Теоретические основы воспитательного

ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ............................................................................. 5

§ 1. РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ............................ 5

Основные подходы к развитию ребенка ....................................... 5

Что такое социализация? .......................................................... 7

Критерии социализации ........................................................... 9

Факторы и механизмы социализации ........................................ 10

Воспитание как педагогический компонент социализации ........... 11

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК

ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА................................................................... 15

;</ Сущность воспитательного процесса ..........................................15

Воспитательная работа ............................................................ 17

. Структура воспитательного процесса .........................................18

ЗГОЙРЕДЕЛЁНЙЕ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ............................................................................................ 20

Цель^задачнигоспотания ...................................................-....г'20

Формирование готовности школьников

к социальным отношениям....................................................... 22

Развитие сущностных сфер человека .........................................25

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА........................................................... 29

Закономерности процесса воспитания школьников...................... 29

Принципы воспитания ............................................................31

ГЛАВА 2.

СУБЪЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ........................................ 37

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА .........................................................':. 37

Сущность, основные характеристики взаимодействия.................. 37

Типы взаимодействия..............................................................41

Пути развития взаимодействия педагогов

пучащихся ............................................................................47

Особенности взаимодействия школьников

разного возраста ....................................................................(53)

§ 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ........................ 58

Педагоги, родители, учащиеся: проблемы сотрудничества ...........58

Формы взаимодействия педагогов и родителей...........................(G&)

Организация совместной деятельности родителей и детей........... ,.65

СТИМУЛИРОВАНИЕ

САМОВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ .................................................... 72

™ Сущность процесса самовоспитания .......................................... 72

Стимулирование самовоспитания

как педагогическая задача .................................................... 73

Диагностика готовности детей к самовоспитанию ........................ 76

Обучение способам самопознания .............................................. 77

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ............................................................ 81

Вариативность классного руководства .......................................81

Функции классного руководителя .............................................84

Классный руководитель и педагогический коллектив .................. 87

§ 5. УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ .......................................................... 89

^Понятие «коллектив» .............................................................89

Реализация воспитательных функций коллектива ...................... 92

^Развитие детского самоуправления ...........................................96

Функции ученического самоуправления ....................................98'

Органы самоуправления и содержание их деятельности ............. 101

Требования к организации работы по развитию ученического самоуправления.................................................................... Ю2

§ 6. ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ .............................................................. 105

Детские объединения как институт воспитания ........................ 105

Тины детских объединений .................................................... Ю7

Вариативно-программный подход к определению содержания деятельности детских организаций.......................................... 107

ГЛАВА 3. •—...--

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ................................................... Ш

§ 1. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ............................................ Ill

Что такое метод воспитания? .................................................. ill

Классификация методов ........................................................ 112

Выбор методов воспитания ..................................................... 121

Приемы воспитания .............................................................. 123

§ 2. ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ...............................™...... 125

н ^Понятие «форма воспитательной работы» ................................ 125

(..Классификация форм воспитательной работы........................... 127

Проблема выбора форм .......................................................... 131

' Сформы коллективной творческой деятельности ........................ 133

§ 3. ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА......................................................... 141

Особенности изучения результатов

и эффективности воспитания .................................................. 141

Изучение воспитанности школьников...................................... 143





Диагностика коллектива, отношений между

участниками педагогического процесса.................................... 148

Изучение эффективности педагогических средств ..................... 151

Требования к изучению результатов

и эффективности воспитательного процесса.............................. 155

§ 4. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ....................................... 164

Сущность и требования к организации

аналитической деятельности .................................................. 164 ^

Виды и уровни анализа воспитательной работы......................... 167 '

Стадии и мыслительные операции

аналитической деятельности .................................................. 169

Методика анализа формы воспитательной работы ..................... 170

Методика анализа воспитательной работы за учебный год ..........175

§ 5. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ............. 184

' Сущность, значение цели и целеполагания ............................... 184

Особенности процесса целеполагания ...................................... 186

Система целей и задач............................................................ 189

Методика целеполагания ....................................................... 193 ,. *»

§ 6. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ....................... 197

Назначение, функции плана.

Требования к планированию................................................... 197

Виды и структура планов ....................................................... 200

Организация планирования воспитательной

работы в школе..................................................................... 205

Этапы планирования работы в классном коллективе.................. 215

Взаимосвязь анализа, целеполагания, планирования .................218

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА................................................'......... 222

Педагогический совет ............................................................ 222

V Методическая работа ............................................................. 227

' Изучение, обобщение, распространение и использование

передового педагогического опыта воспитательной работы ......... 233

Контроль за внеучебной воспитательной работой....................... 240

Заключение.......................................................................... 248

Литература .......................................................................... 249

«ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВЛАДОС»

предлагает широкий выбор учебных и методических пособий, справочной литературы по всем отраслям знаний для детских садов, школ, лицеев, гимназий,

Колледжей и вузов, школьные учебники к новому учебному году.

* * *

Приглашаем к сотрудничеству

учреждения образования, учебные заведения, книготорговые организации и оптовых покупателей.

* * *

У нас всегда можно подобрать ассортимент из более чем

800 наименований новейшей учебной литературы

нашего и других издательств.

':. * * *

Наши менеджеры оперативно обработают ваш заказ, помогут подобрать ассортимент учебной литературы,

необходимой для вашего региона,

ознакомят с перспективами издательства на ближайший

квартал.

* * * Отправляем ж.-д. контейнеры во все регионы России.

* * *

Наши рекомендации