......................... 167 '
Стадии и мыслительные операции
аналитической деятельности .................................................. 169
Методика анализа формы воспитательной работы ..................... 170
Методика анализа воспитательной работы за учебный год ..........175
§ 5. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ............. 184
' Сущность, значение цели и целеполагания ............................... 184
Особенности процесса целеполагания ...................................... 186
Система целей и задач............................................................ 189
Методика целеполагания ....................................................... 193 ,. *»
§ 6. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ....................... 197
Назначение, функции плана.
Требования к планированию................................................... 197
Виды и структура планов ....................................................... 200
Организация планирования воспитательной
работы в школе..................................................................... 205
Этапы планирования работы в классном коллективе.................. 215
Взаимосвязь анализа, целеполагания, планирования .................218
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА................................................'......... 222
Педагогический совет ............................................................ 222
V Методическая работа ............................................................. 227
' Изучение, обобщение, распространение и использование
передового педагогического опыта воспитательной работы ......... 233
Контроль за внеучебной воспитательной работой....................... 240
Заключение.......................................................................... 248
Литература .......................................................................... 249
«ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВЛАДОС»
предлагает широкий выбор учебных и методических пособий, справочной литературы по всем отраслям знаний для детских садов, школ, лицеев, гимназий,
Колледжей и вузов, школьные учебники к новому учебному году.
* * *
Приглашаем к сотрудничеству
учреждения образования, учебные заведения, книготорговые организации и оптовых покупателей.
* * *
У нас всегда можно подобрать ассортимент из более чем
800 наименований новейшей учебной литературы
нашего и других издательств.
':. * * *
Наши менеджеры оперативно обработают ваш заказ, помогут подобрать ассортимент учебной литературы,
необходимой для вашего региона,
ознакомят с перспективами издательства на ближайший
квартал.
* * * Отправляем ж.-д. контейнеры во все регионы России.
* * *