Темы индивидуальных творческих работ. 1. Государственный образовательный стандарт: структура и функции
1. Государственный образовательный стандарт: структура и функции.
2. Активные методы обучения.
3. Традиционные и интенсивные методики обучения (по выбору).
4. Инновационные педагогические технологии (по выбору).
Практикум
Анализ занятия в своей учебной группе.
1.Подберите любую (наиболее интересную вам) тему из любой дисциплины, входящей в блок вашей профессиональной подготовки.
2.Определите место и значение этой темы в системе курса (по учебной программе).
3.Подберите литературу для подготовки и рекомендации учащимся.
4.Сформулируйте цель, основной замысел (идею) и задачи занятия.
5.Отберите содержание занятия, структурируйте его, выделите главные понятия, законы; подготовьте (при необходимости) задания и задачи для закрепления и повторения материала.
6.Подготовьте необходимые наглядные пособия, дидактические материалы и т. д.
7.Продумайте форму организации занятия, дозировку времени каждого этапа, их последовательность, использование методов и средств обучения.
8.Подготовьте план-конспект занятия (в таблице для ориентира указаны традиционные этапы учебного занятия, вы, конечно же, можете менять их местами или пропускать в зависимости от выбранной вами формы и задач занятия):
Этап занятия | Содержание деятельности преподавателя | Содержание деятельности учащихся | Методы и средства обучения |
1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания или опрос по предыдущей теме. 3. Объяснение нового. 4. Закрепление и повторение. 5. Домашнее задание. 6. Подведение итогов. | (Записываете основное содержание своих действий, объяснений, обращений, вопросов и т. п. на каждом этапе). | (Записываете предполагающую реакцию учащихся, их действия, ответы и т. п.). | (Указываете использование доски, методических материалов, наглядных пособий, ТСО на соответствующих этапах занятия). |
Литература
1. Аванесов В.С. Основы научной организации контроля в высшей школе. – М., 1989.
2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 1980.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
4. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М., 1983.
5. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М., 1985.
6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. – М., 1984.
7. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983.
Тема 9. Дидактические концепции и принципы обучения
Основные положения лекции
Основные теории школьного образования (XVIII–XIX вв.), теории материального и формального образования. Анализ теорий: дидактического материализма (Дж. Мильтон, Н.Б. Беседов, Я.А. Коменский) и теории дидактического формализма (Э. Шмидт, А.А. Немейер, И. Кант, И.Г. Песталоцци). Критическая оценка К.Д. Ушинским обеих теорий.
Современная теория образования (В.В. Краевский) – как ориентир на формирование в сознании обучаемых системы общечеловеческих ценностей, гуманного отношения к людям, опыта познавательной, репродуктивной, творческой деятельности.
Понятие о психолого-педагогических концепциях (дидактических системах), являющимися основами процесса обучения.
Традиционная система обучения (Я.А. Коменский, И. Песталоцци, И. Гербарт) – доминирующая роль отводится преподавателю, деятельности учителя.
Начало XX в. – зарождение педоцентристской системы обучения (Д. Дьюи, Г. Кершенштейн, В. Лай), в которой главную роль отводят учению, деятельности ученика.
Современная дидактическая система (Джерон Бруннер) предусматривает преподавание и учение как единый образовательный процесс, в котором опора делается на активность учащихся при руководящей роли преподавателя.
Основные принципы современной педагогики:
1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
2. Принцип научности.
3. Принцип систематичности и системности.
4. Принцип доступности.
5. Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного.
6. Принцип сознательности и активности.
7. Принцип действенности и прочности.
Семинарское занятие №5
1. Воплощение одного из принципов педагогики (по выбору) в реализации его требований в современном учебном заведении.
2. Основные рекомендации к классическим принципам педагогики, которые необходимо учитывать в практической деятельности.
3. Воспитание (в широком смысле) и обучение имеют общие закономерности. Перечислите эти закономерности и раскройте их значение для осуществления процесса обучения. Схематически (в виде кругов) изобразите соотношение понятий «воспитание» (в широком и узком смысле), «обучение», «образование».
Темы индивидуальных творческих работ
Открытая дидактическая система М.А. Данилова, развивающее обучение Л.В. Занкова, концепция оптимизации учебного процесса Ю.К Бабанского, концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, дидактическая концепция интенсивного обучения Е.И. Пассова и Г.А. Китайгородской, гуманистическая психология Р. Роджерса, когнитивная психология Д. Бруннера, дидактическая концепция педагогов-новаторов (педагогика сотрудничества).
Практикум
Исследователи позволяют выделить несколько ступеней включенности обучаемого в процесс учения: отрицательное, безразличное (или нейтральное), положительное-1 (аморфное, нерасчлененное), положительное-2 (познавательное, инициативное, осознанное) и положительное-3 (личностное, ответственное, действенное).
При подготовке к показательному уроку в школе:
а). на протяжении некоторого времени понаблюдайте за ёотношением школьников к учению;
б). сделайте анализ, распределив всех обучаемых по ступеням включенности в процесс учения;
в). постарайтесь использовать нужные принципы педагогики с целью найти нестандартные способы, максимально мобилизовать силы обучаемых и перейти к творческой деятельности.
Литература
1.Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990.
2.Ильясов И.И. Структура процессов учения. – М., 1986.
3.Леднев В.С. Содержание образования. – М., 1989.
4.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972.
5.Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.
6.Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984.
7.Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990.
8.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1989.