Вопрос 30. Педагогическая профессия и её особенности
На уроке главную роль играет учитель. Благодаря учителю осуществляется учебный процесс. Результат работы учителя зависит от его личностных особенностей (добросовестный, эрудированный, владеющий пед. мастерством).
Источник всех знаний слово. Именно через слово педагог руководит всем пед. процессом. В основе лежит техника речи учителя: правильно управлять своим дыханием во время речи, обладать хорошей дикцией, интонацией, умением правильно расставлять логические ударения, пользоваться логическими и психологическими паузами, иметь правильное литературное произношение.
Очень важными являются первые встречи, умелая организация и проведение. Внешний вид играет большую роль, манера одеваться, походка. Все хорошо, если складывается положительные взаимоотношения с учениками, но если – плохие, то изменить их на положительные бывает очень трудно. Педагог знает, как учить и воспитывать, как переводить учащегося из одного состояния в другое, решать педагогические задачи.
У педагога должно быть стремление работать с детьми, молодежью, учить и воспитывать интерес к своему предмету. Педагогические способности учителя играют существенную роль: умение отбирать и строить учебный материал в зависимости от индивидуальных способностей, способность включать учащихся в различные виды деятельности, способность устанавливать правильное взаимоотношение с учащимися.
Классный руководитель – организатор внеучебной работы. Он назначается в 4-10 классах. Он осуществляет руководство всей жизнью класса, играет существенную роль в подготовке к самостоятельной жизни учеников в современном обществе и формировании личности. Для изучения учащихся организует экскурсии, туристические походы, подготовку к различным мероприятиям и празникам. Проводит кл. часы, политинформации, диспуты на различные темы. Именно он осуществляет систему работы с родителями. (неблагополучные семьи).
Он не может и не должен перевоспитывать семью и родителей, это выходит за пределы профессиональных его обязанностей. Но он может оказывать влияние на семейное воспитание: 1) сообщить информацию, сведения о воспитательной системе школы, целях и задачах воспитания ребенка. 2) помочь родителям в воспитании трудных детей, отдаленных, детей неполных семей. 3) создать влияние на семью, чтобы между родителями и ребенком проходила совместная работа.
Главное – сформировать личность и точка. Готовить к самостоятельной жизни в современном обществе.
Психология
- Структура учебной деятельности. Мотивация учения
Учебнаядеятельность – это процесс, в результате которого человек получает новые или изменяет уже имеющиеся у него ЗУН-ы, совершенствует и развивает собственные способности. Учение как деят-сть только в том случае, если действия человека осознанны и целенаправленны на усвоение ЗУН. Обучение – это взаимодействие двух видов деят-сти: 1) УД учащихся; 2) пед. деят-сти учителя.
Основныехарактеристики УД: 1) она специально направлена на овладение учебным материалом и на решение учебной задачи; 2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия; 3) УД приводит к изменениям в личности учащихся; 4) происходят изменения психики и поведения учащихся в зависимости от результатов своих собственных действий.
Внутренняяструктура УД: 1) предмет (содержание) – усвоение новых ЗУНов, овладение обобщенными способами действий, развитие самого субъекта УД; 2) средства: а) исходное знание ученика, на которых базируются новые знания и опыт; б) языковые и знаковые системы, с помощью которых формулируются основные законы; в) основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация и т.д.; 3) способы (репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные, переход от внешних предметных действий к внутренним уч. действиям); 4) продукт (структурирование знаний, умение решать уч. и проф. задачи, психические новообразования, накопление собственного индивидуального опыта); 5) результат: 1) желание продолжать учебу, сформированный уч. интерес; или 2) нежелание учится, негативное отношение к школе.
Внешняяструктура УД:
1) учебная мотивация – совокупность побудителей, которые включают коммуникативно-познавательную потребность субъекта на фоне его общей потребности достижений. Виды мотивов: 1) познавательные: а) широкие – ориентация на получение новых знаний; б) учебно-познавательные – ориентация на освоение способов получения знаний; в) самообразования – ориентация на получение дополнительных знаний; 2) социальные: а) широкие – чувство ответственности и осознание социальной значимости учения; б) узкие позиционные – стремление занять определенную позицию в социуме и получить одобрение коллектива; в) сотрудничества – ориентация на способы взаимодействия с окружающими людьми.
Доминирование того или иного мотива определяет отношение ребенка к УД. Типы отношений: 1) отрицательный – несформированность мотивов, ориентация только на конечный результат, эффективная УД невозможна; 2) нейтральный или безразличная – познавательные мотивы неустойчивы и имеют свою иерархию; 3) позитивный, но аморфный – учение не умеет формулировать цель УД, эффективная УД возможна только в результате заинтересованности; 4) позитивный и познавательный – УД сформирована, учащиеся используют продуктивные способы действия; 5) позитивный личностный – задействованы все типы мотивов, УД направлена на поиск новых способов решения уч. задачи.
2) учебная ситуация – включает учебную задачу и учебные действия, направленная на решение этой задачи. Учебная задача – определенное задание, которое учащемуся необходимо выполнить для получения определенного результата. Учебные действия – действия учащихся по получению и нахождению учебных понятий и общих способов действий, а также по их воспроизведению в конкретных учебных условиях.
3) контроль учителем, переходящий в самоконтроль – это соотнесение выполняемых действий с образцом, который задан извне. Структура контроля: 1) образ желаемого результата; 2) сопоставление реального результата с желаемым; 3) вывод об необходимости корректировки действия. Этапы перехода внешнего контроля в самоконтроль: 1) отсутствие всякого самоконтроля, поскольку ученик не не может ничего контролировать сам; 2) полный самоконтроль – самостоятельно проверяет правильность выполняемых действий; 3) выборочный самоконтроль – контролируются только основные учебные действия; 4) отсутствие видимого контроля со стороны ученика.
4) оценка учителем и самооценка.
Индивидуальные особенности УД зависят: 1) мотивации; 2) обучаемости – способности человека достигать в более короткий срок более высокого результата.