Управление образовательными системами

Блок педагогика

Педагогика -наука о законах и закономерностях воспитания и самовоспитания человека, составляющих единый педагогический процесс

объект:А. С. Макаренко - ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.
Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

человек и все явления действительности, которые обуславливают его воспитание и самовоспитание

предмет:Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

задачиПостоянные задачи:

вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами

изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности.

прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

внедрение результатов исследований в практику.

Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами. Закономерности - связи между условиями и результатами. Объективность, всеобщность, постоянство, повторяемость - характеристики закономерности. Закономерности в педагогике носят статистический характер и, в основном, словесные - качественные.( например у Ущинского: "Чем больше фактических знаний приобрел рассудок и чем лучше их переработал, тем он развитее и сильнее", Из количественных , пример закон Эббингауза).

Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности. Роль науки состоит в том, чтобы проникнуть в сущность находок, выявить общее. (например, практики учителя математики, братья Эрдниевы разработали систему укрупненных дидактических единиц подходящую для всех дисциплин в школе, вузе, и т.д.). Созданы первые компьютерные банки передового педагогического опыта, например на кафедре педагогики Московского педагогического университета. Появилось понятие педагогическая инноватика.

функции:Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве.
Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:
описательном или объяснительном - изучение передового и новаторского педагогического опыта;
диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;
прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.
Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.
Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:
проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный или регулятивный" (В. В. Краевский) план педагогической деятельности, ее содержание и характер;
Модель - образец (эталон, стандарт).
преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.методы

Основные категории педагогики:

Образование (по Бабанскому Ю.К.) - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков, формирование на их основе мировозрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей. Освоение определенного обществом уровня культурного наследия и связанный с ним уровня ее индивидуального развития.

Воспитание - это исторически определенный способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого? процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребенком, необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей.

Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях. В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами.

Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Оно представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников (воспитанника), следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание).

В целостном педагогическом процессе необходимо решать такие, задачи:

- структурирование и конкретизация целей обучения и воспитания;

- преобразование содержания образования в учебный материал;

- анализ межпредметных и внутрипредметных связей;

- выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса;

- анализ результатов и эффективности педагогического процесса и др.

Педагогическая технология – это последовательная, взаимосвязанная система действий педагогов и воспитанников, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Педагогические учения зародились в Древней Греции в 5–4 вв. до н. э. как часть философских систем. Само же слово педагогика означает: «пайс» – ребенок, «гогос» – вести за собой. С развитием человечества, изменением государственных систем менялись и педагогические учения, появлялись различные системы воспитания. Менялись представления о целях обучения и воспитания, о педагогических средствах и т. д. Серьезное внимание стало уделяться обучению и воспитанию людей, профессионально занимающихся педагогической деятельностью. «Портрет» учителя, как и требования к его личности, мастерству, тоже прошел большой эволюционный путь. Педагогика оформлялась как научная дисциплина. Этот этап связан с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670).
Попытаемся ответить на вопрос: является ли педагогика наукой? Для этого выделим признаки науки и сравним их с признаками педагогики. К таким признакам можно отнести следующие:
1) Возникает из потребностей общества.
2) Имеет свой предмет исследования.
3) Обладает собственным категориальным аппаратом.
4) Имеет свои методы исследования.
5) Представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы,
Рассмотрим с этих позиций признаки педагогики.
1) История развития общества предполагает передачу социального опыта (культуры) новым поколениям, выделилась область науки Педагогика как науки о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.
2) Педагогика имеет свой предмет исследования – воспитание человека как особая функция общества. Предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человека и определение на этой основе теории и методики обучения и воспитания как специально организованного педагогического процесса. Педагогика как наука отвечает на вопросы, что такое педагогический процесс, каковы закономерности формирования личности и коллектива, как организовать учебно-воспитательный процесс в целях успешного формирования и развития личности.
3) Педагогика имеет свой категориальный аппарат: к числу основных категорий (фундаментальных понятий) относятся воспитание, обучение, образование, развитие, педагогический факт, педагогическое явление и т. д.
Воспитание – процесс целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения на основе взаимодействия учителя и учащихся в различных видах деятельности.
Обучение – процесс целенаправленного руководства учебной деятельностью учащихся на основе взаимодействия (сотрудничества) учителя и учащихся (О. С. Гребенюк).
Образование – процесс и результат воспитания и обучения.
Развитие личности – направленное закономерное изменение, в результате которого возникает качественно новое состояние личности.
Понятие «факт» (от лат. сделанное, совершенное) в логике и теории познания рассматривается как реально существующее событие, т. е. то, что произошло на самом деле, основа для выводов и обобщений. Педагогическим фактом можно считать акт общения учителя и учащегося, описание действий учителя или учащегося и т. д.
Педагогическое явление – это такое взаимодействие между педагогом и учащимися, при котором:
– оно организовано целенаправленно, с целью что-то изменить в ученике;
– предполагается осознанное использование педагогом педагогических средств;
– можно говорить и оценивать педагогический результат: что конкретно изменилось в ученике.
4) Педагогика имеет свои методы исследования, направленные на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем. Слово метод в буквальном переводе с греческого означает 'путь к чему-либо'. В самом общем значении метод – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. Сознательное применение научно обоснованных методов является важнейшим условием получения новых знаний.
Педагогика – развивающаяся наука, и для решения своих научных проблем она использует как общенаучные, так и свои методы исследования – совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем.
Методы исследования можно разделить: а) на общенаучные, изучающие человека; б) на эмпирические, проводимые как в естественных, так и в специально организованных условиях; в) на теоретические.
Эмпирические методы исследования наиболее разнообразны. К ним
можно отнести наблюдение, беседу, интервью, анкетирование, анализ документов, анализ опыта работающих учителей, методы педагогических измерений (рейтинг, регистрация, тестирование и др.). К методам изучения в специально измененных условиях относятся педагогический эксперимент, проверка выводов исследования в массовой практике и др.
Таким образом, эмпирические исследования устанавливают новые факты и эмпирические зависимости, которые фиксируют общее, повторяющееся в доступных чувственному восприятию объектах и явлениях. На эмпирическом уровне проводится классификация фактов (пример: классификация методов обучения; типы урока, типология неуспевающих учащихся). В качестве примера эмпирической зависимости можно назвать зависимость между работоспособностью и успеваемостью учащихся, между стилем педагогического общения и интереса учащихся к познавательной деятельности.
Теоретические же исследования предполагают проникновение в сущность изучаемого, раскрытие его внутренней структуры, источников происхождения, механизмов развития и функционирования. Остановимся на основных особенностях некоторых методов педагогического исследования.
Наблюдение позволяет изучать объект, в естественных условиях, получать конкретные педагогические факты. Оно характеризуется восприятием педагогического процесса в динамике (пример: интерес к занимательным, фактам, прикладным и репродуктивным заданиям, творческой работе; отношение ко всем этим видам в условиях выбора, таким- образом, может определить доминирующий интерес). Наблюдение как метод исследования должен иметь четкую цель (что будем наблюдать) ; программу (как наблюдать) и разработанные критерии (что и как фиксировать) ; заранее разработанную методику обработки результатов. Виды наблюдений: скрытое или открытое, выборочное или монографическое; контролируемое, неконтролируемое; естественное, лабораторное.
Беседа организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, ее мотивов, позиции. Беседа как метод исследования должна иметь цель, заранее разработанные вопросы, учитывать психологические тонкости участников, вестись в свободной форме без записи ответов.
Анкетирование используется для массового обследования. Вопросы анкеты должны быть посильными, однозначными, краткими и ясными; вызывать интерес и желание отвечать; не содержать в скрытом виде какого-либо внушения. Анкеты бывают открытые (требуется развернутый ответ) и закрытые (выбор ответов).
Педагогический эксперимент – специально организованная поисковая педагогическая деятельность с целью создания нового опыта или проверки выдвинутой гипотезы и т. д. Виды экспериментов:
– констатирующий (диагностический), имеющий целью исследовать исходное состояние проблемы;
– созидательно-преобразующий (формирующий), имеющий целью сконструировать и реализовать на практике разработанную систему чего-либо;
– контрольно-проверочный, цель которого – проверить экспериментально разработанную методику или систему, но в других условиях;
– естественный эксперимент, при котором исследователь не привносит извне, а конструирует привычную деятельность учащихся, изменяя лишь отдельные элементы.
Теоретические методы. К ним можно отнести изучение и обобщение передового педагогического опыта – теоретическое осмысление положительных результатов мастеров педагогического труда и их опыта.
Критерии анализа:
— результативность профессиональной деятельности по сравнению с другими педагогами;
— оптимальность опыта (за счет каких условий и средств достигается высокий педагогический результат: грамотная организация процесса на основе психолого-педагогических закономерностей, есть ли перегрузка, есть ли отклонения в здоровье и т. д.);
— целенаправленность опыта (какие цели ставит и реализует педагог);
— новизна опыта (уровень усовершенствования, уровень изобретательства и т. п.);
Сравнительный теоретический анализ педагогических идей как метод исследования применяется в процессе историко-педагогических исследований, когда изучается творческое наследие педагогов прошлого.
6) И, наконец, последний признак педагогики как науки в том, что педагогика имеет собственное содержание: разработанную систему педагогических целей, закономерностей и принципов обучения и воспитания, формы и методы воспитания и обучения.

Связь педагогики с другими науками
Какие же науки составляют основу практической науки педагогики?
Прежде всего, педагогика теснейшим образом связана с философией. Эта связь уходит в античную эпоху, когда педагогика, как и другие науки, была частью философских систем. Именно философские науки – этика, логика, эстетика – в наиболее общем виде рассматривают вопрос о целях воспитания и формирования человека в определенных социально-экономических условиях общества. Вместе с педагогической теорией и практикой они определяют пути и средства нравственного, эстетического и экономического воспитания детей. Как педагогика, так и философия, изучают проблемы теории познания, обе исследуют проблемы формирования мировоззрения, проблемы этики поведения человека и характера взаимоотношений личности и коллектива. Педагогика тесно связана с психологией, поскольку в любом педагогическом исследовании обязательно приходится учитывать психологические характеристики объекта педагогических воздействий, каким является обучаемый и воспитываемый человек. Обе рассматривают проблемы развития личности и особенностей его деятельности. И педагогика, и психология в отображении педагогической действительности пользуются многими общими для обеих наук понятиями: деятельность, человек, субъект деятельности, структура личности и т. д. В предмете психологии деятельность обучения, например, выступает как элемент связи сознания, деятельности и субъективно-личностных образований. Педагогика связана с социологией: обе изучают проблемы взаимоотношений между людьми, проблемы социализации личности, семьи, быта; вопросы влияния социально-экономических условий, среды на развитие и воспитание человека, влияние различных социальных групп и воспитательных институтов на воспитание детей (школы, семьи, воспитательных учреждений). У педагогики есть тесные связи с физиологией, с которой объединяют проблемы развития, органов чувств; опорно-двигательного аппарата; сердечно-сосудистой и дыхательной систем; особенности нервной системы, без знания которых невозможно работать учителю; а также поиск механизмов более успешного обучения и воспитания с учетом возраста детей; а также с кибернетикой, проблемами оптимального управления сложными динамическими системами обучения и воспитания, школой, классом, уроком.

Отрасли педагогики
1) Педагогика школы (дидактика, или теория и общая методика обучения; теория и методика воспитания; управление, или школоведение).
2) Педагогика высшей школы.
3) Отраслевая педагогика: военная, инженерная, спортивная, медицинская и т.
4) Специальная педагогика (или компенсаторная). Изучает особенности организации педагогического процесса.
• сурдопедагогика – с глухонемыми детьми;
• тифлопедагогика – со слепыми детьми;
• олигофренопедагогика – с умственно отсталыми детьми.
5) Социальная педагогика (влияние общества на обучение и воспитание детей), в том числе семейная, досуговая и т. д.
6) Сравнительная педагогика (изучение педагогических учений других стран).
7) Дошкольная педагогика.
8) Андрагогика (образование, обучение и воспитание взрослых).
9) История педагогики.

Связь педагогической науки и практики
Представляет интерес вопрос: в какой мере сама теоретическая педагогическая мысль приблизилась к живым сложнейшим явлениям обучения и воспитания и отражает их ос бую природу, специфику и закономерности? Этот вопрос остается еще весьма актуальным как для педагогов-теоретиков, так и практиков. Одной из причин является преобладание чисто эмпирического видения учебно-воспитательной практики, которое принимает наблюдаемые внешние примеры педагогических явлений за их действительную сущность. Опираясь на теоретический фундамент, знания, закономерности, практические педагогические умения и т. д., можно постичь суть педагогических явлений, формой выражения которых могут быть различные педагогические факты.
Связь между педагогической наукой и практикой отражает один из принципов методологии педагогики, представляя собой единую систему. Не следует считать, что связи эти прямолинейны. Диалектический подход к проблеме требует содержательного рассмотрения этого единства на материале самой действительности, умения видеть в единстве различия, а в различиях – единство.
Для использования достижений педагогической науки в практической деятельности следует говорить об определении необходимых научных идей. Иначе говоря, приобретенные научные идеи становятся ориентиром для более эффективного осуществления процесса обучения учащихся. О том, что передается не сам опыт, а мысль, выведенная из него, писал еще ранее К. Д. Ушинский. Раскрытие механизма связей педагогической теории и практики должно привести в конечном счете к повышению эффективности педагогических исследований, что в свою очерет позволило бы педагогической науке достоверно представив результаты практической педагогической деятельности, постоянно улучшать и направлять эту деятельность.

11 БЛОК

Управление образовательными системами

Управление системами образования – одна из самых актуальных проблем данной сферы, так имеет прямое отношение к качеству и эффективности деятельности образовательных учреждений. История развития национальных систем образования свидетельствует о том, что конкретная организация, формы и методы управления образованием во многом зависят от особенностей политических, экономических и культурных традиций общества, от специфики государственного устройства и права. Несмотря на существующее множество национальных систем образования, в области управления образованием в зависимости от того, как распределены полномочия принимать решения, исторически сформировались две модели: централизованная и децентрализованная.

Централизованная модель управления системой образования предполагает концентрацию прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне управления. Такая централизованная модель управления (с некоторой передачей полномочий от центра местным властям) характерна для Италии, Испании, Греции, Португалии, Люксембурга, Франции.

Децентрализованная модель управления образованием предполагает передачу или делегирование ответственности за принятие ряда решений, а значит, и делегирование соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления. В связи с этим, можно выделить шесть подходов к децентрализации – рассредоточение власти среди социальных партнеров, региональная передача власти, региональная деконцентрация, локализация, институциональная автономия, маркетизация. Региональная модель управления характерна для Австрии, Германии, Бельгии. Местный контроль в управлении системой образования осуществляется в странах: Дания, Финляндия, Швеция, Ирландия. Институциональная автономия характерна для образовательных систем Нидерландов и Великобритании.

С 1991 года образовательная система России стоит на путях эволюционного развития имеющей главной целью - развитие интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны. Основы были заложены в государственной программе развития образования в России, разрабатываемой с 1992 года.

Наши рекомендации